Музей Театрального и музыкально искусства

Каждый живой спектакль мимолетен — он живет здесь и сейчас, и следующий уже не будет точной копией предыдущего. К счастью, в наше время появилась возможностью видеозаписи, но не всегда было так. Спасибо людям, связанным с театральным искусством, сохранившим программки, эскизы, макеты, сценические костюмы, ставшие со временем историей, к которой и теперь можно прикоснуться, оживив в памяти моменты из пленительного мира искусства. В грустный сентябрьский день под моросящим дождем я отправилась прогуляться по Невскому проспекту перед расставанием с городом. Свернув на площадь Островского, решила обойти ее по периметру

6
Музей Театрального и музыкально искусства

Полюбовавшись ярким доходным домом Басина с богатым декором, набрела на уютный уголок с оригинальным памятником дворнику XIX века — мужичку в тёплом тулупе и варежках с орудием своего труда

6
Музей Театрального и музыкально искусства

А затем непогода подыграла моему желанию зайти в какой-нибудь музей. Хвала прогрессу: интернет пришел на помощь, подыскав музей рядышком, напротив Александринского театра с названием — Музей театрального и музыкального искусства. Это ли не предел мечтаний для человека, который обожает всяческое искусство! Находится он в красивейшем архитектурном ансамбле, созданном гениальным Карло Росси специально для Дирекции императорских театров (улица Зодчего России № 2А)

2
Музей Театрального и музыкально искусства

Помимо театра здесь же расположилась Академия Русского балета и Театральная библиотека. Музей был открыт для публики 16 мая 1921 года в бывшей квартире Директора императорских театров. Его основателем по праву считается крупнейший петербургский коллекционер и меценат Левкий Иванович Жевержеев, для которого музей стал последним пристанищем — он умер в музее во время блокады Ленинграда. Ослабленному голодом и холодом Жевержееву, пекущемуся о сохранности коллекции театральных раритетов, не хватило сил, чтобы дойти до дома.

Цена билета на посещение — 200 рублей, скидки предусмотрены, кроме того, есть возможность заказать индивидуальную экскурсию или воспользоваться аудиогидом.

Театр, как известно, начинается с вешалки. После того, как мои вещи были пристроены в гардероб, мне навстречу «вышла» сама Коломбина — на площадке первого этажа

4
Музей Театрального и музыкально искусства

Поднимаясь в музей по лестнице, пришлось смотреть не только на ступени с нанесенными автографами знаменитых театральных и музыкальных деятелей России, но и задирать голову (действия, трудно совмещаемые)

2
Музей Театрального и музыкально искусства

Коллекция музея обширна, она насчитывает более 500 000 экспонатов, поэтому в мой отзыв смогла попасть лишь крошечная часть из всего, что там представлено. Путешествие в мир театра охватывает несколько исторических периодов. Первый зал посвящен истокам театральной жизни. До середины XVIII века в России существовали лишь любительские и придворные театры. Днем основания отечественного театра считается момент подписания Указа Елизаветы Петровны об учреждении профессионального театра 30 августа 1756 года (этот документ хранится в музее), и руководить государственным театром был поставлен поэт и драматург Александр Сумароков

2
Музей Театрального и музыкально искусства

Со стен на нас смотрят портреты первых русских актеров: Якова Шумского, Федора Волкова — отца русского театра, создателя первого русского театра в городе на Волге. Слава о спектаклях ярославского театра долетела до ушей императрицы, и труппа из 12-ти человек была приглашена в Санкт-Петербург. Патриархом русского театра называли Ивана Дмитриевского, отдавшего сцене более 70 лет, начавшего карьеру с Ярославского общественного театра, где он, в основном, исполнял женские роли (дамы в те времена в постановках участвовали редко). Затем актер переехал в Петербург и стал придворным актером. Дмитриевский поставил первую русскую классическую пьесу — комедию Фонвизина «Недоросль», сыграв в ней Стародума

2
Музей Театрального и музыкально искусства

Это самое первое издание произведения. Портрет Волкова в центре, Дмитриевского — справа. Петрушка, он же мусью Подчинель, мусью Паршинель, а также Пётр Иванович Уксусов, Ванька Рататуй со своим собратом Полишинелем развлекают экскурсантов

