В Эрмитаже есть хорошая традиция — выставки, посвящённые окончанию реставрации. Картины обычно показывают в Аполлоновом зале Зимнего дворца (между Георгиевским (Большим Тронным) залом и Малым Эрмитажем). И обычно рассказывают о предмете и о процессе реставрации.
Кардинально другую историю придумал музей для «Роскошного натюрморта» Яна ван ден Хекке, начиная с того, что картину XVII века презентовали в Главном штабе, который в Эрмитаже отвечает за современное искусство. И выставка была так необычна, что мне захотелось показать её на Туристере.
Про сам Главный штаб я уже немного рассказывала (см. номера 7, 4, 3 в оглавлении цикла в начале или конце этого отзыва). Вход в настоящее время — под аркой Главного штаба (зелёная стрелка на левой фотографии в следующей ленте):
1
Белый зал, в котором проходила выставка «„Думай о времени!“ Ян ван ден Хекке. Роскошный натюрморт», находится в правой части здания ГШ, если на 2 этаж подниматься по главной лестнице в атриуме (правая часть предыдущего фото). После подъёма по красивой лестнице надо пройти направо и подняться на 3 этаж на лифте или по Голубой лестнице:
1
На входе в Белый зал посетители видели такую картину:
2
Необычно? Да. Показ отреставрированного натюрморта проходил в виде тотальной инсталляции.
В описании выставки (ссылка была немного ранее) приведены слова М. Б. Пиотровского, генерального директора Государственного Эрмитажа: «Эта выставка смело сочетает несколько направлений эрмитажных выставок. Она является „тотальной инсталляцией“ и тем продолжает серию выставок, посвящённых памяти Ильи Кабакова и эрмитажному пониманию приёмов современного искусства. Она представляет результат долгой научной реставрации, оригинально демонстрирует эрмитажную коллекцию прикладного искусства и облекает всё это в музыкальную „выставку“. Хранители и художники создали новое, музейное по природе, художественное произведение».
В качестве краткого описания, что такое тотальная инсталляция, приведу цитату из анонса выставки, которая откроется в Белом зале ГШ в июле 2024: «Илья Кабаков в конце 1980-х годов разработал новый в истории искусства жанр: тотальную инсталляцию. Такие инсталляции представляют собой пространства, где все — не только художественные объекты, но и окружающее их пространство,- является произведением искусства и работает на усиление задуманного автором образа.»
С терминами на этом всё. Немного «картинок с выставки».
Афиша на стене Белого зала была очень лаконичной. То ли, чтобы составить контраст «Роскошному натюрморту», то ли, чтобы не отвлекать от дум о времени:
1
А вот информация про выставку — очень подробная. Рекомендую к прочтению, для удобства разделила на 2 части:
1 из 2
1
К выставке издан каталог. На втором фото предыдущего слайдшоу видна замечательная эрмитажная традиция: выкладывать на временных выставках каталог для ознакомления.
В необычное здание был вход, где слева посетители читали фразу из натюрморта, о которой шла речь в информационном тексте:
1
Далее посетители попадали созданное художниками выставки Юрием Сучковым и Эмилем Капелюшем пространство. Мастерская художника?
1 из 2
2
Справа от входа во всей красе представлен главный герой выставки. Рамы нет, что соответствует теме мастерской художника. В этой экспозиции этикетки не было, но сейчас в Эрмитаже она есть, и там такие сведения: Ян ван ден Хекке Старший, Роскошный натюрморт, 1659—1675 гг.., холст, масло, пост. 1935 г. из собрания М. Д. Философова.
1 из 2
3
Немного деталей. Что-то — про роскошь, что-то — про экзотику, что-то — для дум о времени. Живопись, после того, как над ней поработали волшебники-реставраторы, без сомнения, роскошна, о чём и говорит название картины:
1 из 4
2
2
А вот обезьяны уже в XVII веке (и даже раньше) во Фландрии и Голландии экзотикой не были, и в живописи отвечали за пороки человеческие:
2
Немного отвлекусь, но покажу увиденную недавно в Эрмитаже на выставке «Мастера старонидерландской гравюры» гравюру 1562 г. «Торговец и обезьяны» по композиции Питера Брейгеля Старшего, очень наглядную, на мой взгляд, по теме роли, отведённой обезьянам в изобразительном искусстве Голландии и Фландрии:
1 из 4
2
Возвращаемся к «Роскошному натюрморту». Фраза от художника, давшая название выставке, на столе не обнаружена, продолжаем поиски в нижней части картины. Попутно рассматриваем и музыкальные инструменты, и мебель, и раковины:
1 из 3
2
На нотах — только музыка, использованная Сергеем Стадлером при создании «озвучки» пространства. На свитке — подпись Яна ван ден Хекке:
1 из 2
2
Логично, что главное должно быть ближе к центру картины. Внизу, в раскрытой книге, и находим фразу на старонидерландском, которая вошла в название инсталляции, и которую посетители видели, войдя в Белый зал:
2
О натюрморте пока всё. Переходим к дальней от входа левой части экспозиции.
