В марте 2021 мне посчастливилось побывать на выставке «Линия Рафаэля» в Эрмитаже, приуроченной к 500-летию со дня смерти Рафаэля Санти и посвященной феномену его влияния на европейское искусство с XVI века до наших дней
В марте 2021 мне посчастливилось побывать на выставке «Линия Рафаэля» в Эрмитаже, приуроченной к 500-летию со дня смерти Рафаэля Санти и посвященной феномену его влияния на европейское искусство с XVI века до наших дней
К сожалению, я не успела написать отзыв до окончания выставки, поэтому придется говорить о ней в прошедшем времени, но для тех, кому интересны новые подходы к осмыслению преемственности культурного многообразия, наверное, не претит почитать и посмотреть на то, как это выглядело. Кураторы выставки проделали огромную работу, последовательно следуя выбранной концепции, заключающейся в желании протянуть линию от судьбы творчества Рафаэля к дальнейшему развитию европейского искусства. Сам Рафаэль был восприимчив к различным влияниям, суммировал достижения предшественников, перенимая и перерабатывая различные приемы и смыслы, благодаря чему создал некий идеал Средневековья. Произнося имя художника, мы сразу вспоминаем безупречную чистоту и совершенство линий, ассоциируя его с Золотым веком папского Рима, где творили лучшие из лучших, а Рафаэль — само олицетворение и персонализация Золотого века. Экспозиция выставки «Линия Рафаэля. 1520–2020» начиналась с Аванзала, который открывает Невскую анфиладу парадных залов Эрмитажа (первый зал Невской анфилады, Аванзал)
В центре зала внимание привлекает Ротонда с колоннами из малахита, которую по заказу промышленника Николая Демидова изготовили в Париже в середине XIX века, но к выставке она (Ротонда) не имеет отношения, а лишь призвана своим присутствием символизировать метафоричность художественного идеала Средневековья в виде круга
Экспозиция этого зала, по мнению организаторов, самая ценная на выставке. Вокруг Ротонды полукругами расположились повторяющиеся арки, закрытые фресками эпохи Возрождения школы Рафаэля, и 6 рисунков самого Рафаэля, предоставленных Британским музеем и Венской Альбертиной
Собственно, как говорят кураторы, ради фресок и создавалась эта выставка. Аванзал — это их временное пристанище. Поврежденные более поздними записями, они были вмонтированы в стены бывшего «Кабинета отдохновения» императрицы Александры Федоровны, открывающего анфиладу камерных интерьеров Эрмитажа, сейчас его называют залом фресок школы Рафаэля (кто-то называет залом Микеланджело, поскольку там выставлено единственное находящееся в России произведение Микеланджело — статуя «Скорчившийся мальчик»). Наверное, многие из нас, приходя на встречу со знаменитой скульптурой, не обращали внимания на белесые росписи, почти сливающиеся со стенами. Руководство музея приняло логичное решение отдать фрески на реставрацию в лабораторию монументальной живописи, чтобы вернуть им первоначальный облик. Вот уже несколько лет с ними работают мастера — реставраторы, очищая от поздних наслоений. Что любопытно, участвуя в экспозиции, они еще не полностью восстановлены, временно приостановив «умывание», но результат проделанной работы очевиден — в пейзажах проступила сочная зелень, в тела вселилась жизнь, крылышки Амура готовы трепетать. «Амур, стреляющий из лука»
Фрески были написаны мастерами Ренессанса около 1520 года, уже после смерти Рафаэля, и украшали стены виллы Спада (Стати-Маттеи) на Палатинском холме в Риме как напоминание о золотом веке римской школы эпохи Высокого Возрождения. Юный аристократ Кристофоро Паоло Стати, готовясь к свадьбе. заказал росписи любимому ученику Рафаэля Джулио Романо. Они ровесники и готовы понимать друг друга с полуслова о том, как угодить даме сердца — своей избраннице. В окнах-обманках, украшавших виллу, резвятся Пан и Сиринга («Пан и Сиринга»)
проказник Амур поражает стрелой Венеру («Венера, раненая Амуром»»)
а богиня Любви нежится в объятиях Адониса. «Венера и Амур на дельфинах» иллюстрирует сюжет рождения Венеры, подхваченной дельфином, и унесшим ее на остров Кипр
Дух росписи и сюжеты так близки творчеству Рафаэля — чему совсем не приходится удивляться: мастера, расписывая виллу, не слишком заморачивались и вольно «пересказали» росписи Стуфетты — ванной комнаты в ватиканских покоях кардинала, которую Рафаэль с учениками украсил не совсем подходящими для Ватикана эротическими сценками. К середине 19 века вилла стала монастырем, этим обстоятельством воспользовался римский коллекционер Джанпьетро Кампана, приобретя фрески и приложив усилия для переложения их на холст. В 1862 году император Александр II купил живописные работы у коллекционера и вывез в Санкт-Петербург для украшения одного из залов Нового Эрмитажа. Рядом с фресками на выставке представлены подготовительные рисунки к фрескам и фрагменты картонов к ним. По этим рисункам и фрагментам можно было проследить за тем, как возрождались фрески во время реставрации. Я не смогла сфотографировать все фрески, так как в музее не принято создавать неудобства для других посетителей, а их (посетителей) было полно, совсем как в расчудесные доковидные времена. Собственно на этом Рафаэль — в плане экспонатов и закончился: на выставке не были представлены две известные картины Рафаэля из Эрмитажа, а ожидаемая в гости «Прекрасная садовница» из Лувра так не приехала, как мечталось. Откровенно говоря, я бы не расстроилась, если бы умело выстроенная выставка была заменена лишь одной картиной кисти Рафаэля из Лувра. И тем не менее Рафаэль не покинул выставку, незримо присутствуя в культе тем рисунка Мастера, унаследованных плеядой художников, живших в разное время и творивших в разных частях Европы
Зал Невской анфилады, Николаевский, самый большой в Зимнем дворце. Его разделили на несколько частей, каждая из которых соответствует тому или иному веку, либо направлению, получившему исходный посыл от творчества Рафаэля. Осмысливая влияние творчества Рафаэля, начнем с зала «Многоликий маньеризм " и постепенно доберемся до художников века 20-го.
