Ещё недавно в Манеже Малого Эрмитажа (над которым расположен знаменитый Висячий сад) проходила познавательная и очень красивая выставка про раскопки Боспорского царства:
1
А теперь посетителей встречает Сергей Иванович Щукин:
1 из 2
1
как когда-то в своём московском особняке по адресу Большой Знаменский переулок, д. 8, кор. 1 (современное фото взято на сайте Kartarf.ru)
1 из 2
1
И не просто встречает, а показывает свою знаменитую коллекцию, которую частично и в разных концепциях видели ранее и Париж, и Москва:
1
В общем, немного затейливо я изложила то, о чём могла написать просто и кратко: «26 июня Эрмитаж открыл долгожданную выставку „Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина“, которая продлится до 30 октября».
»К 1914 году коллекция Сергея Ивановича Щукина, была одной из лучших в мире, аналогов ей не было ни в Европе, ни в Америке. На выставке в Государственном Эрмитаже будут представлены более 150 произведений из этого всемирно известного собрания: 30 картин Анри Матисса, 40 произведений Пабло Пикассо, знаменитый «иконостас» Поля Гогена, включающий 15 его работ, лучшие полотна Винсента Ван Гога, Клода Моне, Камиля Писсарро, Андре Дерена и многих других.
Выставка, организованная Государственным Эрмитажем совместно с Государственным музеем изобразительных искусств (ГМИИ) имени А. С. Пушкина и внуком Сергея Ивановича Щукина Андре-Марком Делок-Фурко, уникальна тем, что именно в Петербурге хранятся важнейшие произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса, которые не могут покидать Эрмитаж по состоянию сохранности. Это позволяет создать экспозицию, максимально близкую к оригинальной «щукинской»: полотна, хранящиеся в Государственном Эрмитаже и ГМИИ имени А. С. Пушкина (Москва), впервые будут показаны вместе в столь полном составе.»
Немного подробностей про билеты и т. д. будет в конце отзыва. Отдельно фотографии картин выкладывать не буду: это все известные шедевры, и музеи (Эрмитаж точно) их на своих онлайн ресурсах выложили в надлежащем качестве. Поэтому здесь у меня будут «картинки с выставки» и размышления дилетанта, как я всё это поняла.
Справедливости ради, посетителей встречают не один, а два Сергея Ивановича:
1 из 3
1
Еще на одном информационном щите представлена фотография, как выглядели картины на стенах особняка примерно в 1920-м, а также информация по годам об основных фактах жизни С. И. Щукина и его коллекции (в слайдшоу включила увеличенный текст для лучшей читаемости).
1 из 5
1
Фотографии в анонсе и потом на выставке привели, я думаю, для того, чтобы такая, немного странная для современного посетителя музея развеска картин не воспринималась стремлением к оригинальности кураторов проекта.
Итак, выставка Эрмитажа, кроме набора картин, отличается от парижского и московского вариантов тем, что нам решили дать возможность почувствовать себя гостями особняка, представив в Манеже некий его макет. Сравним планы (про стрелки — в конце отзыва):
1
В особняке у гостей и посетителей маршрут был такой: лестница с «Танцем» и «Музыкой» Матисса, Аванзал с картинами Мастисса, Музыкальнаый салон (в основном, импрессионисты) , Розовая гостиная (Матисс), Большая столовая (в основном, Гоген), Кабинет Пикассо. Из Музыкального салона можно было зайти в Кабинет Сезанна (не только Сезанн, но и другие).
На плане выставки мы видим отличия от особняка: после вступительной части можно начать с Музыкального салона или Розовой гостиной, «Танец» и «Музыка» — в дальней от входа части Манежа. Посетитель сам выбирает маршрут осмотра, какой порядок предлагает аудиогид, я не знаю.
Разные помещения выделены разными цветами:
1
После окончания осмотра у меня остался вопрос, насколько цвет стен на выствке соответствует тому, что было в особняке. Интернет-издание Фонтанка.ру частенько грешит некачественными материалами на разные темы, а вот по проходящим в СПб. выставкам у них бывают интересные статьи. И в одной из таковых я нашла ответ куратора про цвета стен на выставке: «— Цвет стен — условность на нашей выставке, мы отталкивались от Розовой гостиной с картинами Матисса: у Сергея Ивановича был вишневый ковер, приглушенный зеленоватый цвет стен и розовый плафон, огромное количество лепки, и всё это звучало единым живописным ансамблем, — рассказывает Ольга Леонтьева. — Мы, конечно, не можем воссоздать всё это великолепие, поэтому сделали цвет розовым — как напоминание об общей атмосфере зала. В большой столовой с иконостасом Гогена, конечно, цвет стен не был красным. Но у нас всё-таки выставка и единый дизайн, он должен был выставку объединить." (статью рекомендую и целиком прочитать).
