Подумала я и решила, что к опубликованному здесь на днях, заинтересовавшему многих замечательному рассказу про выставку сиенского искусства в Москве стоит добавить проходящую прямо сейчас в Эрмитаже выставку из музея в Перудже. В Петербурге тоже интересно.
Если кратко, то жителям и гостям Петербурга этим летом повезло с реконструкцией в… Национальной галерее Умбрии:). Несмотря на коронавирусные трудности, у Эрмитажа получилось привезти из Италии выставку из 40 экспонатов, которые не только поражают своим возрастом и обладают несомненными художественными достоинствами, но ещё и относятся к периоду в развитии живописи, не очень широко представленному в российских музеях. В обычное время эти произведения выставляются в основной экспозиции галереи, а вещи из основных экспозиций крайне редко покидают их в таком количестве одновременно. Мне понравилось, как в одном из интервью куратор выставки со стороны Эрмитажа сказала, что могли бы привезти и больше, но некоторые экспонаты просто не влезли в специальный фургон с климатическим оборудованием, который обязателен при транспортировке подобных предметов искусства.
Теперь про выставку.
Весной 2021 в Большом дворе Зимнего дворца появилась афиша:
Что означало, что все получилось, и выставка «Искусство Средневековья. Шедевры из собрания Национальной галереи Умбрии» состоится.
С 19 мая посетители музея, поднявшись по главной лестнице, могли видеть в Аванзале у дверей в Николаевский зал скромные афиши:
1 из 2
1
Николаевский зал Зимнего дворца преобразился. Витрины оформлены с отсылкой к средневековой архитектуре. И это спокойное, светлое, но с приглушенным освещением оформление выставки очень хорошо подходит тематике и краскам представленных произведений искусства. А вещи представлены очень красивые: и по гамме цветов, и по общим их содержанию и одухотворенности. Например, я не люблю излишний блеск золота, но здесь золотистые фоны красиво матово приглушены то ли временем, то ли мастерством художников, да ещё и заполнены замечательными орнаментами. Особенно атмосферно на выставке было при малом количестве народа на утренних сеансах до открытия остальных залов музея:
1 из 2
1
Снимать при подобных условиях освещения не умеем ни я, ни моя техника, поэтому от меня немного фотографий и моих впечатлений, а в конце рассказа — информация, где посмотреть в большем объеме и лучшем качестве, а также послушать информацию от специалистов. На выставках в Эрмитаже (да и вообще в петербургских музеях в последнее время) очень хорошие сопроводительные тексты. Фото получились достаточно читаемые, поэтому приведу и их. Произведения на дереве требуют особых условий не только при транспортировке, но и на экспозиции, отсюда стекла и неизбежные блики. Рассматривать во всех подробностях не мешает, а фотографировать, в общем-то, и не обязательно.
Если кто-то предпочитает фото без комментариев, то в конце отзыва — ссылка на альбом.
Конечно, представили галерею, которая щедро поделилась такими шедеврами:
1
На выставке представлены произведения итальянского искусства второй половины XIII — начала XV века. Немного подробностей:
Начинается выставка с работ Мастера святого Франциска и рассказа о том, как сам святой повлиял на развитие живописи:
1 из 3
1
Крест двусторонний и выставлен удобно для рассматривания обеих сторон. Святого Франциска можно найти внизу креста:
1 из 3
1
Вторым произведением мастера на выставке являются фрагменты доссале — ранней формы алтарной преграды в храме. Специалисты на видео (ссылки будут в конце рассказа) и экскурсиях по выставке очень наглядно объясняют, что византийский традиции еще очень сильны, но есть и отличия от них:
1 из 6
Рядом с работами Мастера святого Франциска на выставке показана относящаяся примерно к 1280 г., как написано в сопровождающих материалах, одна из лучших работ Арнольфо ди Камбио (фрагмент несохранившегося фонтана). Согласна со специалистами, что скульптура в отходе от канонов к достоверному изображению шла чуть впереди живописи:
1 из 3
2
Еще один крест конца 13 века:
1 из 5
Рядом по центру зала в стеклянном кубе — более поздний процессионный крест:
1 из 5
Выставка, кроме других линий, рассказывает, как развивались доссале, постепенно превращаясь в алтари-полиптихи.
И выделяют экскурсоводы в этом плане (и по качеству живописи тоже) единственную подписную, датированную, замечательно сохранившуюся работу Вигорозо да Сиены — доссале Святой Юлианы:
1 из 3
Доссале от Мастера из Фарнето тоже конца 13 — начала 14 в.:
1 из 3
Мадонны очень отличаются: то ли идет поиск новых канонов, то ли что-то личное у каждого автора или школы, которой он следует.
Конечно, работали в Перудже и мастера из Сиены. К следующему произведению можно подбирать эпитеты, типа прекрасные линии и цвета, невероятная трогательные глаза и взаимоотношения персонажей и т. д., а можно просто назвать имя автора — Дуччо. Да, нам привезли одну из 6 достоверно аттрибутированных (если я правильно запомнила термин) работ великого Дуччо ди Буонинсенья! «Мадонну с Младенцем и ангелами» можно рассмаривать очень долго (приношу извинения за ракурсы — борьба с бликами и отражениями):
1 из 4
1
1
Для полноты обзора искусства Умбрии того времени на выставке представлены и предметы быта, и небольшие, но своеобразные по деталям картины:
1 из 4
1
А на следующей витрине у меня выключился мозг, в плане сообразительности:) :
1 из 3
1
Читаю текст слева:
Святой Геркулан на месте, модель Перуджи интересна, но справа же явно не святой Петр?
