К моему изумлению и негодованию некоторые мои знакомые, при поездке в Санкт-Петербург, не включают в свои планы посещение Русского музея, а есть и такие которые вообще о нем не знают. Для меня этот музей лучший из всех, что я видела и обязателен к посещению. Поэтому я решила напомнить об этом музее, а может кого-то с ним познакомить.
Государственный Русский музей — это крупнейшее собрание российского искусства в мире. Музей представляет собой сложный комплекс, состоящий из пяти зданий: Михайловский дворец (главное здание) с выставочным корпусом Бенуа, Михайловский (Инженерный) замок, Мраморный и Строгановский дворцы и Летний дворец Петра I. В состав музея так же входят Михайловский и Летний сады, сад Михайловского (Инженерного) замка и Домик Петра I на Петровской набережной. В собрание музея входят произведения живописи, графики, скульптуры, нумизматики, декоративно-прикладного и народного искусства, а так же обширные архивы.
1
Русский музей — это первый в нашей стране государственный музей русского изобразительного искусства, решение о его основании было принято императором Александром III. А в 1895 году по указу Николая II для размещения экспозиции музея из государственной казны был выделен Михайловский дворец со всеми принадлежащими ему флигелями, службами и садом.
Формирование коллекции музея началось с произведений, поступивших из Академии художеств, Эрмитажа, Зимнего, Гатчинского и Александровского дворцов, приобретенных в частных коллекциях и переданных музею в дар. Даже после Октябрьской революции 1917 года коллекция росла и расширялась, за счет национализированных произведений искусства. В годы Великой Отечественной войны большую часть коллекции эвакуировали в Пермь, а оставшуюся укрывали в подвалах здания.
И вот в один прекрасный день в Санкт-Петербурге я с утра пошла в любимый музей. Со стороны площади Искусств находится центральный вход в музей, еще можно начать осмотр в корпусе Бенуа, со стороны канала Грибоедова. В цокольном этаже Михайловского дворца располагаются кассы, гардеробы, сувенирные магазины, небольшое кафе и туалет.
Очереди в кассу за билетами не было! Я была расстроена, почему в такой удивительный музей нет очередей. И вообще в этот день в залах было совсем немного посетителей.
Начинать осмотр экспозиции надо со второго этажа.
В первых залах размещается собрание «Древнерусское искусство», которое включает в себя коллекцию русской иконописи, собрание древнерусского декоративно-прикладного искусства, скульптуры и мелкой пластики. В залах с первого по четвертый представлены шедевры гениальных мастеров: Андрея Рублева, мастера Дионисия, крупнейшего иконописца Оружейной палаты Симона Ушакова и других мастеров. Благодаря многочисленности и разнообразию коллекция дает полное представление о развитии русской иконописи. Самая древняя икона в коллекции — это «Ангел Златые власы», созданная на рубеже XII — XIII веков (фото из интернета).
2
2
Следующие залы (с 5 по 10 и 12) посвящены искусству XVIII века. Здесь представлены портреты, эскизы и этюды Ф. Рокотова, И. Вишнякова, Д. Левицкого, В. Боровиковского и других известных и многих малоизвестных мастеров.
1
И.П. Витали, Портрет А.Д.Меньшикова, 1849г.
3
Ф.И.Шубин, Екатерина II - законодательница, мрамор.
1
Д.Левицкий, Портрет Глафиры Ивановны Алымовой, 1776г.
Д.Левицкий, Портрет Е.И. Нелидовой, 1773г.
М.И. Козловский, Поликрат, 1790г., бронза
В.Л. Боровиковский, Портрет Муртазы Кули-хана, 1796г.
По пути проходим «Белоколонный зал» — это единственный интерьер дворца, сохранивший свой облик в неизменном виде, а так же один из немногих памятников мировой архитектуры эпохи ампир. Этот зал, созданный по проекту архитектора К. И. Росси был парадной гостиной Михайловского двора.