3
Музей Театрального и музыкально искусства

Зал истории музеев содержит экспонаты, связанные со становлением российского театрального искусства, строительством первых сцен. В Европе развитие театров началось гораздо раньше, и в XVII веке актеры играли на сценах действительно роскошных театров. Для русских монархов Версаль являлся эталоном праздников и театрального увеселения. Во времена правления Людовика 14 в Версальском театре давал представления Ж. Б. Мольер

3
Музей Театрального и музыкально искусства

На основании документального источника воссоздан макет декорации спектакля «Мнимый больной» Мольера, сыгранного в 1674году. Первые театры в России были деревянными. Один из первых располагался на Царицыном лугу (Марсово поле)

1 из 2

В файле есть фото макета Итальянского театра, который находился на месте современного Екатерининского сквера. Механический макет в центре зала показывает как на сцену выдвигались декорации. В 1836 году был открыт один из первых камерных театров — Александринский театр, тогда и появились первые декорации

1 из 2

Они работали по принципу современных рекламных баннеров: сначала появлялось одно полотно, за ним тянулось другое, благодаря ручному труду. В проходе между залами спрятаны выдвижные панели. Они тоже сделаны по принципу выдвигающихся кулис, а кто из нас не мечтал заглянуть за кулисы? Я бы, возможно, и внимание на это обратила, но смотрительница музея мне продемонстрировала, как все это работает: их можно выдвигать-задвигать, рассматривая множество интересных фотографий

2
Музей Театрального и музыкально искусства

Очень приятный зал «маленький мир театра», где есть даже театральная ложа, и в нее можно зайти, посидеть в кресле, и воспользовавшись интерактивной панелью, выбрать тот или иной эпизод из истории театра

2
Музей Театрального и музыкально искусства

Удивительной красоты фарфоровая статуэтка Танцовщицы

8
Музей Театрального и музыкально искусства

В 1837 году в петербургском балете произошло грандиозное событие — на гастроли приехала звезда мировой величины Мария Тальони, вошедшая в историю балета как первая и непревзойденная звезда романтического образа Сильфиды. Исключительные индивидуальные данные, необычайная легкость, свободный прыжок и изящество отличали ее творчество. «Полет Тальони» стал легендой мирового театра, как и танец на пуантах, которым она овладела одной из первых танцовщиц

4
Музей Театрального и музыкально искусства

Для выполнения сложных па ее отец, балетмейстер, создал туфельку с твердым носком. Балетная туфелька М. Тальони с авторской запиской представлена в витрине

5
Музей Театрального и музыкально искусства

Воздушное платье Сильфиды с удлинённой юбкой из лёгкой ткани, которая, то поднималась вверх, как от порыва ветра, то мягко опускалась, подчёркивая воздушность танца, стала прообразом балетной пачки. У Русского балета были и свои звезды

2
Музей Театрального и музыкально искусства

В центре — портрет Екатерины Александровны Телешевой — балерины середины XIX века. После окончания театрального училища её приняли солисткой в труппу петербургского Большого театра. Красивая и изящная, она обладала выразительной мимикой и удивительной легкостью в танце. В 1827 году Телешова получила звание придворной танцовщицы

4
Музей Театрального и музыкально искусства

Скульптурный портрет работы И. Витали очаровательной артистки Александринского театра Варвары Асенковой — замечательной актрисы, которая пролетела над театральным небосклоном стремительно, как комета, согревая зрительские сердца. К сожалению, она внезапно угасла в 24 года, умерев от туберкулеза. Варенька Асенкова — первая в истории русского театра женщина — травести (до нее роли детей играли усохшие артистки-старушки). Несмотря на столь короткую жизнь, Варвара Асенкова добилась чести стать ведущей актрисой императорского театра, первой сыграв роль Марьи Антоновны в «Ревизоре» и Софьи в «Горе от ума». В витрине представлен подлинный сценический костюм В. А. Каратыгина для роли Гамлета в одноименном спектакле Шекспира

2
Музей Театрального и музыкально искусства

Его игру высоко оценил император Николай I, а Александр Герцен, по воспоминаниям современников, во время представления рыдал. И Александр Грибоедов был убежден, что «для одного Каратыгина порядочные люди собираются в русский театр».

