Как я уже писала в первой части, в июне 2022 года (и до ноября 2022) из Галереи памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых Главного штаба Государственного Эрмитажа (далее Галерея) выехало очень много картин: одни — в Москву, другие — недалеко, через Дворцовую площадь (мой отзыв тут). В течение нескольких последних лет в связи с выставками, посвященными коллекционерам, залы Галереи периодически покидали то картины из коллекции Щукина (иногда с «компенсацией» в виде московских картин из коллекций Морозовых), то картины, происходящие из коллекций Морозовых, но в таком количестве и сразу из всех коллекций — впервые.
О текущей экспозиции на 4-м этаже Главного штаба (далее ГШ) музей написал так: «На 4 этаже Главного штаба, в Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых, в данный момент представлена экспериментальнаяэкспозиция европейскогомодернизма». После такого анонса мне туда срочно было НАДО. Но по пути я отвлеклась, о чём и рассказала в части 1, которая закончилась тем, что я подошла к первому залу Галереи.
На схеме ГШ Галерея выделена голубым цветом, и начинается с зала 403:
1 из 2
1
Информация в зале о текущей экспозиции:
1
Но сначала немного о терминах и формулировках:).
После фразы Эрмитажа, которую я процитировала ранее, о том, что будет летом-осенью 2022 на 4-м этаже Главного штаба на просторах интернета появились странные высказывания, которые выстраивали линию типа «модерн-модернизм-модернизмище» с выводами типа: «Модерн — это да, а модернизм — какое-то новшество. А уж если современный и европейский, то и совсем беда».
Я — дилетант в области искусства, поэтому будут цитаты. Лично для меня, понятно о модернизме написано в Википедии, но знаю о недоверии к данному источнику, поэтому привожу текст с другого сайта:
»Когда говорят о модернизме или современном искусстве (modern art), всегда подразумевают множество художественных движений и стилей, объединений и направлений, которые существовали часто одновременно и во многом оказывались противниками и оппонентами. На первый взгляд, сложно отыскать общие черты в искусстве сюрреалистов и экспрессионистов, кубистов и конструктивистов. Но начиная с французского импрессионизма и заканчивая американским абстрактным экспрессионизмом, художники забрались в ту систему координат, ту область поисков, которая резко отделила их от всех предыдущих поколений." (цитата отсюда: Модернизм в искусстве: известные картины, художники, история стиля | Артхив (artchive.ru))
Ещё пусть будет фото последней страницы каталога проходящей сейчас в Манеже Малого Эрмитажа выставки, посвященной С. И. Щукину (ссылка на мои впечатления о ней приведена ранее и будет в оглавлении цикла в конце отзыва):
1
Получается в Галерее всегда модернизм и был:), просто экспозиция временно преобразилась.
Кроме «умозаключений» про модернизм на просторах интернета, да и при общении со знакомыми, я встречала мнения, что смотреть на 4-м этаже ГШ временно нечего, раз столько известнейших полотен вывезли на выставки.
Но, во-первых, Эрмитаж никогда не заявлял, что в Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых выставляются только картины из их коллекций. Происхождение всех картин указано на этикетках, информация интересная, поэтому фото табличек я включила в слайдшоу.
А во-вторых, Эрмитаж — не тот музей, который оставит имеющиеся у него выставочные площади пустыми, что и подтвердило заявление о временной экспозиции.
Кратко, про то, что там выставлено: имена художников есть все те же, и добавились новые; по самой экспозиции есть несколько потерь, которые чем-то заменить невозможно, но про них в конце отзыва.
А теперь немного подробностей, если кому интересно. К сожалению, из-за проблем с сохранностью (что характерно для картин импрессионистов и постимпрессионистов) многие полотна под стеклом. Снимать очень сложно, поэтому под углом, блики и отражения. Привожу фото чисто в информационных целях, в которых отчёт и пишется.
На постоянной экстозиции в Галерее картины собраны по именам художников. Залы импрессионизма начинаются, естественно, с Моне. Сейчас, на временной, картины собраны по жанрам: пейзаж, портрет, натюрморт. И это даёт возможность немного по-другому взглянуть на работы художников, творивших примерно в одно время.