Освещение на выставке приглушённое, но хорошо выставлено на картины. Смотреть мне очень понравилось, бликов почти нет. Смартфон справился, как мог, но, считаю, для информационного обзора достаточно, а других целей для фото (и немного на память) я и не имела.
В цитате из описания выставки упоминается плохая сохранность части картин. Для полноты отражения набора картин и авторской развески от коллекционера такие произведения на выставке заменены на ч/б фотографии.
В своё первое посещение я решила пойти маршрутом гостей особняка, начав с конца экспозиции, но тут «картинки с выставки» начну показывать с «Музыкального салона»:
1
Буду приводить общие фото стен, таблички с перечнем представленных работ (читаемы при увеличении), ну и выделю что-то на свой вкус.
В галерее справа (если стоять спиной к входу) представлены фотографии интерьеров особняка 1914 и 1919—1920 гг. На плане я галерею с фото подписала.
Если сравнить с планом, то получается, смотрим от окна.
1 из 2
1
Крамской и Репин, например, не очень жаловали импрессионизм , а вот посетители выставки в наше время — наоборот, поэтому именно в этой части было больше всего народу, и среднюю длинную стену получилось сфотографировать только по частям:
1 из 4
1
А вот в части выбора для коллекции картины Сислея я с Сергеем Ивановичем очень согласна. Я бы тоже купила это солнечный пейзаж:
2
(а потом еще и другие картины Сислея:)).
На стене справа, после которой надо было переходить в другой зал, импрессионисты уступают места Сезанну и другим мастерам. Интересно, Сергей Иванович сознательно показывает, что дальше на передний план активнее будут выходить другие направления живописи, или это развеска из чисто колористических принципов:
1 из 4
1
Фото начала 20-го века:
1 из 3
1
Как видно на следующем фото, ковид сдал свои позиции, и строгой маршрутизации для осмотра выставки нет, хотя понятно, что посетителей ожидается много:
1
Я же по маршруту особняка перехожу в «Розовую гостиную»:
1
На стенах красивого и спокойного оттенка розового цвета «солирует» Матисс:
1 из 2
1
На мой вкус очень хорошо подчеркнута декоративная сторона живописи Матисса:
1 из 4
1
(Отступление от темы: а вот когда картины Матисса первыми переехали с 3-го этажа Зимнего дворца в Главный штаб, цвет для стен был выбран мятный, и у меня «не сошлось»; потом поменяли на светло-серый, и этот вариант экспозиции мне нравится больше.)
По декоративности в этом зале выставки мне больше всего понравились «квартет» и букет из этого слайдшоу:
1 из 2
1
1 из 6
1
Переходим в «Большую столовую»:
1
Здесь посетители почтенно замирают на расстоянии перед главным и уникальным событием выставки — впервые после разделения коллекции собранысвсе 15 картин «иконостаса Гогена»:
2
Мне из виденных до этого картин Гогена вообще больше всего понравился зимний пейзаж в будапештской галерее, но тут Сергей Иванович очень грамотно все разместил. Прямо взгляд не оторвать от игры чередующихся жёлтого (даже золотого), синего и красного. О сюжетах картин я даже думать в этот раз не хотела. А табличку со списком картин «иконостаса» и вовсе сфотографировать забыла.
На боковых стенах уравновешивать общую картину должны были картины Матисса в синих тонах. Но неожиданно «Гармония в голубом» до заказчика доехала в виде «Гармонии в красном», поэтому переехала в другое помещение, когда на замену ей был написан синий «Разговор», который мы и видим на стене слева (если стоять лицом к «иконостасу»):
1 из 3
1
А на правой стене совсем даже не живопись, а шпалера. И мне очень нравится, как она смотрится на фоне кирпичных сводов Манежа:
1 из 3
1
Осенью 2019 г. Эрмитаж в Главном штабе открыл выставку шпалер 19–20 веков. В послековидный маршрут она не входила и закрыта до сих пор. Из описания выставки: «Фирма Морриса выпускала шпалеры по картонам прерафаэлита Эдварда Берн-Джонса, переработав традиции позднеготических ковров-мильфлёров, сохраняя плоскостность композиции и тонкую декоративность деталей и контуров. На выставке показана единственная в России шпалера мастерской Морриса „Поклонение волхвов“, акварельный эскиз к которой был создан Берн-Джонсом в 1887 году. Кроме эрмитажной шпалеры, известно девять изданий этой композиции, вытканных в 1890–1907 годах. Шпалера была приобретена коллекционером Сергеем Щукиным, до 1917 года она находилась в зале Гогена в его доме в Москве.»