Картина «Святое семейство» (имеет несколько имен: «Мадонна с вуалью», «Мадонно Лорето»), ее также называют Тагильской Мадонной, потому как по заключению Грабаря она приписывалась Рафаэлю и какое-то время экспонировалась в Пушкинском музее, потом ее снова вернули в Нижний Тагил. Не берусь утверждать что-либо или опровергать, но картина впечатляет, а ее история интригует и обескураживает: оказывается, она была найдена на чердаке дома Анатолия Демидова в Нижнем Тагиле и выглядела, как почерневшая доска со следами старой живописи. В краеведческом музее специалисты расчистили картину от грязи и копоти. Представляю удивление людей, увидевших изображение Мадонны с младенцем и надпись на латыни: «Рафаэль Урбинский написал её в 1509 году». Все же европейские искусствоведы полагают, что оригинал Рафаэля вовсе не был утрачен, как принято было считать в течение длительного времени, а хранится в собрании принцев Конде в Шантильи. Выставка на тему «После Рафаэля» (таково ее название на английском языке) рассказывает и о том, что использование в картинах сюжетов и образов, унвследованных от великих мастеров, не считалось зазорным, а напротив, демонстрировало выражение почтения к такому мастеру как Рафаэль. После его смерти художественное наследие разлетелось по всему миру, как осколки колоссального взрыва. Поэтому существует так много версий Мадонн Рафаэля и всяческих Святых семейств от подражателей Рафаэлю, определив жанр выставки — диалог между художниками и самим Рафаэлем
«Мадонна с младенцем и святыми Анной, Елизаветой и Иоанном-Крестителем» — Мадонна с окном (если ошибусь в названиях, не судите строго — при написании я не нашла доступного каталога выставки и полагаюсь лишь на память свою и фотоаппарата). И еще одно «святое семейство — полотно флорентийца Андреа дель Сарто
Рафаэлло дель Колле (прозванный Рафаэлино) Мадонна с младенцем и Ионном Крестителем
И снова знаменитый сюжет, повторяемый многократно в разных вариациях с неизменно прекрасной Мадонной
Жаль, что фотография подкачала — картина большого и своеобразного мастера, основоположника маньеризма — Понторно (Якопо Каруччи) «Мадонна с младенцем, Святым Иосифом и Иоанном Крестителем», Флоренция 1557 год. Франческо Приматиччо «Святое семейство со Святой Елизаветой»
Франческо Приматиччо — ученик Джулио Романо, а значит, тоже унаследовал стремление к раскрытию любимой темы Рафаэля. Рафаэлло делле Колле, он же Рафаэллино был ещё одним учеником Рафаэля, а затем помогал Джулио Романо. Вот таким он запечатлел один из самых распространенных сюжетов живописи Возрождения Мадонну с младенцем и Иоанном Крестителем. Не только Мадонны, но и женские портреты украшают выставку. «Женский портрет» кисти Корреджо
По одной из версий — это портрет супруги художника, по другой — жены правителя города Корреджо Джиберто. Дама, одетая в траурное платье, изображена под сенью лавра, который символизирует её поэтический дар. Симпатичная картина «Дама за туалетом» Джулио Романо
Понравился милый образ с картины «голова молодой женщины», автор Корнелиссен ван Харлем — Корнелис
Помимо картин и гравюр на выставке можно было увидеть предметы декоративно-прикладного искусства, в оформлении которых также использованы сюжеты и образы Рафаэля, например, майолика из Урбино
Здесь собраны рафаэлевские мотивы из разных произведений, соединенные в коллаж, раскрывают тему — «разграбление Италии» — Sacco di Roma — день разграбления Рима в 1527, сравнимую с крушением Древнего Рима, а обнаженная фигура женщины напоминает фрагмент рафаэлевского «Суда Париса». Это блюдо, тоже выполненное по рисункам Рафаэля того же «Суда Париса» — сюжета древнегреческой мифологии о пасторальном конкурсе красоты, на котором троянский царевич Парис выносит свой вердикт трём богиням — в табличке рядом с ним почему-то его назвали «холодильником»
Суд Париса разошелся на художественные цитаты, используемые много раз
Очень изящная миниатюра также повторяет сюжет с сидящим Парисом и тремя богинями. Еще один сюжет, в который Рафаэль вдохнул новую жизнь, посвящен трем грациям, созданный при росписи потолка виллы Форнезина в Риме. Варианты женской красоты, подаренные человечеству Рафаэлем, использовались различными художниками — сразу вспоминается Рубенс с его упитанными грациями. Своих граций создает и караваджист Франческо Фарини
