Санкт-Петербург. Эрмитаж. Шедевры из Национальной галереи Умбрии

Цикл материалов "Эрмитаж глазами местного дилетанта"

  1. Санкт-Петербург. Эрмитаж. Роскошный натюрморт, а теперь и натюрморты
  2. Санкт-Петербург. Эрмитаж. Фарфора тут ... Часть 1. Авангардная
  3. Санкт-Петербург. Эрмитаж. Что же всё же в Главном штабе. Версия лето-осень 2022. 4-й этаж. Ч. 2
  4. Санкт-Петербург. Эрмитаж. Что же всё же в Главном штабе. Версия лето-осень 2022. 4-й этаж. Ч. 1
  5. Санкт-Петербург. Как Эрмитаж всех в гости к Сергею Ивановичу приглашает
  6. Санкт-Петербург. Эрмитаж в... Деревне
  7. Санкт-Петербург. Эрмитаж. Главный штаб о Главном штабе
  8. Петербург. Эрмитаж. А из нашего окна...
  9. Эрмитаж. Линия Рафаэля
  10. Санкт-Петербург. Эрмитаж. Шедевры из Национальной галереи Умбрии
  11. Эрмитаж. Искусство Средневековья. Шедевры из собрания Национальной галереи Умбрии
  12. Санкт-Петербург. Эрмитаж. "Джаз" в Главном штабе
  13. Эрмитаж. Книга художника (Livre d’artiste). Дали.
  14. Петербург-Москва. Эрмитаж-ГИМ. Выставка по истории Европы (и немного о другом)

Подумала я и решила, что к опубликованному здесь на днях, заинтересовавшему многих замечательному рассказу про выставку сиенского искусства в Москве стоит добавить проходящую прямо сейчас в Эрмитаже выставку из музея в Перудже. В Петербурге тоже интересно.

Если кратко, то жителям и гостям Петербурга этим летом повезло с реконструкцией в… Национальной галерее Умбрии:). Несмотря на коронавирусные трудности, у Эрмитажа получилось привезти из Италии выставку из 40 экспонатов, которые не только поражают своим возрастом и обладают несомненными художественными достоинствами, но ещё и относятся к периоду в развитии живописи, не очень широко представленному в российских музеях. В обычное время эти произведения выставляются в основной экспозиции галереи, а вещи из основных экспозиций крайне редко покидают их в таком количестве одновременно. Мне понравилось, как в одном из интервью куратор выставки со стороны Эрмитажа сказала, что могли бы привезти и больше, но некоторые экспонаты просто не влезли в специальный фургон с климатическим оборудованием, который обязателен при транспортировке подобных предметов искусства.

Теперь про выставку.

Весной 2021 в Большом дворе Зимнего дворца появилась афиша:

Санкт-Петербург. Эрмитаж. Шедевры из Национальной галереи Умбрии

Что означало, что все получилось, и выставка «Искусство Средневековья. Шедевры из собрания Национальной галереи Умбрии» состоится.

С 19 мая посетители музея, поднявшись по главной лестнице, могли видеть в Аванзале у дверей в Николаевский зал скромные афиши:

1 из 2

Николаевский зал Зимнего дворца преобразился. Витрины оформлены с отсылкой к средневековой архитектуре. И это спокойное, светлое, но с приглушенным освещением оформление выставки очень хорошо подходит тематике и краскам представленных произведений искусства. А вещи представлены очень красивые: и по гамме цветов, и по общим их содержанию и одухотворенности. Например, я не люблю излишний блеск золота, но здесь золотистые фоны красиво матово приглушены то ли временем, то ли мастерством художников, да ещё и заполнены замечательными орнаментами. Особенно атмосферно на выставке было при малом количестве народа на утренних сеансах до открытия остальных залов музея:

1 из 2

Снимать при подобных условиях освещения не умеем ни я, ни моя техника, поэтому от меня немного фотографий и моих впечатлений, а в конце рассказа — информация, где посмотреть в большем объеме и лучшем качестве, а также послушать информацию от специалистов. На выставках в Эрмитаже (да и вообще в петербургских музеях в последнее время) очень хорошие сопроводительные тексты. Фото получились достаточно читаемые, поэтому приведу и их. Произведения на дереве требуют особых условий не только при транспортировке, но и на экспозиции, отсюда стекла и неизбежные блики. Рассматривать во всех подробностях не мешает, а фотографировать, в общем-то, и не обязательно.

