В нашей летней поездке в Cанкт-Петербург еще одной сбывшейся мечтой стало посещение Интерактивного центра истории ГУП «Петербургский метрополитен». Посещение строго по предварительной записи, осенью я пыталась записаться за неделю — группы были уже заполнены. Теперь же я позвонила в конце мая, планируя поездку в конце июня, и тут уже мы были первыми в списке:).
Сразу скажу — музей отличный! Рекомендуем к посещению.
Музей метро находится рядом со станцией метро Приморская, после выхода из вестибюля два раза налево и видна скромная вывеска.
У входа — касса. Билет для взрослого 300 рублей, льготный -100 рублей.
1
Группа примерно 25 человек собирается у дверей музея, в коридоре есть ячейки для личных вещей, можно оставить верхнюю одежду и сумки.
Продолжительность экскурсии немногим больше часа.
1
Нашу группу встретила методист центра Ольга Владимировна. Первый экспонат — схема Санкт-Петербургского метрополитена.
1
В настоящее время существует 5 линий, общей протяженностью около 115 км пути. Самая длинная линия — Московско-Петроградская (синяя), почти 31 км и 18 станций. Самая короткая — Правобережная (оранжевая), 11 км и 8 станций. Кстати, цветной схема ленинградского метро стала лишь в 1993 году, до этого времени была черно-белой. Общее количество станций — 67, но 74 вестибюля и 263 эскалаторов. Используются также и траволаторы — пока только на станции Спортивная 6 траволаторов помогают преодолеть почти 300 метров пути, тоннель проложен под Малой Невой. Забегая вперед, скажу, что после экскурсии мы посетили эту необычную станцию:) Перегоны между станциями довольно длинные, от 1,5 до 2,5 км; самый короткий — 848 метров между станциями Площадь Восстания и Владимирская, а самый длинный — 3600 метров между станциями Обухово и Рыбацкое.
В длинном коридоре музея показана эволюция вагонов метро от времен открытия до нынешнего времени — 4 разных вагона. Составы именно из такого количества вагонов ходили в первые годы работы метро. Сейчас используются шестивагонные составы, а на красной ветке — восьмивагонные. Среди пассажиров этих четырех вагонов угадываются сотрудники метрополитена. Ольга Владимировна озвучила цену вагонов — от 60 до 120 млн. рублей.
Стена напротив — точная копия путевой стены станции Автово, таблички с названиями станций те самые, из прошлого. Мы прошли по кусочку тоннеля.
1
Перегонные тоннели метро нынче отделаны железобетонными тюбингами, ранее использовались чугунные детали. Петербургский метрополитен один из самых глубоких в мире, средняя глубина станции 58,5 м. Самая глубокая станция в городе — Адмиралтейская, 86 м.
Следующая экспозиция посвящена строительству метро. Здесь гид объяснила нам, почему же станции такие глубокие — их строят в кембрийских глинах, а глубина залегания пород варьируется от 50 до 90 м. Такие глины плотные, упругие и не пропускают воду.
Группа совершила виртуальный спуск в метростроевской клети на глубину 60 м и мы увидели геологический разрез почвы до тех самых кембрийских глин.
Затем мы попали в самый настоящий. забой. Фигура рабочего с отбойным молотком, звуковое и световое сопровождение — все способствовало погружению в атмосферу шахты метро. Отбойным молотком сооружены тоннели от станции Автово до станции Площадь Восстания и до сих пор он применяется при строительстве некоторых участков. Основную работу по прокладыванию тоннелей в Санкт-Петербурге выполняет проходческий щит «Надежда», в настоящее время он пробивает двухпутный тоннель (шириной 10,5 м) на продолжении Невско-Василеостровской линии. Музей оснащен множеством интерактивных экранов, где можно посмотреть и почитать подробности об экспонатах.
Следующая экспозиция на нашем пути — «История общественного транспорта Санкт-Петербурга. Метрополитены мира»
Стенды посвящены прошлому, настоящему и будущему Петербургского метрополитена, а также другим городам, где есть метро. Карты, схемы и билеты различных городов расположены в витринах.
1
Основной зал музея — тут уже глаза разбегаются, сколько всего интересного представлено.
1
Первое, что притягивает взгляд — огромный макет линии метро.
Наглядно показано движение на линии, взаиморасположение депо, станций, вестибюлей, тупиков.
Рядом — интерактивный фрагмент тоннеля.
