Продолжаем нашу экскурсию по музею «Тайны да Винчи» в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга.
Тайны да Винчи. Часть 1
Тайны да Винчи. Часть 2
Несмотря на свои пацифистские убеждения, Леонардо уделял особое внимание разработке новых видов оружия и бронетехники, поскольку жил во времена частых военных конфликтов. Однако многие его идеи так и остались лишь на бумаге, поскольку современники да Винчи опасались разрушительных последствий использования такого оружия.
Штурмовая лестница
В сохранившихся документах мастера можно увидеть огромное количество эскизов, чертежей и рисунков с изображением лестниц для штурма. С их помощью солдаты могли атаковать вражеские крепости и замки. В конструкциях да Винчи длину лестниц и угол их наклона можно было регулировать. В основании находился специальный механизм: зубчатое колесо приводилось в действие с помощью ходового винта. Принцип такой конструкции очень похож на современные пожарные лестницы.
Катапульта
Да Винчи посвятил немало страниц своих рукописей и рисунков этому древнейшему орудию, стремясь усовершенствовать его и сделать более эффективным. Мастер экспериментировал с материалами, пытаясь увеличить мощность катапульты и добиться лучшей дальности полета камня и точности его попадания.
Скифская колесница
Мастер был покорен красотой и мощью военных лошадей, которых часто использовали в атаке во время сражений. Он сам был отличным наездником и посвятил много эскизов и рисунков этим грациозным и сильным животным. Именно в расчете на конную тягу Леонардо разработал проект усовершенствованной скифской колесницы. Во время движения установленные на ней четыре косы начинали вращаться, вырезая всех на своем пути. Однако, зная пугливый нрав лошадей, изобретатель отказался от этой идеи, поскольку острые клинки могли причинить вред и самим животным.
Многоствольная пушка
В углу зала у окна стоит конструкция скорострельного оружия направленного действия. Двенадцать стволов расположены веером. Стрелять такая пушка могла как единичными выстрелами, так и залпами. Конструкция крепилась на колесах, чтобы солдаты перемещали и поворачивали ее в нужном направлении в зависимости от позиций врага на поле сражения. Сзади находился рычаг, с помощью которого регулировалась высота и траектория полета снарядов. Однако перезаряжать такое оружие во время битвы было бы довольно сложно.
Прототип пулемета
Усовершенствование идеи с пушкой было воплощено при создании трехзарядного скорострельного оружия — прототипа современного пулемета. Леонардо хотел увеличить скорость и мощность огня, поэтому спроектировал машину с тридцатью пушками. Три стойки по десять стволов крепились на вращающейся платформе. Пока один ряд орудий стрелял, второй — перезаряжался, а третий — остывал после выстрела.
Пуля — дура?
Ученый склад ума да Винчи привел его к выводу, что при полете пушечного ядра воздух препятствует ему, замедляя движение. Леонардо разработал новый тип пули — длинной заостренной формы с направляющими крылышками. Обтекаемая форма имела меньшее воздушное сопротивление, а, следовательно, давала возможность сохранить скорость полета и точность попадания в цель.
Паровая пушка
Идею создания паровой пушки да Винчи позаимствовал у древнего математика Архимеда. Однако он развил ее и усовершенствовал конструкцию. Предполагалось, что для выстрела ядра эта боевая машина будет использовать не порох, а силу пара. Пушку нужно было накалить и затем влить в нее воду. Давление пара поднималось с такой силой, что выталкивало ядро. Выстрел сопровождался громким взрывом и мощными клубами дыма.
Танк
Леонардо впервые в истории человечества спроектировал огромную бронированную машину, оснащенную со всех сторон пушками. Она могла двигаться за счет мускульной силы экипажа в любом направлении. Солдат, который управлял ею, находился в смотровой башне конструкции. Экипаж боевой машины состоял из восьми человек. Чтобы танк двигался, они непрерывно крутили рукоятки, прикрепленные к колесикам, которые приводили в действие четыре больших колеса. Это требовало немало усилий, а нужно было еще заряжать пушку и стрелять. Тем не менее, идею да Винчи оценили гораздо позже: усовершенствованные бронированные вагоны впервые использовали во время Первой мировой войны.