Первый, самой большой зал отдан пейзажам. И начинается с садов Моне:
1 из 2
2
Самая известная «Дама в саду» Клода Моне переехала на время в Манеж Малого Эрмитажа (или можно сказать, что вернулась домой, в особняк Щукина?). И даже одно время представляла выставку на здании Гостиного двора:
1
Но Галерея без дамы в саду не осталась. И мне лично очень нравится рассматривать на ней, как из раздельных мазков складываются и фигура, и цветы, и всё остальное:
1 из 4
1
Рядом удачнее для фото, чем в постоянном варианте, — «Отлив в Ипоре» Огюста Ренуара. Именно её появление в экспозиции Эрмитажа (советую запомнить фамилию коллекционера) немного примирило меня с тем, что «Лодочка» Ренуара находится в лондонской Национальной галерее, а не в Петербурге:
1 из 4
1
В общем, стены явно не пустые:
1
Лично для меня, выставки/экспозиции импрессионизма (если они сборные, а не одного художника) просто обязаны включать картину Альфреда Сислея, и, желательно, не одну. «Городок Вильнёв-ла-Гаренн» сейчас на выставке, посвященной Щукину, но Галерея не осталась без полотна этого художника. «Баржи в Бийянкуре» менее солнечны, но, может быть, чуть больше намекают на то, что Сислей — англичанин?
1 из 3
1
«Большая набережная в Гавре» Клода Моне, на мой взгляд, замечательно передаёт жизнь порта:
1 из 2
1
При взгляде на следующую картину, лично у меня, первым вспоминается упомянутый выше сислеевский «Городок…», но, приглядевшись, даже не читая этикетку, понимаешь, что это Моне. «Сена в Руане»:
1 из 4
1
Без видов Парижа (и не только) от Камиля Писсарро посетителей ГШ тоже не оставили:
1 из 3
1
1 из 4
1
Автор «Пляжа в Трувиле» Эжен Буден менее известен, а на табличке обращает на себя внимание достаточно недавняя дата приобретения картины музеем:
1 из 3
1
И это здорово, что коллекция пополняется такими хорошими картинами, а художественное направление становится представленным более полно.
Немного отвлекусь от картин. Окна зала 403 выходят на Большую Морскую улицу, точнее — к Арке Главного штаба. Конечно, для сохранности картин и снижения бликов окна занавешены. Посетителям же очень хочется посмотреть в окошко, что некоторые и пытаются сделать самостоятельно (не я:)). Так вот, дама-смотрительница очень вежливо сделала замечание, что надо было просто попросить её, и подняла штору. Посмотреть интересно, и на одну часть арки, и на другую:
1
Между окон представлены пейзажи менее известных художников:
1 из 7
1
Переходим в следующий зал и к портретам.
На своём обычном месте картины Эдгара Дега, в том числе, «Площадь Согласия», мимо которой не проходит ни одна экскурсия по Галерее:
1 из 3
1
(в качестве примера экскурсии можно привести сюжет от «Смотрителя» (+ часть 2) по постоянному варианту экспозиции Галереи, правда, немного устаревшему)
Замечательный «Портрет м-ль Изабель Лемонье» Эдуарда Мане присутствует и на постоянной экстозиции, и на текущей временной (ещё две его работы были показаны в первой части при рассказе про Зал французских пастелей):
1 из 2
1
Часто модернизм отсчитывают от Густава Курбе. В этом смысле Галерея вполне энциклопедична. «Возлежащая женщина»:
1 из 2
1
Ренуаровские балерины были в первой части в Зале французских пастелей, в Галерее же холст и масло:
1 из 2
1
С полотнами импрессионистов соседствуют пейзажи и портреты символистов. Припоминается, что читала, что были у них и совместные выставки. А по этикеткам картин видно, что символизм тоже представлял интерес для Сергея Ивановича Щукина:
1 из 8
1
1 из 9
1
Разговор про портреты конца 19 века невозможен без работ Ренуара. Самые известные уехали в Москву, но разве те, что остались не интересны?