Читаю табличку справа:
Лаврентий на месте, но святого Павла же нет?
Обошла кругом, нашла Павла и Петра:
1 из 3
1
В голову полезли мысли, что одну из икон надо повернуть, и тогда все совпадет с табличками:). И только при составлении альбома для отзыва до меня дошло, что таблички соответствуют самим двусторонним иконам, а не тому, что видит посетитель, когда подходит к стенду (хотя в конце более длинного текста Петра с Павлом, вроде бы, все-таки попутали).
В 14 веке сюжеты еще остаются религиозными, но явно видно, что в изображениях появляется все больше деталей, которые направлены не на раскрытие основного сюжета, а, скажем так, «бытовых» подробностей, привлекающих зрителя к более тщательному рассматриванию изображенных на них сцен (дополнительные персонажи, в том числе, животные, детали одежды и интерьера, более разнообразные сочетания и переходы цветов, более индивидуальные черты и выражения лиц и т. д.):
1 из 4
1
1 из 2
Иногда даже возникает некоторая избыточность, когда, например, святые не только изображены с каноническими для них символами, но еще и подписаны, Младенец не только показывает на Мадонну, но это сопровождается надписью. Обращает на себя внимание и готический верх данного полиптиха:
1 из 4
1
Представлены на выставке и уже практически алтарные картины начала 15 века, как, например, эта «Пятидесятница», на которой художник очень старался показать свое умение передать различные эмоции персонажей по поводу сошествия Святого Духа:) :
1 из 2
Далее опять шедевр, к которому более всего подходит банальное «красиво»: «Мадонна с Младенцем и ангелами» от Джентиле да Фабриано. Согласитесь, Мадонна уже приближается к более поздним и привычным нам образам:
1 из 3
Произведение содержит много и религиозных символов. Для меня необычны и ноты на изображении религиозного содержания. Утраты значительны, но так же, как и красота картины, вызваны необычной техникой: на доске — серебряная фольга, а потом художник уже писал красками. Из-за этого потемнение от времени лиц необычного оттенка.
Пример флорентийской школы — Мариотто ди Нардо «Мадонна с Младенцем», около 1411 г.:
1 из 2
Далее снова сиенская школа. Небольшое, но волшебное «Благовещение», особенно, если посмотреть на него под разными углами:
1 из 4
1
И, пожалуй, соглашусь с эпитетом «роскошная» на сопроводительной табличке к иконе справа от выхода из Николаевского зала (и с выставки тоже):
1 из 3
1
На этом и завершу свой краткий дилетантский обзор.
Материалы от специалистов на официальных ресурсах музея к выставке «Искусство Средневековья. Шедевры из собрания Национальной галереи Умбрии» :
4. Ковидной весной 2020 Эрмитаж поддержал Италию, проведя онлайн несколько экскурсий на итальянском языке. Итальянцы с благодарностью в ответ сняли свои видео, в том числе из галереи в Перудже: https://m.youtube.com/watch?v=yLywGLX6zXQ. Можно увидеть некоторые экспонаты с выставки в домашней обстановке.
5. Весной 2020-го из опустевших залов Эрмитажа интереснейшую экскурсию по искусству Проторенессанса провела Татьяна Кирилловна Кустодиева: https://m.youtube.com/watch?v=D4MQSnnJISA . А потом и про 15 век: https://m.youtube.com/watch . Очень рекомендую к просмотру, так как обычно большинство посетителей музея проходят эти залы практически без остановки. Татьяна Кирилловна долгое время была хранителем итальянской живописи в Эрмитаже, в том числе внесла исключительный вклад в изучение ранних произведений. И музей посвятил её памяти выставку шедевров из Умбрии.
Выставку продлили до 19 сентября. Можно еще успеть посмотреть.
И раз уж прозвучала дата 19 сентября, то в конце позволю себе небольшое отступление на тему, как хорошо, когда музеи дружат и даже в очень непростых условиях выполняют договоренности.
В июле к нам все-таки приехала из Лувра и будет гостить именно до 19 сентября самая прекрасная садовница на свете:).
«Мадонну с Младенцем и Иоанном Крестителем» ждали еще в декабре 2020-го и даже почетное место в Аванзале подготовили. Но ковид закрыл Лувр, и арка на фото слева так и осталась пустой:
Но в итоге, на мой взгляд, все сложилось замечательно. И графика из других музеев была самодостаточна для отправной точки в разговоре о влиянии Рафаэля на последующее развитие изобразительного искусства (выставка «Линия Рафаэля 1520–2020»), и «Прекрасная садовница» в рамках выставки из серии «Шедевры музеев мира в Эрмитаже» до нас доехала (репортаж с открытия и рассказ от куратора тут):
1 из 2
1
Согласитесь, что смотрится она в Аполлоновом зале (переход из Зимнего дворца в Малый Эрмитаж) прямо, как дома:).
И еще интересный факт: после исследования и реставрации в таком вот обновленном виде в Эрмитаже картину посетители увидели раньше, чем в Лувре.
Спасибо за внимание всем, заглянувшим в мой рассказ!
Цикл материалов "Эрмитаж глазами местного дилетанта"