Издалека кажется, что в «мастерской художника» авторы выставки просто создали композицию предметов, аналогичную той, с которой в далёком XVII веке был написан «Роскошный натюрморт». Вблизи было чётко видно, что композиция не просто трёхмерная, а в ней определённо присутствует 4-ое измерение — время:
1 из 2
3
Предметы в композиции явно отсылают к натюрморту и ко времени:
1 из 4
2
На столе роскошные посуда, ткани, ковёр опять же дополнены деталями про время:
1 из 5
3
Книги есть, но закрыты. То ли с течением времени всё прочитано, то ли просто стали неинтересны:
1 из 2
3
Интересно рассматривать игру теней, делающую пространство мистическим и иллюзорным:
1 из 3
2
Попугай улетел, но птичка нашлась:) :
2
Вид со стороны выхода из здания:
1
На выходе посетители видели занавес, отсылающий их и к пейзажу из натюрморта, и к театру, а также текст от художников:
2
Кроме основного пространства в Белом зале есть 2 небольших «закутка» в дальней его части и даже небольшой 2-й этаж, что позволяет музею делить выставки на части. И в этот раз внизу там были представлены картины разных авторов XVII века на тему «Мастерская художника» и пара натюрмортов Яна ван ден Хекке:
1
На информационных стендах можно было почитать
биографию Яна ван ден Хекке:
1 из 2
1
и рассказ о представленных в зале картинах:
1 из 2
1
Квиринг ван Брекеленкам, приписывается, «Посещение мастерской художника» (1659 г., дерево, масло):
3
Много рассказывающая о мастерской художника и процессе его работы «Аллегория живописи» (Франс Франкен Младший, мастерская, XVII век, дерево, масло):
1 из 4
4
«Стена в мастерской художника» (Себастьян Боннекруа, работал в Антверпене и Гааге ок. 1650—1676 гг., 1668 г., холст, масло) относится к «обманкам», о выставке которых в центр "Эрмитаже-Казань" недавно на Туристере был прекрасный материал Елены (apreleva1409) :
4
Давид Тенирс Младший «Живописец в своей мастерской» (1641 г., дерево, масло):
4
Ян ван ден Хекке «Бюст Девы Марии в гирлянде из фруктов" и "Бюст Девы Марии в гирляндах из цветов" (середина XVII в., холст, масло):
1 из 7
3
Название следующей картины запомнить почти невозможно :), но мини-сюжеты в ней увлекают.
Ян Фельпахер «Апеллес пишет портрет Кампаспы» (середина XVII в., холст, масло, поступление 1919 г. из собрания В. Д. Набокова):
1 из 4
2
Ознакомившись с картинами в дополнительном зале, посетители к выходу из Белого зала проходили мимо здания основной инсталляции:
2
В моём случае при покидании экспозиции иллюзорность и «всё временно» были особенно ощутимы, так как выставку я посещала за пару дней до её закрытия. А это означало, что инсталляция исчезнет, Белый зал на время станет просто белым и пустым, а потом здесь снова будет интересно (ссылка на грядущий проект была в начале отзыва).
А вот «Роскошный натюрморт», помолодев в свои 300 с лишним лет, побывав частью современного искусства XXI века, обрёл раму и торжественно переехал (в пабликах музея был небольшой репортажо) на постоянную экспозицию фламандского искусства XVII века в зале 245 Нового Эрмитажа. При дневном освещении бликует, но рассмотреть можно:
1 из 2
4
На этом мой отзыв про выставку в ГШ закончился. Но Эрмитаж рассказал гораздо больше и профессиональнее, поэтому, если интересна тема фламандского натюрморта, очень рекомендую посмотреть следующие видео (ссылки будут на оф. Youtube музея, но всё есть и на оф.странице ВКонтакте):
С натюрмортом в единственном числе теперь точно всё, перехожу, как и заявлено в заголовке, к числу множественному.
Весной в Большом дворе Зимнего дворца появились кубики-афиши выставки, которую сам музей называет одним из своих главных проектов 2024 года:
1
И оказалось, что показанная тут чуть ранее выставка в Главном штабе была «пробой пера» (или генеральной репетицией?) открывшейся 18 мая в Аванзале и Николаевском зале Зимнего дворца масштабнейшей выставки «ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» (описание на сайте музея):
4
Натюрмортов стало 70, есть среди них и гости из Москвы, показано ещё много красивого, интересного, информативного. Оформление опять доверили театральным художникам Эмилю Капелюшу и Юрию Сучкову.
Я подробно выставку ещё не смотрела, но решила воспользоваться этим отзывом, чтобы разместить на Туристере краткий анонс, вдруг, кому пригодится (выставка работает до 08.09.2024). Поэтому просто немного фото про то, как показывают в Эрмитаже "Искусство жить...". Именно так переводится первая часть названия выставки.
