На рубеже 19–20 веков бум дачного строительства и мода на загородный летний отдых охватила всю Россию. Не стали исключением и пригороды Санкт-Петербурга. На берегу Финского залива в окружении сосен вычурные и не очень дачи росли как грибы. Барон Ридингер, зять художника Шишкина, имевший земли на заливе, сдавал дачникам в аренду не менее 40-ка домов. Тестю тоже выделил домик для отдыха и творчества. Однажды Шишкина в Куоккале навестил Репин и ему так здесь понравилось, что он тоже приобрёл кусок земли и приступил к обустройству собственной усадьбы (дачи).
Репин назвал свою дачу «Пенаты» в честь древнеримских богов-хранителей и покровителей домашнего очага. Дом строился в соответствии со вкусами и потребностями художника. Стеклянные фонари обеспечивали мастерскую максимальным количеством света, причудливые башенки отвечали изысканному вкусу художника. Репин сам сажал деревья, разбивал дорожки в саду, по его эскизам появились парковые постройки. Дом и сад получились очень уютными, располагающими и к отдыху, и к творчеству.
В доме бывала вся творческая интеллигенция тех лет: Чуковский, Маяковский, Шаляпин, Горький и многие, многие другие. Принимали по средам. Нравы были своеобразные: угощали только вегетарианской едой, главным лозунгом дома было «Самопомощь», то есть прислуга отсутствовала и нужно было обслужить себя самому. Если кто-то был замечен в помощи другому, то ему в качестве штрафа надлежало взойти на кафедру у камина и произнести речь. Подобная «диета» устраивала не всех, поэтому во многих воспоминаниях гости писали об угощении «сеном» у Репина. Наиболее непримиримые предпочитали приходить сытыми или со своей едой, чтобы подкрепиться, уединившись в одной из комнат, подальше от всевидящего ока хозяйки, второй жены Репина Натальи Нордман, апологета вегетарианства.
Это светлое помещение, наподобие стеклянной пирамиды, использовалось Репиным в качестве мастерской.
Кабинет расположен в пристройке к дому. И опять, очень много света.
Столовая с круглым столом (наверное здесь угощали «сеном»)
Почти ни одно собрание гостей в «Пенатах» не проходило без домашнего концерта.
Около рабочего стола хозяйки дома Наталии Нордман установлен слепок со знаменитой статуи Венеры Милосской
После 1917 года эти земли отошли Финляндии (любопытный и мало освещаемый эпизод в нашей истории) и Репин стал эмигрантом, не меняя при этом места жительства. Правда никого другого гражданства он не принял и жил по нансеновскому паспорту. Похоронен он в своём саду, причём место выбрал сам и смотрел на него из окна, работая в мастерской. Такое вот «моменто мори» по-русски.
Незадолго до посещения дачи Репина в Куоккале мы были в его же имении Здравнёво в Беларуссии. И там тоже дом, сад, пруд, парковые аллеи отличались удивительной гармоничностью, красотой, какой-то художественной и природной негой, разлитой в воздухе. Видимо таков был талант художника обустроить пространство вокруг себя и для себя, в котором хотелось бы жить и творить.