Большая столовая на старых фотографиях:
1 из 2
1
В особняке посетители из Большой столовой попадали в самую «громкую» (или смелую?) часть коллекции — Кабинет Пикассо. Выставка предлагает нам выбор, поэтому я зашла сначала в «Кабинет Сезанна»:
1
Представлены работы не только Сезанна, но и других постимпрессионистов, и импрессионистов тоже:
1 из 4
1
1 из 4
1
1
Кабинет Пикассо — небольшое помещение, и развеска там местами была ещё более уплотнённая, чем в других залах. Эта часть экспозиции начинается со старых фотографий на «наружной стене»:
1 из 2
1
Казалось бы, ожидать надо примерно такую экспозицию:
1 из 4
1
1 из 4
1
Но для Щукина, видимо, было важно донести до публики идеи художника (да и самому разобраться тоже), поэтому в кабинете была ещё и витрина, экспонаты которой привезли и на выставку и поместили в стеклянной витрине в центре «Кабинета Пикассо»:
1 из 2
1
И от меня лично огромная благодарность кураторам, что они озаботились и воплотили эту задумку в жизнь:
1
В витрине представлены африканские статуэтки 19–20 веков из коллекции С. И. Щукина:
1 из 4
1
И очень интересно под разными ракурсами сопоставлять их с картинами на стенах:
1 из 3
1
1 из 3
1
Остались картины с лестницы и аванзала, с которых, как я упоминала раньше, посещение особняка начиналось, а вот на выставке они собраны в яркий заключительный акцент:
1
Конечно, это «Танец» и «Музыка», а ниже мы видим ту самую «Гармонию в красном», которая должна была быть «в голубом»:
1 из 4
1
Почему они в конце выставки, а не в начале, как было у Щукина? Может быть, потому, что в наше время мы их можем оценить не только, как возможный прорыв/новое направление в живописи, но и знаем их вклад в последующее развитие искусства? Думаю, что Эрмитаж ещё прояснит это, в том числе, и онлайн (уже есть видео, заявлена лекция, уверена, что будут еще).
Картины из Аванзала:
1 из 3
1
1 из 2
1
И тут же знаменитая «Арабская кофейня»:
1
И в конце я хочу повторить отрывок из описания к одному из залов о коллекционере и его коллекции:
1
Не исключаю, что такой подход и эта деятельность Сергея Ивановича вполне могли быть примером для современных коллекционеров, которые делают свои собрания все более открытыми для публики, в том числе, и проводя интереснейшие выставки, отзывы по которым я встречала и на Туристере.
В конце выставки на большом экране раскрашиваются картины на старых фотографиях, что дает возможность еще раз представить посетителям, что они пришли в особняк начала 20-го века:
1 из 4
1
"Vogue" ещё во время московской аналогичной выставки раскрашивал старые фотографии: https://www.vogue.ru/peopleparties/afisha/vpered_v_proshloe_virtualnyy_tur_po_kollektsii_shchukina . И получилось, на мой взгляд, неплохо.
Уходя с выставки, оборачиваюсь и делаю фото общего плана. Мне понравились и концепция, и её реализация. Сама ещё точно приду и всем рекомендую к посещению:
1
Немного подробностей про посещение:
Есть аудиогид.
Есть экскурсии, но не во все дни, 1000 руб. Билеты на сайте продажи билетов в разделе "Экскурсии по выставкам". Билеты быстро раскупаются, но экскурсионный отдел Эрмитажа сообщил, что, по возможности, будут назначаться дополнительные. Надо следить за сайтом продажи билетов. Вход, как я понимаю, через Шуваловский проезд (пояснения, где это, будут тут далее), а после экскурсии по выставке должна быть доступна постоянная экспозиция музея.
Выставку можно посетить по трём видам билетов:
1. Она, естественно, доступна по обычным входным билетам за 500 руб. в Главный музейный комплекс (Зимний дворец и здания, соединеные с ним в единый комплекс). Но тут надо понимать. что и основная экспозиция огромна, и на выставке 150 экспонатов + исторические фото. Так как физические и эмоциональные ресурсы не безграничны, то для себя я при таком посещении рассматривала бы только следующий вариант: продуманный заранее круг по постоянным залам музея (интерьеры, картины, скульптура; информации для планирования на официальных ресурсах музея полно). Потом подкрепить в кафе музея и отдохнуть в креслах специальной зоны первого этажа (рядом с кафе). А потом, минуя Египетский зал, пройти на выставку. Если же планировать сначала осмотр выставки, а потом других залов музея, то билет надо брать на 1-й маршрут, перед парадной Иорданской лестницей повернуть направо, пройти мимо буфета и за зоной отдыха повернуть налево в Египетский зал, пройдя его, подняться по ступенькам, и после небольшого зала с мозаиками и будет бордовый Сивков переход, в котором и расположены входы в Манеж. Но я рекомедую не заходить сразу, а пройти в середину перехода, где есть балкончик, с которого можно посмотреть на выставку сверху (см. первое фото в отзыве с боспорской выставкой).