XIX век — эпоха «дорежиссерского» театра. Номинально режиссер существовал, но он выполнял только организационные функции. В театре главными был актеры, на них и «ходили». Порой зритель мог прийти только на ту часть спектакля, где играл его любимый актер. Спектакли игрались не более 12 раз, и актеры не старались учить роль, полагаясь на суфлера. Со второй половины 19 века Петербург становится одним их центров театральной культуры Европы. К этому времени в Северной столице было уже три императорских театра: Александринский, Михайловский, Мариинский — оснащенный по последнему слову техники, позволяющей демонстрировать всевозможные театральные эффекты. Витрина со сценическими костюмами для различных партий в прославленных операх, поставленных на сцене Мариинского театра

5
Музей Театрального и музыкально искусства

Если Мариинский театр — центр оперного и балетного искусства, то в Александринском играли лучшие драматические актеры, одной из них была Мария Савина. Искусством, умом, эрудицией актрисы восхищались многие знаменитые современники. «Я отравлена сценой. Если бы мне не пришлось «умирать» на сцене хотя бы раз в месяц — я умерла бы на самом деле. Для своего бенефиса в 1879 году 25-летняя Савина выбрала пьесу И. С. Тургенева «Месяц в деревне», сыграв очаровательную 17-ти летнюю Верочку. Тургенев, присутствовавший на спектакле, был очарован ее игрой и влюбился. Впоследствии он написал М. Савиной множество писем с выражением восторженных чувств и признаний. Иногда они встречались, обсуждали спектакли. Редкие встречи 60-летнего Тургенева с Савиной дополнялись частой перепиской, которая продолжалась в течение четырех лет. Известно, что писатель одну из своих комнат в усадьбе Спасское-Лутовиново, где принимал восхитившую его актрису, назвал Савинской. Писатель подарил на память Марии Гавриловне фотографию с автографом, хранящуюся теперь в музее

4
Музей Театрального и музыкально искусства

Спустя годы Савина снова обратиться к той же пьесе, сыграв роль богатой барыни Натальи Петровны, которая была признана сценическим шедевром актрисы. В музейной витрине представлено платье Марьи Гавриловны, которое она заказала для спектакля в парижском ателье

3
Музей Театрального и музыкально искусства

Маковский К.Е. «Портрет актрисы Марии Гавриловны Савиной» (Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства — фото из интернета). Этот зал хранит много интересных экспонатов, в том числе, поющий полифон — предшественник граммофона и патефона

2
Музей Театрального и музыкально искусства

Театральные зрители XIX века могли послушать в аетракте замечательное немецкое изобретение 1870 года. Механизм запускался простым ручным заводом, специальных знаний для этого не требовалось. Рассказывая о театре, невозможно не вспомнить великого русского драматурга А. Н. Островского. Александринский театр наравне с Малым получил название «Дом Островского» — так много и часто здесь ставили прославленного автора. В витрине — шаль П. А. Стрепетовой, которую она надевала, играя Катерину в «Грозе»

4
Музей Театрального и музыкально искусства

В зале есть интерактивный экран с нарезками различных звучаний из знаменитых постановок. Нажимаешь интересную для тебя панельку, и с экрана льется знакомая ария в оригинальном исполнении

1 из 2

Следующий зал посвящен истории Русского императорского балета. Коллекция балетных туфелек, в которых танцевали прославленные партии балерины с середины 19 века до наших дней

3
Музей Театрального и музыкально искусства

У Анны Павловой была совсем маленькая ножка, 33-го размера, а самый большой, 41-й размер оказался у Ульяны Лопаткиной — нашей современницы. Туфелька Анны Павловой — в центре (схема расположения туфелек с описанием принадлежности прилагается). С именем Мариуса Петипа связана целая эпоха русского балета

2
Музей Театрального и музыкально искусства

Он поставил более 60-ти балетных спектаклей, соединив гармонию музыки и хореографии, французский шарм и грацию с русским духом, а петербургский балетный стиль оказал влияние на мировое искусство танца. В коллекции музея есть бесценные костюмы, связанные с премьерами самых знаменитых балетов, созданных М. Петипа и Л. Ивановым: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Корсар», «Спящая красавица»

1 из 3

В центре зала находится инсталляция «Балетный класс» и каждый желающий может почувствовать себя артистом балета, встав к балетному станку (не я), а Николай Цискаридзе проведет интерактивный урок и расскажет, как правильно выполнять балетные позиции

2
Музей Театрального и музыкально искусства

Экспозиция восьмого зала знакомит посетителей с работами мастеров конца XIX — начала XX века и афишами балетной антрепризы Сергея Дягилева. Сергей Дягилев, человек исключительных организаторских способностей, впервые представлял Парижу разные виды искусства, в том числе новаторские балеты Михаила Фокина с блестящим составом исполнителей: Павлова, Гельцер, Каралли, Карсавина, Нижинский. 19 мая 1909 года состоялся первый спектакль русского балета в Париже. Центральной фигурой первых лет «Русского балета» был Вацлав Нижинский. К сожалению, судьба подарила артисту всего 11 лет творческой жизни, а затем человек, способный одним прыжком пересечь сцену, погрузился в безумие и неподвижность