Приглашает посетителя на выставку небольшая по формату картина «Статуя Цереры», но зато от выдающихся фламандцев Питера Пауля Рубенса и Франса Снейдерса:
3
Церера — богиня растительности и земного плодородия, поэтому дальше всё в роскошных красках фламандских натюрмортов. Картины на выставке представлены самых разных форматов:
1 из 3
2
Картину Абрахама Брейгеля и Давида де Конинка «Цветы среди архитектуры (Весна)» (1680-е, холст, масло) долгое время в худшем состоянии могли видеть только посетители кабинета директора Эрмитажа». К выставке её отреставрировали, и она, несомненно, украшает Аванзал, который на проекте является «садом»:
1 из 6
3
Посмотрев видео о её реставрации: Реставрация картины Абрахама Брейгеля «Цветы среди архитектуры» (youtube.com) , я поняла возможную причину того, что осенью 2023 в абонементе с посещением реставрационных мастерских в эрмитажной Старой Деревне нам экскурсию в лабораторию реставрации станковой живописи заменили другой. При работе с полотнами такого размера экскурсионной группе в мастерской места бы точно не хватило:).
После «сада» посетители выставки проходят в Николаевский зал, разделённый на несколько частей. И первая — «комната редкостей в богатом фламандском доме»:
1 из 2
Картины становятся кабинетного формата, и их дополняют подлинные интерьерные вещи 17 века. Например, кабинет, дверцы которого украшены не только живописью, но и вышивкой. Украшение вышивкой небычно, роскошно, и не зря показалось мне знакомым, так как находилось в мастерской реставрации мебели во время нашей экскурсии там:
1 из 5
1
Из дома посетители выходят на «улицу фламандского городка». Эрмитажные «Лавки» остались на своём постоянном месте, но представлено много других картин на эту тему:
1 из 4
И в витринах — «лавки» не продуктовые (и никакой бутафории, в слайдшоу специально включила этикетку от витрины):
1 из 4
1
Ещё одну витрину с кратким рассказом музей показал тут: https://m.vk.com/wall-67940544_107378.
В середине Николаевского зала оставлен открытым выход в Восточную галерею (где портреты Романовых). И с 5 июня посетители выставки, уставшие от цветовой феейерии натюрмортов, могут слева или справа от представленного на следующем фото портрета Николая II зайти в Западину Восточной галереи и дать там глазам отдохнуть, ибо там белоснежно в самом прямом смысле этого слова. Но музей обещает там на очередной временной выставке не скуку и монотонность в одном белом цвете, а »Наслаждение фарфором…», и я ему, почему-то, верю:):
1
Но мы тут продолжаем краткую пробежку по выставке в Николаевском зале, где в последней части представлены шпалеры из серии «Семь свободных искусств» (ок. 1638—1655 гг., шерсть, шёлк, шпалерное ткачество, Фландрия, Брюгге). И названия некоторых искусств мне нравятся:).
«Арифметика»:
2
«Грамматика»:
3
«Музыка»:
1 из 2
3
На этом мой запас фото с выставки исчерпан, так как я только пробежала там после осмотра другой временной выставки, которая в тот день была основной целью из-за своего скорого закрытия. В другой раз я бы расстроилась, что могу только так коротенько поагитировать за посещение этой экспозиции. Но Эрмитаж уже так много рассказал и показал, что вместо печали мне остаётся только немного побыть «любительницей ссылок» и предоставить слово профессионалам:
6. Экскурсия от Hermitage 17.06.2024: ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века (youtube.com) . Заявлено, что экскурсия — «первая из…». Все трансляции после эфира доступны в записи на Youtube и в ВКонтакте для просмотра всеми желающими в любое удобное время, никаких регистраций не требуется.
8. 13 июля на телеканале «Санкт-Петербург» прошла трансляция с выставки «Эрмитаж. Натюрморт. Гимн жизни»: специальный проект телеканала «Санкт-Петербург» и Государственного Эрмитажа. Из анонса: "Специальный эфир перенесет зрителей в пространство экспозиции. Интервью, сюжеты и перформансы откроют портал в мир искусства эпохи барокко... В эфире примут участие: генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский; кураторы выставки Михаил Дединкин и Татьяна Косоурова; художник Анатолий Белкин; модельер Татьяна Парфёнова; солистка балетной труппы Мариинского театра Камилла Мацци; певица Женя Любич и многие другие." Запись (2,5 часа) доступна тут: Официальное сообщество «Государственный Эрмитаж» ВКонтакте — музей, галерея, выставка, Санкт-Петербург (vk.com) .
Полезное: для посещения выставки «ARS VIVENDI…» (без основной экспозиции музея) Эрмитаж в среду, четверг и воскресенье продлил время работы музея до 21.15. Отдельные билеты на сеансы, начиная с 18.20, можно приобести за 400 руб. на сайте музея (про кассы не знаю), выбрав «Входные билеты» и «Выставки».
Спасибо всем за внимание. Приношу извинения за «много букв», но хотелось и необычный, пусть и прошедший, проект в ГШ показать, и мега-выставку проанонсировать не в последний день её работы, а достаточного для отдельного рассказа материала по ней у меня пока нет.
Цикл материалов "Эрмитаж глазами местного дилетанта"
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Роскошный натюрморт, а теперь и натюрморты