Если кто-то предпочитает фото без комментариев, то в конце отзыва — ссылка на альбом.

Конечно, представили галерею, которая щедро поделилась такими шедеврами:

1
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Шедевры из Национальной галереи Умбрии

На выставке представлены произведения итальянского искусства второй половины XIII — начала XV века. Немного подробностей:

Санкт-Петербург. Эрмитаж. Шедевры из Национальной галереи Умбрии

Начинается выставка с работ Мастера святого Франциска и рассказа о том, как сам святой повлиял на развитие живописи:

1 из 3

Крест двусторонний и выставлен удобно для рассматривания обеих сторон. Святого Франциска можно найти внизу креста:

1 из 3

Санкт-Петербург. Эрмитаж. Шедевры из Национальной галереи Умбрии

Вторым произведением мастера на выставке являются фрагменты доссале — ранней формы алтарной преграды в храме. Специалисты на видео (ссылки будут в конце рассказа) и экскурсиях по выставке очень наглядно объясняют, что византийский традиции еще очень сильны, но есть и отличия от них:

1 из 6
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Шедевры из Национальной галереи Умбрии
 

Рядом с работами Мастера святого Франциска на выставке показана относящаяся примерно к 1280 г., как написано в сопровождающих материалах, одна из лучших работ Арнольфо ди Камбио (фрагмент несохранившегося фонтана). Согласна со специалистами, что скульптура в отходе от канонов к достоверному изображению шла чуть впереди живописи:

1 из 3

Еще один крест конца 13 века:

1 из 5
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Шедевры из Национальной галереи Умбрии
 

Рядом по центру зала в стеклянном кубе — более поздний процессионный крест:

1 из 5
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Шедевры из Национальной галереи Умбрии
 

Выставка, кроме других линий, рассказывает, как развивались доссале, постепенно превращаясь в алтари-полиптихи.

И выделяют экскурсоводы в этом плане (и по качеству живописи тоже) единственную подписную, датированную, замечательно сохранившуюся работу Вигорозо да Сиены — доссале Святой Юлианы:

1 из 3
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Шедевры из Национальной галереи Умбрии
 

Доссале от Мастера из Фарнето тоже конца 13 — начала 14 в.:

1 из 3
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Шедевры из Национальной галереи Умбрии
 

Мадонны очень отличаются: то ли идет поиск новых канонов, то ли что-то личное у каждого автора или школы, которой он следует.

Конечно, работали в Перудже и мастера из Сиены. К следующему произведению можно подбирать эпитеты, типа прекрасные линии и цвета, невероятная трогательные глаза и взаимоотношения персонажей и т. д., а можно просто назвать имя автора — Дуччо. Да, нам привезли одну из 6 достоверно аттрибутированных (если я правильно запомнила термин) работ великого Дуччо ди Буонинсенья! «Мадонну с Младенцем и ангелами» можно рассмаривать очень долго (приношу извинения за ракурсы — борьба с бликами и отражениями):

1 из 4

1
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Шедевры из Национальной галереи Умбрии

Для полноты обзора искусства Умбрии того времени на выставке представлены и предметы быта, и небольшие, но своеобразные по деталям картины:

1 из 4

А на следующей витрине у меня выключился мозг, в плане сообразительности:) :

1 из 3

Читаю текст слева:

Санкт-Петербург. Эрмитаж. Шедевры из Национальной галереи Умбрии

Святой Геркулан на месте, модель Перуджи интересна, но справа же явно не святой Петр?

Читаю табличку справа:

Санкт-Петербург. Эрмитаж. Шедевры из Национальной галереи Умбрии

Лаврентий на месте, но святого Павла же нет?