Три грации могут быть и такими, как на полотне Хендрика Гелиуса, похожем на гравюру, «Вакх, Венера и Цецера»
Бесплотные образы ангелов, окружающих Мадонну с младенцем, на полотнах разбавляются контрастной и чувственной живописью, как например картина Джулио Романо «Любовная сцена»
Чувственными являются также и нидерландские гравюры, и «Грехопадение человечества перед потопом» Корнелиса Корнелиссена
Прослеживается влияние творчества Рафаэля и на таких знаменитых художников как Никола Пуссен, трансформирующееся в изображение известного сюжета «Святое семейство с Елизаветой и Ионном Крестителем», самостоятельно осмысленное, лишенное легкости и грациозности, свойственной Рафаэлю
Неизвестный нидерландский художник «Пейзаж со сценой бегства в Египет», 16 век - перекликается с "Мадонной в кресле" Рафаэля
«Сбор манны небесной», авторство не установлено
Жак Стелла «Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и ангелами»
Фламандская живопись представлена работой Питера Пауля Рубенса
«Вознесение и коронование Мадонны». В зале 17-го века представлена картина «Святое семейство и Иоанн Креститель» (не знаю автора), скорей всего нидерланскская живопись, что-то очень знакомое, но не могу вспомнить
Джованни Баттиста Сальви, Сассоферрато — итальянский живописец, представитель эпохи барокко и его «Мадонна с младенцем»
Часть выставки, посвящена 18-му столетию. Одним из последователей художника в те времена считался почти его тезка, ведущий немецкий представитель классической живописи, Антон Рафаэль Менгс, изобразивший себя в образе Рафаэлевого товарища — «Автопортрет с другом»
Его творческий путь был предопределен отцом — придворным саксонским художником, давшем новорожденному сыну два имени: Антон и Рафаэль в честь Антонио Корреджо и Рафаэля Санти. Мари Элизабет Виже-Лебрен, французская художница, модная в конце 18-го столетия, запечатлела баронессу Анну Сергеевну Строганову с сыном (урождённая Трубецкая)
Чем не Мадонна? Копия, выполненная Шарлем Лебреном, работы Рафаэля «Святое семейство, или Большое Святое семейство Франциска I « — тоже своего рода дань уважения Рафаэля
Завершающая часть выставки посвящена времени с начала 19-го столетия вплоть до наших дней. Совершенно очаровательная картина работы Бенджамина Уэста «Венера утешает Амура, ужаленного пчелой», ее сюжет ассоциируется с росписями виллы Фарнезина, в особенности с композицией «Венера указывает Амуру на Психею», которая и легла в основу расположения фигур и колорита картины
Оттолкнувшись от рафаэлевского образца, Уэст создает совершенно самостоятельное произведение, однако сохраняет главное качество рафаэлевских фресок — сочетание возвышенности образов с их обаятельной естественностью. Богиня любви Венера нежно прижимет с себе сына и утешает его. Эта картина принадлежала Феликсу Юсупову и украшала его дворец на Мойке, после национализации попала в Эрмитаж. Антон Лосенко «Зевс и Фетида»
Лосенко называли «русским Рафаэлем» за его классический стиль в живописи. Сюжет картины создан по мотивам греческой мифологии. Морская богиня Фетида призывает Зевса отомстить царю Агамемнону за смерть её сына Ахилла. Тондо из витражного стекла, выполнено по картине Рафаэля «Мадонна Альба» на Императорском стеклянном заводе
Картина Рафаэля «Мадонна Альба» находилось в коллекции Эрмитажа долгие годы, но была продана за границу советским правительством в 30-х годах 20 века в числе многих других шедевров. Жан Огюст Доменик Энгр «Мадонна перед чашей с причастием» Энгр — наследник великого Рафаэля и продолжатель традиций искусства Высокого Возрождения, создавший собственную манеру, утонченно и свободно сплавляющую классические, романтические и реалистические тенденции
Беломраморная скульптура Паскуале Романелли «Рафаэль и Форнарина». Прекрасная Форнарина — дочь пекаря, булочница, ее настоящее имя Маргарита Лутти, была музой, натурщицей и любовью всей жизни Рафаэля
Об этой красивой истории можно говорить очень долго, но не в рамках и так затянувшегося рассказа. Неизвестный художник «Рафаэль пишет портрет Форнарины»
Мадонна может иметь образ простой крестьянки, кормящей младенца прямо в поле