1
Кусочек пути в натуральную величину, ходовые рельсы и контактный, так называемый блок-участок со своим светофором и автостопом. Экскурсовод рассказала и показала действие автостопа. Также ознакомила нас с правилами безопасности, например, что делать, если вдруг человек окажется на рельсах. Первым делом — прислушаться. Если из тоннеля не доносится шум прибывающего поезда, то нужно идти вдоль платформы до ее начал. Там есть небольшая лестница, с помощью которой можно подняться. Если же поезд слышен, а тем более видны его огни, правила другие. Между рельсами находится так называемый лоток, глубиной около 50 см и шириной 90 см. Нужно лечь в этот лоток, головой в сторону поезда и лицом вниз. Такое положение неспроста — если человек ложится наоборот, головой от поезда, то воздух, сопровождающий поезд, может приподнять полы одежды, которые могут зацепиться за части вагонов. Если Вы видите какую-либо чрезвычайную ситуацию перед прибывающим поездом, нужно подать сигнал машинисту об экстренной обстановке круговыми движениями рук, желательно в руку взять что-то яркое. Не нужно бояться контактного рельса — он проходит под платформой и накрыт кожухом. Но и намеренно трогать его не нужно — все-таки напряжение 825 вольт.
Следующий экспонат — «хрустальная колонна» со станции Автово.
1
Эта станция входит в перечень 12 самых красивых станций метро мира. Она украшена 46 колоннами. 30 из них их белого мрамора «Коелга», остальные 16 — «хрустальные», облицованы декоративным прессованным стеклом с рельефным орнаментом.
Еще несколько шагов — и коллекция турникетов, от самых первых до современных.
1
Турникеты появились на станциях лишь спустя три года после открытия метро, до этого сотрудники проверяли билеты вручную. Жетоны для прохода через турникеты появились в 1958 году, после денежной реформы 1961 года стоимость проезда составляла 5 копеек, вплоть до 1991 года. В настоящее время стоимость жетона — 45 рублей, выпускаются юбилейные жетоны, за которыми охотятся коллекционеры разных стран. Их можно увидеть в соседних витринах.
2
Небольшой зал «Службы и ветераны метрополитена» посвящен выдающимся сотрудникам.
1
А теперь — вниз, по эскалатору.
1
Об эскалаторах гид тоже рассказала — оптимальный угол наклона ленты 30 градусов, скорость — около метра в секунду. Ступеньки и поручни приводятся в движение разными приводами и поэтому нет полной синхронности между ними.
Экспозиция «Диспетчерская. Ситуационный центр». Эти службы находятся на станции метро «Технологический институт».
1
Рабочее место поездного диспетчера — на экранах он видит всю свою линию. Здесь мы посмотрели несколько сюжетов о безопасности в метро, реальные ситуации, записанные камерами слежения.
У следующего экспоната группа очень оживилась — это часть настоящего вагона метро с кабиной машиниста.
Это мультимедийный тренажер, можно представить себя машинистом электропоезда среди кнопочек и рычажков, на экран перед стеклом проецируется видео реального тоннеля.
2
Отдельная секция посвящена художественному оформлению станций.
2
Здесь я надолго «зависла» над витринами, рассматривая образцы горных пород, используемых для облицовки станций.
1
Еще один небольшой зал в виде тоннеля метро — «Размыв».
1
Здесь гид рассказали историю одной из аварий в метрополитене в советское время.
На большом экране мы посмотрели несколько тематических масяня-мультиков:)
После экскурсии некоторое время можно изучить экспонаты самостоятельно, видеосъемка в музее запрещена, а вот фотографировать можно бесплатно. Можно приобрести сувениры с символикой метрополитена — есть киоск-автомат.
После интереснейшей экскурсии мы решили продолжить тему и поехали — на ту самую станцию Спортивная, о которой упоминала гид. Станция необычная — двухэтажная.
Поезда прибывают на второй этаж, а отправляются с первого. Такое решение — шаг в будущее, ведь планируется строительство кольцевой линии, и здесь будет кросс-платформенная пересадка на нее.
1
На Спортивной между рельсами нет «лотка» — не хватило глубины. В 300 метровом тоннеле под Малой Невой используются траволаторы — всего их 6, по 3 на двух отрезках пути.
1
По Санкт-Петербургу удобно перемещаться на общественном транспорте, используя в качестве проездного билета карту Подорожник. Залоговая стоимость 60 рублей, можно оплатить нужное количество суток и получить безлимитный проезд на автобусах, троллейбусах, трамваях и метро. http://orgp.spb.ru/tarif_pd/