Обошла кругом, нашла Павла и Петра:

1 из 3

В голову полезли мысли, что одну из икон надо повернуть, и тогда все совпадет с табличками:). И только при составлении альбома для отзыва до меня дошло, что таблички соответствуют самим двусторонним иконам, а не тому, что видит посетитель, когда подходит к стенду (хотя в конце более длинного текста Петра с Павлом, вроде бы, все-таки попутали).

В 14 веке сюжеты еще остаются религиозными, но явно видно, что в изображениях появляется все больше деталей, которые направлены не на раскрытие основного сюжета, а, скажем так, «бытовых» подробностей, привлекающих зрителя к более тщательному рассматриванию изображенных на них сцен (дополнительные персонажи, в том числе, животные, детали одежды и интерьера, более разнообразные сочетания и переходы цветов, более индивидуальные черты и выражения лиц и т. д.):

1 из 4

1 из 2
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Шедевры из Национальной галереи Умбрии
 

Иногда даже возникает некоторая избыточность, когда, например, святые не только изображены с каноническими для них символами, но еще и подписаны, Младенец не только показывает на Мадонну, но это сопровождается надписью. Обращает на себя внимание и готический верх данного полиптиха:

1 из 4

Представлены на выставке и уже практически алтарные картины начала 15 века, как, например, эта «Пятидесятница», на которой художник очень старался показать свое умение передать различные эмоции персонажей по поводу сошествия Святого Духа:) :

1 из 2
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Шедевры из Национальной галереи Умбрии
 

Далее опять шедевр, к которому более всего подходит банальное «красиво»: «Мадонна с Младенцем и ангелами» от Джентиле да Фабриано. Согласитесь, Мадонна уже приближается к более поздним и привычным нам образам:

1 из 3
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Шедевры из Национальной галереи Умбрии
 

Произведение содержит много и религиозных символов. Для меня необычны и ноты на изображении религиозного содержания. Утраты значительны, но так же, как и красота картины, вызваны необычной техникой: на доске — серебряная фольга, а потом художник уже писал красками. Из-за этого потемнение от времени лиц необычного оттенка.

Пример флорентийской школы — Мариотто ди Нардо «Мадонна с Младенцем», около 1411 г.:

1 из 2
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Шедевры из Национальной галереи Умбрии
 

Далее снова сиенская школа. Небольшое, но волшебное «Благовещение», особенно, если посмотреть на него под разными углами:

1 из 4

И, пожалуй, соглашусь с эпитетом «роскошная» на сопроводительной табличке к иконе справа от выхода из Николаевского зала (и с выставки тоже):

1 из 3

На этом и завершу свой краткий дилетантский обзор.

Материалы от специалистов на официальных ресурсах музея к выставке «Искусство Средневековья. Шедевры из собрания Национальной галереи Умбрии» :

1. Описание выставки на сайте музея.

2. Серия видео (в том числе, с рассказом от куратора выставки Зои Владимировны Купцовой) на оф. Youtube-канале Эрмитажа: Искусство Средневековья. Шедевры из собрания Национальной галереи Умбрии — YouTube .

3. Выпуск «Музейных палат» «Эха Москвы», посвященный выставке в Эрмитаже: Искусство Средневековья. Шедевры из собрания Национальной Галереи Умбрии в Государственном Эрмитаже — Зоя Купцова — Музейные палаты — Эхо Москвы, 04.09.2021 (echo.msk.ru) (смотреть где-то с 6 мин). В гостях — куратор выставки со стороны Эрмитажа Зоя Владимировна Купцова.

4. Ковидной весной 2020 Эрмитаж поддержал Италию, проведя онлайн несколько экскурсий на итальянском языке. Итальянцы с благодарностью в ответ сняли свои видео, в том числе из галереи в Перудже: https://m.youtube.com/watch?v=yLywGLX6zXQ. Можно увидеть некоторые экспонаты с выставки в домашней обстановке.

