9 октября Петербургский Музей Политической Истории России отметил славную дату — 100 лет.
Рассказ назван по названию книги, которая выпущена к юбилею и мне кажется, что музей оправдывает это название.
Как известно, политика — сфера взаимоотношений человека и власти и может ли эта важная область человеческой деятельности не интересовать современных людей, когда сегодня именно в этой области происходят жаркие схватки разных сил, включены разные социальные слои, группы и их лидеры.
Музей, созданный в 1919 году, вначале был посвящен отражению революционных событий 1917 года, и получил первое название: Государственный Музей Революции.
Расположился этот музей вначале в Николаевском зале Эрмитажа. В сборе экспонатов большое значение сыграла экспедиция 1920 года, предпринятая сотрудниками музея.
Тематика многочисленных выставок, которые постоянно проходили в музее была очень разнообразна. Это и экспозиция о каторге и ссылке в России, выставка к 100-летию восстания декабристов и многие другие. С лекциями постоянно выступали бывшие пленники Шлиссельбурга, например, такие как Вера Фигнер.
100 лет — срок немалый и музей вместе со страной переживал все трудные времена. Менялась власть — менялись направления движения. В результате сначала собирали, а потом уничтожали те экспонаты, которые в духе нового времени новой власти казались идеологически вредными. Не менее кардинально обходились и с сотрудниками, которых в трудные времена в лучшем случае увольняли.
А музей не закрывался, жил, иногда выживал, копил опыт, экспонаты, чтобы потом это все сделать достоянием общественного внимания. В 90-е годы музей вообще пережил период «вот-вот закроют» — Перестройка шагала по стране. Но в 1991 году мудрые люди добились переименования музея — он стал Государственным музеем политической истории России» и в этом звании благополучно живет и по сей день, где революция 1917 стала далеко не основным событием истории, а только одним из этапов, который имел колоссальные последствия.
В течение столетия музей не раз менял взгляды на политическую историю страны, но ученые, занимавшиеся наукой, всегда стремились к объективности, за что иногда вынуждены были поплатиться карьерой, а иногда и жизнью.
1
Но если бы не было этих людей, в книге отзывов не появились бы многочисленные записи, например, такие как эта — Президента международного совета музеев, профессора Ханса-Мартина Хинца: «Поздравляю один из самых важных музеев, которые я когда-либо посещал. Если мы хотим лучше понимать сегодняшний мир, мы должны знать, откуда мы приходим и как развивалось наше общество. И гораздо проще представить прошлое, когда история страны показана под разными углами. Спасибо за вашу работу».
В этой записи особенно хочется акцентировать фразу «под разными углами».
Сегодня среди выставок музея, одна из важных посвящена именно истории векового развития, рассказывающая о том, как менялось наше государство, менялась власть и как на это откликался музей, и что менялось именно в нем.
Но моя задача немного рассказать о музее и поэтому будет интереснее просто ознакомительно пройти по некоторым залам, чтобы лучше представить сам музей. А также понять, почему этот музей один из самых посещаемых в городе, почему иностранные туристы непременно хотят здесь побывать, а потом оставляют очень яркие отзывы и всегда благодарность.
Современный музей расположен по адресу ул. Куйбышева, д.2–4.
Однако есть и еще два филиала: на Гороховой 2 — Музей Истории политической полиции и органов государственной безопасности России XIX—XX вв. (Адмиралтейский пр. 6); Детский музейный центр исторического воспитания (Болотная 13). Все три отделения очень интересны.
Однако среди гостей города все же наиболее популярен головной музей на ул. Куйбышева. Все знают это здание, как «особняк Кшесинской», однако музей занимает не только особняк известной балерины, чья жизнь была так тесно связана, в первую очередь через царскую семью Романовых, с политической жизнью России, в то время как ее особняк оказался связан с революционными событиями 1917 года (кабинет Ленина — одна из экспозиций).
Музею в 1954 году были переданы два здания — особняк М. Ф. Кшесинской и рядом стоящий особняк известного лесопромышленника В. Э. Бранта. Со временем между зданиями была построена перемычка, построен Атриум.
Итак, пройдемся по залам музея, которые сегодня оснащены по последнему слову техники. Это в полном смысле слова — современный музей о истории государства Российского.
1
Современный отсчет времени ведется не с 1917 года, как это было в первые годы организации музея, а с времен формирования государственности в нашей стране. Не случайно центральным считается зал, который называют «Имперским», а точнее «Имперская Россия». И сразу же знакомство с уникальным экспонатом — картиной Верещагина «Казнь заговорщиков в России».
2
Эта картина является одной из «Трилогии казней» Верещагина. Есть еще две картины: «Подавление индийского восстания англичанами» — ее местонахождение неизвестно, и «Распятие на кресте у Римлян» — находится в одном из частных собраний.