Но я всегда за отдельное посещение таких глобальных проектов, тем более, что музей предложил для этого аж 2 варианта.
2. Специальный билет за 300 руб. на дополнительные утренние и вечерние сеансы (музей для этого раньше открывается и позже закрывается). На сайте продажи билетов смотреть «Билеты на выставки».
Тут надо пояснить про вход. На электронном билете он изображён так:
1
Но это означает не вход в жёлтое здание Нового Эрмитажа (с атлантами), а необходимость пройти в Шуваловский проезд между Новым Эрмитажем и Малым Эрмитажем (зелёное здание левее на фото выше).
В общем, на Дворцовой площади останавливаемся лицом к Зимнему дворцу, а потом идём вправо к Миллионной улице и зданию с атлантами, перед которым заходим в ворота, проходим под средним переходом, и слева будет вход в Малый Эрмитаж, где в Манеже и проходит выставка:
На фото видно, что можно зайти и с Дворцовой набережной (или выйти туда после посещения выставки).
Этот билет не предполагает посещение основной экспозиции музея.
Если смотреть на план выставки, то посетители, зашедшие из Шуваловского проезда по зелёной стрелке по первому этажу сразу проходят на выставку, а посетители, зашедшие через основную экспозицию, из бордового Сивкового перехода спускаются одной из лестниц в его концах — см. синие стрелки:
1
3. Выставка работает и в понедельник (официальный выходной Эрмитажа). Доступны несколько сеансов. Билет стоит 450 руб. На сайте продажи билетов вибирается раздел «Билеты на выставки», и там отдельно раздел для понедельника. Проход через главный вход в Большом дворе Зимнего дворца. К осмотру доступны также Иорданская (парадная) лестница, Египетский зал и небольшой, но интересный зал с мозаиками.
Издан каталог выставки: 430 стр., фото содержания включила в слайдшоу, тяжёлый:). В книжном магазине Главного штаба стоит 2000 руб.:
1 из 2
1
Как я уже писала выше, Эрмитаж уже выложил доступный к просмотру онлайн. Например, ещё 20 июня с выставкой знакомили кураторы: https://m.youtube.com/watch?v=tZTxHyo8XPA, и сделали это точно лучше, чем я. 21-го июля заявлена онлайн-лекция к выставке, билеты для всех желающих доступны на сайте продажи билетов в отдельном разделе. По платным онлайн-лекциям мне нравится, что потом присылают ссылку, по которой потом дня 3 можно в удобное время «закреплять материал», как они выражаются:). Я не могу гарантировать, что так и будет в этот раз, а вот Сибирскую коллекцию Петра из Золотой кладовой я вдоволь после соответствующей лекции нерассматривалась:).
Спасибо всем, заглянувшим в отзыв. Буду рада, если кому-то текст показался интересным, а ещё лучше, если и полезным при посещении выставки:).
А совсем в конце очень кратко напишу про то, как же выглядят сейчас залы 4-го этажа Главного штаба после того, как часть картин (более 100) переехала до конца октября в Манеж Малого Эрмитажа, а другая (более 70) — вообще в Москву. В общем, на 4-м этаже Главного штаба, не пусто, хорошо и интересно:). Музей заявил так: «экспериментальная экспозиция европейского модернизма». И в интернете я уже встречала странный испуг от слова «модернизм», типа "что-то совсем современное, я точно не пойду". А всего-то надо перепроверить своё понимание термина, например, в Большой Советской Энциклопедии, если не доверяешь Википедии:), или неплохая статья, например, тут: https://artchive.ru/encyclopedia/4436~Modernism . Эрмитаж никогда не заявлял, что его коллекция импрессионистов и постимпрессионистов исчерпывается картинами из коллекций Щукина и Морозовых (которые тоже не полностью уехали из ГШ), да и запасники есть, поэтому опустеть 4-й этаж не мог. И 5 июля я, например, посмотрела там картины и Мане, и Моне, и Ренуара, и Сислея, и Сезанна, и Гогена, и Матисса, и керамику Пикассо, и ещё произведения много кого. Просто часть картин и имён — другие, чем на привычной экспозиции, но они тоже интересны и хороши.
Цикл материалов "Эрмитаж глазами местного дилетанта"