5. Весной 2020-го из опустевших залов Эрмитажа интереснейшую экскурсию по искусству Проторенессанса провела Татьяна Кирилловна Кустодиева: https://m.youtube.com/watch?v=D4MQSnnJISA . А потом и про 15 век: https://m.youtube.com/watch . Очень рекомендую к просмотру, так как обычно большинство посетителей музея проходят эти залы практически без остановки. Татьяна Кирилловна долгое время была хранителем итальянской живописи в Эрмитаже, в том числе внесла исключительный вклад в изучение ранних произведений. И музей посвятил её памяти выставку шедевров из Умбрии.

Альбом, если кому-то удобнее смотреть в таком виде: «Эрмитаж. Искусство Средневековья. Шедевры из собрания Национальной галереи Умбрии» — фотоальбом пользователя SV_E на Туристер. Ру (tourister.ru) .

Выставку продлили до 19 сентября. Можно еще успеть посмотреть.

И раз уж прозвучала дата 19 сентября, то в конце позволю себе небольшое отступление на тему, как хорошо, когда музеи дружат и даже в очень непростых условиях выполняют договоренности.

В июле к нам все-таки приехала из Лувра и будет гостить именно до 19 сентября самая прекрасная садовница на свете:).

«Мадонну с Младенцем и Иоанном Крестителем» ждали еще в декабре 2020-го и даже почетное место в Аванзале подготовили. Но ковид закрыл Лувр, и арка на фото слева так и осталась пустой:

Санкт-Петербург. Эрмитаж. Шедевры из Национальной галереи Умбрии

Но в итоге, на мой взгляд, все сложилось замечательно. И графика из других музеев была самодостаточна для отправной точки в разговоре о влиянии Рафаэля на последующее развитие изобразительного искусства (выставка «Линия Рафаэля 1520–2020»), и «Прекрасная садовница» в рамках выставки из серии «Шедевры музеев мира в Эрмитаже» до нас доехала (репортаж с открытия и рассказ от куратора тут):

Санкт-Петербург. Эрмитаж. Шедевры из Национальной галереи Умбрии

1 из 2

Согласитесь, что смотрится она в Аполлоновом зале (переход из Зимнего дворца в Малый Эрмитаж) прямо, как дома:).

И еще интересный факт: после исследования и реставрации в таком вот обновленном виде в Эрмитаже картину посетители увидели раньше, чем в Лувре.

Спасибо за внимание всем, заглянувшим в мой рассказ!

Цикл материалов "Эрмитаж глазами местного дилетанта"

  1. Санкт-Петербург. Эрмитаж. Роскошный натюрморт, а теперь и натюрморты
  2. Санкт-Петербург. Эрмитаж. Фарфора тут ... Часть 1. Авангардная
  3. Санкт-Петербург. Эрмитаж. Что же всё же в Главном штабе. Версия лето-осень 2022. 4-й этаж. Ч. 2
  4. Санкт-Петербург. Эрмитаж. Что же всё же в Главном штабе. Версия лето-осень 2022. 4-й этаж. Ч. 1
  5. Санкт-Петербург. Как Эрмитаж всех в гости к Сергею Ивановичу приглашает
  6. Санкт-Петербург. Эрмитаж в... Деревне
  7. Санкт-Петербург. Эрмитаж. Главный штаб о Главном штабе
  8. Петербург. Эрмитаж. А из нашего окна...
  9. Эрмитаж. Линия Рафаэля
  10. Санкт-Петербург. Эрмитаж. Шедевры из Национальной галереи Умбрии
  11. Эрмитаж. Искусство Средневековья. Шедевры из собрания Национальной галереи Умбрии
  12. Санкт-Петербург. Эрмитаж. "Джаз" в Главном штабе
  13. Эрмитаж. Книга художника (Livre d’artiste). Дали.
  14. Петербург-Москва. Эрмитаж-ГИМ. Выставка по истории Европы (и немного о другом)

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии

Эрмитаж

Дворцовая Набережная, 38 / Дворцовая площадь, 2 Подробнее об объекте
Санкт-Петербург: полезная информация