2
2
4
1
В залах 11, 13–17 представлено искусство первой половины XIX века. Здесь мы видим работы О. Кипренского, А. Иванова и других мастеров.
А.А. Иванов, Явление Христа народу, 1836г.
1
Мой самый любимый зал в музее — с картинами И. Айвазовского и К. Брюллова.
К.П. Брюлов, последний день Помпеи, 1833г.
1
К.П. Брюлов, Портрет графини Ю.П.Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией, 1842г.
1
2
И.Айвазовский, Девятый вал, 1850г.
1
1
А.Г. Веницианов, Гадание на картах, 1842г.
1
А.Г. веницианов, Жница.
На этом осмотр второго этажа заканчивается, спускаемся на первый и продолжаем.
В залах с 18 по 48 и в 54 размещается искусство второй половины XIX века, картины и скульптуры. В обширную экспозицию входят работы И. Репина, В. Сурикова, И. Левитана, И. Шишкина, В. Верещагина и многих других.
2
И.Н. Крамской, Портрет И.И.Шишкина, 1880г.
1
Ф.А. Васильев, Вид на Волге.Барки, 1870г.
1
В.Г. Перов, Охотники на привале, 1887г.
3
И.И. Шишкин, Дубы, 1865г.
1
И.Е. Репин, Запорожцы, 1891г.
2
И.Е. Репин, Бурлаки на Волге, 1873г.
В.И. Суриков, Взятие снежного городка, 1891г.
В.М. Васнецов, Витязь на распутье, 1882г.
Осматривая залы первого этажа, мы переходим во флигель Росси и попадаем в залы в которых представлено Народное искусство (вход из зала 48). Обширнейшая коллекция народного искусства Русского музея является одной из крупнейших в нашей стране. Она включает в себя все основные виды народного искусства: резьба и роспись по дереву, деревянная и глиняная игрушка, керамика, художественная обработка металла, вышивка, ткачество, кружевоплетение и многое другое.
1
1
М.М. Антокольский, Иван Грозный, 1878г.
Из флигеля Росси переходим в корпус Бенуа. На первом этаже в залах 101–109 размещаются временные выставки. Так же здесь находятся кассы музея, гардероб, сувенирный магазин и очень симпатичный ресторанчик, в котором я перекусила, немного отдохнула и пошла на второй этаж корпуса Бенуа.
1
В залах с 66 по 85 представлено искусство XX века. Экспозиция включает работы В. Серова, М. Врубеля, К. Коровина и других мастеров.
М.А. Врубель, Демон летящий, 1899г.
1
В.А. Серов, Портрет княгини З.Н.Юсуповой, 1902г.
2
Б.М. Кустодиев, Купчиха за чаем, 1918г.
1
К.А. Коровин, Портрет Ф.И.Шаляпина, 1911г.
Русский музей располагает одной из крупнейших коллекций раннего русского авангарда и других новаторских течений (В. Кандинский, Н. Гончарова, К. Малевич, А. Родченко, П. Филонов и других мастеров), искусство социалистического реализма и советского периода.
В залах с 87 по 94 корпуса Бенуа размещается собрание произведений декоративно-прикладного искусства. Это собрание является одним из самых значительных в мире и включает в себя свыше 35 тысяч экспонатов. В него входят коллекции фарфора, стекла, изделий из драгоценных и цветных металлов, текстиля, резьбы по дереву и кости и многое другое.
Осмотрев экспозицию в корпусе Бенуа я вернулась к основной экспозиции и еще немного погуляла по залам музея.
Осматривая картины в Русском музее у меня создалось впечатление, что листаешь станицы в своих школьных учебниках. Какие-то картины мы видели в учебнике истории, а по многим писали сочинения по русскому языку и литературе.
Я не великий знаток и ценитель искусства и только в Русском музее я чувствую, что мне многое понятно и знакомо, а главное очень нравится.
Всю информацию об экспозиции, времени работы, стоимости билетов, о проводимых выставках можно посмотреть на сайте музея. Фотографировать не запрещают, конечно без вспышки.