Данная картина — собственность музея, хотя реставрация проходила в «Третьяковке».
1
Картина изображает казнь через повешение организаторов убийства Александра II.
Это С.Перовская, А.Желябов, Н.Кибальчич, Н.Рысаков, т. Михайлов.
Вообще обсуждение проблемы казни в России не могло не затронуть музей. Однажды была выставка. Там, познакомившись с экспонатами, каждый посетитель мог проголосовать «за» — белой карточкой, и «против»- чёрной.
Результат? Опускали белые.
Здесь можно познакомиться с уникальными документами. Иногда именно с текстами этих документов.
1
Вот на тумбе, текст выступления НиколаяI, когда он назвал думские проекты «бессмысленными мечтаниями» — он не верил в преобразования.
Впоследствии Струве отметил это как большую ошибку самодержца, облекшего себя на политическое одиночество.
Мы знаем, чем это кончилось.
Полумиллионный фонд музея невозможно охарактеризовать в одном рассказе, поэтому обратим внимание лишь на некоторые экспонаты и пройдем только по некоторым залам.
Вот интересная статистика на 1897 год о национальном составе населения.
События стараются представить хронологически, но нередко они так взаимосвязаны, что приходится или возвращаться вспять или рассказывать о последствиях.
Здесь тоже статистика. Это наши потери. Холодные цифры, но за ними судьбы людей и страны.
Кроме экспонатов, рассказывающих об Афганистане, вдали виднеется стенд Владимира Высоцкого, ближе барды, документы о «психушках для неугодных», оккультные опыты Иванова, Кашперовского и других, которыми в определенное время увлекались в наше стране. Все как бы смешалось, но так и было.
Конечно, Революция была серьезным переломом и ей посвящено много экспонатов.
В апреле 1917, когда Ленин вернулся в Россию, он расположил свой кабинет в одной из комнат особняка Кшесинской. Вот та дверь на балкон, когда он с балкона, впервые выступил перед собравшимися на улице и говорил о революционных перспективах. Он не выступал с броневика — художественная выдумка в знаменитом фильме прочно укрепилась в сознании людей, как исторический факт. На самом деле первое выступление было с этого балкона.
Рядом с кабинетом Ленина комната секретариата, где за столами работали Свердлов и Крупская, ведь особняк Кшесинской тогда (с апреля по июль 2017) превратили в Штаб большевиков.
Вот они — творцы революции.
А времена и судьбы людей наслаиваются.
В особняке Кшесинской не только кабинет Ленина и Штаб, но и уникальная экспозиция о жизни и творчестве самой владелицы. Этому в музее посвящена отдельная экскурсия. Но вот лишь некоторые экспонаты:
Во-первых зал, в котором известная балерина когда-то принимала гостей (вдали «Зимний сад»), а слева накрывались столы для званых обедов и ужинов — это за дверями.
Сегодня зал, который в музее называют Белым, не пустует. Это концертная площадка, на которую приходят интересные исполнители и публика.
Оказывается Кшесинская и неплохо рисовала. Вот ее рисунок молодого будущего царя.
Но известная балерина покинула Россию, оставив легенду о оставленных где-то сокровищах (их не устают искать некоторые энтузиасты), а страна жила.
Конечно, можно представлять Сталина вот таким — скорее символом.
А можно рассмотреть фотографию, где он вполне «живой человек».
Деяния новой власти. Коллективизация.
А как следствие репрессий и прочих «преобразований», например раскулачивания, которые прошлись по судьбам людей — возникновение такого анахронизма, как бараки и коммуналки.
Этот музейный экспонат, к сожалению, «живет и процветает» — в Петербурге и сегодня таких кухонь много. Именно на таких кухнях — особенно в Брежневское время любили рассказывать анекдоты про власть.
В Музее можно подойти к вот таким автоматам (двушка не нужна), просто снять трубку и услышать очередной такой анекдот.
В музее много плакатов прошлых лет. Некоторые вызывают глубокие эмоции, даже без комментариев.
Великая отечественная война.
Дата подписания Договора о ненападении. Справа плащ Рихарда Зорге. В музее есть и другие его личные вещи.
Можно и газету увидеть, как видели ее наши соотечественники в тот день, когда вышел этот номер «Правды».
Все важные события нашли отражение.
Здесь посмертная маска Сталина.
А вернувшись к более ранней экспозиции можно с удивлением уточнить то, на что вначале не обратили внимание: Красная звезда — знакомый символ оказывается вначале был не с серпом и молотом, а с плугом и молотом.
Все это говорит лишь о том, что на этот музей нужно оставить не час-два, а много времени и скучно не будет.
У меня осталось еще много фотографий о музее, но как я писал раньше, невозможно рассказать о молумиллионном фонде за один раз и в ограниченное время. Лучше самим посетить музей и узнать много нового.