Удивительно спокойный и красивый:
1 из 2
1
Самый солнечный и непосредственный:
1 из 4
1
А мимо этих, как мне кажется, не проходит ни одна экскурсия по Галерее (на видео по приведённой ранее ссылке они тоже есть):
1 из 5
1
А моё внимание в это посещение особенно привлекла «Молодая женщина в шляпе с цветами»:
1 из 3
1
Далее перейти бы к натюрмортам, но «никогда не было, и вот опять» меня отвлекли от заявленной темы отзыва: ковид отступает, и оказалось, что открылись прилегающие к Галерее залы:
1
Назвать их для краткости можно «Салон и Барбизон». А, может, не так уж и отвлекли? Очень наглядно получается после довольно большого количества картин импрессионистов посмотреть для лучшего понимания их новшеств то, чему они себя противопоставляли, и то, чем вдохновлялись.
«Паж с собаками» и в ковидное время был на экспозиции, но в другом зале:
1 из 2
1
В зале справа от «Пажа» работы Франсуа Фламенга. И тут интересны объединяющие их главный герой — Наполеон — и коллекционер — Николай II. Да и сами картины со множеством персонажей и деталей хороши:
1
1 из 5
1
А в названии крайней слева обратим внимание и на дворец — «Приём в Мальмезоне в 1802 году»:
1 из 3
1
Если кому-то показалось, что упоминание Мальмезона в Эрмитаже ему уже встречалось, то это, действительно, так. Когда-то, в прежнем корпусе Лоджий Рафаэля существовал целый Мальмезонский зал:
»Весной 1814 года, после триумфального входа в Париж союзных войск, в Мальмезоне состоялась встреча Жозефины с императором Александром I. В знак признательности за покровительство её семье она преподнесла ему в дар камею Гонзага.
….
В 1815 году Александр I приобрёл 38 картин и 4 скульптуры Антонио Кановы — «Геба», «Парис», «Танцовщица» и «Психея и Амур» — у герцогини Сен-Лё. Этот титул по настоянию царя был присвоен Людовиком XVIII Гортензии <Богарне>.
…
Через 14 лет Николай I купил у герцогини Сен-Лё ещё 30 картин, среди которых «Портрет молодого человека» Рембрандта, «Семейный портрет» Темпеля, «Святой Себастьян» Риберы, «Святое семейство» Пьетро ди Козимо.»
А на другой стене этого зала можно сопоставить купальщиц из царской коллекции и особняка графа. Но, может быть «парадность» тут совсем не при чём, а просто личные вкусы?
1 из 5
1
А вкус у графа Н. А. Кушелева-Безбородко, на мой взгляд, был отменный. Именно из его коллекции происходит значительная часть работ в соседнем зале, где представлена, в основном, Барбизонская школа, которую, как я читала, он и открыл для России:
1 из 2
1
Кроме колорита, многие картины объединяет присутствие на них коров:) :
1 из 6
1
И нисколько не удивляет, что эти «Венера и Амур» (автор — Нарсис Виржиль Диаз-де ла Пенья) происходят из той же коллекции, что «Маленькая купальщица»:
1 из 2
1
В зале слева от «Пажа» французский Салон:
1
Но справа от входа — никакой парадности, а сплошное очарование:
1 из 5
1
А вот дальше — высший свет, причём, — российский.
Франсуа Фламенг «Портрет герцогини Доры Лейхтенбергской» (кому имя не знакомо, погуглите — у героини портрета очень интересная и непростая жизнь с трагическим финалом):
1 из 3
1
Забавно, что в конце части 1 Главный штаб и Особняк Румянцева у меня объединили картины, а во 2-й — героиня этого портрета.
Франц Ксавьер Винтерхальтер «Портрет императрицы Марии Александровны»:
1 из 3
2
«Портрет княгини Т. А. Юсуповой» этого же художника:
1 из 3
1
«Портрет С. П. Нарышкиной, урожд. Ушаковой» (автор — тот же) заставляет выделить время на разглядывание не только изображения, но и рамы:
1 из 3
2
«Портрет великой княгини Елены Павловны»:
1 из 3
1
После «отвлечения» вернулась я в зал Гогена. А потом в пропущенные парочку залов.
Тематически остались натюрморты импрессионистов, и они прекрасны:
1
Но уж больно интересно их смотреть с последующим переходом к постимпрессионистам. Поэтому, если и будут, то в следующей части. Тут и так перебор с материалом, хотя по Галерее и пройдены только 403–406 залы (сколько их всего, видно на скрине со схемой ГШ в начале отзыва, выделены голубым цветом).
Если кратко про последующие залы Галереи, то: «Имена и темы картин из постоянной экспозиции представлены практически все, есть и интересные новые».
«Практически» в предыдущем предложении я использовала потому, что:
во-первых, в Москву отправились полотна Дени и Боннара, что означает закрытый воспроизведённый в ГШ музыкальный салон, вот этот:
во-вторых, в залах анфилады вдоль Мойки отсутствует живопись Пикассо, переехавшая в Манеж Малого Эрмитажа (есть фото в моём отзыве про выставку).
А вот картины Матисса, хоть и в большом количестве выставлены в Манеже, в ГШ на временной экспозиции есть, в том числе, и потому, что в коллекцию музея входят дары Лидии Делекторской, да и из коллекции Щукина не всё в Манеж переместили.
Но преобразился главный зал, вот этот:
1
И там вместо живописи — временная экспозиция графики: Матисс — Пикассо: творческий диалог — YouTube . Представлена, среди прочего, и книга «Джаз» (ссылка на мои фото с предыдущего её показа есть в оглавлении цикла в конце отзыва). Видео-экскурсия очень интересная. Свои впечатления пока не могу добавить, но точно мне туда надо:). И здесь решила разместить инфо, вдруг, кому пригодится. Эту графику показывают не так часто.
В общем, в Главном штабе Государственного Эрмитажа и модернизм прекрасен, и много разного другого можно посмотреть (в оглавлении цикла ниже есть ещё парочка отзывов).
Из Полезного выделю следующее:
1. Понедельник — выходной, а вот вторник, пятница и суббота — длинные дни (до 20.00).
2. Приятное полезное. «До 18 лет», студенты, аспиранты, пенсионеры РФ и ещё ряд категорий — бесплатно в любой день:
1
Но не забывайте документы, если положены льготы. Уважаемые москвичи, «Карта москвича» — это не тот документ, который на всей территории РФ подтверждает, что вы — пенсионер. Законом установлены справка о назначении пенсии либо пенсионное удостоверение (+паспорт, если на них нет фото). Если брать билеты на оф. билетном сайте Эрмитажа, то надо выбрать «Входные билеты», потом «Главный штаб», потом что-то типа «Билеты по Специальному предложению» (скрин оттуда). Распечатывать билет не обязательно, штрих-код без проблем считывается с телефона. Но в ГШ в кассы очереди обычно нет.
В Главный музейный комплекс Специальное предложение для этих категорий тоже есть — 300 руб. вместо 500. Но будьте внимательны, некоторое время назад вход по таким билетам в ГМК был из Шуваловского проезда, как сейчас — не знаю. При случае спрошу и тут допишу.
3. В ГШ замечательный книжный магазин. Он до зоны контроля билетов, поэтому можно зайти просто за книгами или сувенирами. Единственно, будет досмотр сумок на входе. В книжный после входа идти направо в сторону касс. А налево — сувенирный.
Сувенирный магазин есть и, если зайти в ГШ через выход (дверь со стороны Дворцовой площади ближе к Певческому проезду). В магазин, как минимум в тёплое время года, есть вход и прямо с площади:
1 из 2
Вход в магазин из вестибюля выхода (на фото видна деревянная дверь выхода из ГШ на Дворцовую площадь):
Там и досмотра нет, но книг (в том числе и для детей) там меньше.
Книжный магазин, где представлены издания от музея, естьи в торговом комплексе "Невский центр" (где Стокманн) на Невском проспекте у площади Восстания. Там на 5 этаже книжный магазин "hermitage.books":
1 из 2
Работает с 10.00 до 23.00. Есть и сувениры.
Спасибо всем, заглянувшим в мой отзыв!
Цикл материалов "Эрмитаж глазами местного дилетанта"