1 из 2

Плакат Жана Кокто с изображением Нижинского в коронной роли в балете «Видение розы» на музыку Карла Вебера украшал театр и улицы Монте-Карло, где проходил этот сезон. Артист танцевал ожившую розу, которая увлекает за собой прекрасную Девушку, партию которой исполняла Тамара Карсавина. В музее хранится афиша к спектаклю «Жисмонда», созданная по рисунку известного художника ар-нуво Альфонса Мухи

3
Музей Театрального и музыкально искусства

Главную роль в спектакле исполнила легендарная французская актриса Сара Бернар, заказавшая плакат парижской типографии, а ее работники, в свою очередь, обратились к Альфонсу Мухе за эскизом. Художник изобразил Сару Бернар в полный рост, одетую в богато расшитый наряд. Голову актрисы на рисунке украсил венок из цветов, а обрамлением для ее фигуры стала арка на заднем плане. Афиши развесили по всему Парижу, но часть из них вскоре срезали горожане и забрали себе.

5
Музей Театрального и музыкально искусства

А. С. Сорин «Т. П. Карсавина» в балете «Сильфида» (1910 г.). Известность ведущей балерины Мариинского театра и звезды «Русских сезонов» была столь велика, что ее мастерство послужило вдохновением для работ Леона Бакста, Мстислава Добужинского, Валентина Серова и Зинаиды Серебряковой. Тамаре Карсавиной посвящали стихи Михаил Кузмин и Анна Ахматова

Следующая экспозиция знакомит с драматическом театром Серебряного века, ставшего режиссерским. Как не вспомнить Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко, создавших новую театральную концепцию. Бюст К. С. Станиславского

2
Музей Театрального и музыкально искусства

В 1898 году Станиславский и Немирович-Данченко основали Московский Художественный театр, его новым драматургом стал Антон Павлович Чехов. В коллекции музея представлен сценический костюм О. Л. Книппер-Чеховой для роли Раневской в спектакле «Вишневый сад» 1904 года. Это была последняя пьеса и последний спектакль в жизни Антона Павловича

2
Музей Театрального и музыкально искусства

Костюм для Ольги Леонидовны был создан Надеждой Ламановой — знаменитым модельером, одевавшей императорскую семью. Шапочка Дездемоны из спектакля «Отелло», подаренная Станиславским актрисе Ольге Гзовской

3
Музей Театрального и музыкально искусства

Другой легендарной актрисой начала 20 века была Вера Комиссаржевская, известная всей России как гастролирующая актриса и директор своего собственного театра в Петербурге. Первым режиссёром театра стал Всеволод Мейерхольд. Он поставил любимый спектакль Комиссаржевской «Сестра Беатрис». Обо всём этом рассказывает нам экспозиция представленная в зале посвящённом Серебряному веку театрального искусства

3
Музей Театрального и музыкально искусства

В 1909 году Комиссаржевская разочаровалась в собственном театре и уехала на гастроли в провинцию, чтобы заработать деньги на создание театральной школы. К сожалению, в Ташкенте она заболела оспой и умерла 10 февраля 1910. Ее везли в закрытом гробу, а все костюмы сожгли. В витрине представлена накидка Веры Фёдоровны — единственная, сохранившаяся от знаменитой актрисы

3
Музей Театрального и музыкально искусства

Сотрудничество режиссера Всеволода Мейерхольда и художника Головина считается выдающимся явлением истории театра 20 века. Подлинным шедевром музея является портрет Мейерхольда работы Головина, созданный в 1917 году в период подготовки к премьере «Маскарада»

2
Музей Театрального и музыкально искусства

Работа над спектаклем длилась несколько лет, за это время художник А. Головин создал более 4000 эскизов декораций, костюмов, предметов реквизита. Наконец, премьера спектакля состоялась в Александринском театре 25 февраля 1917 года — в самый неподходящий исторический момент. По понятным причинам Мейерхольд и Головин в день премьеры перебегали Невский под выстрелами. Самый роскошный и дорогостоящий спектакль императорских театров оказался их последним спектаклем. Макет полностью воспроизводит декорацию одной из сцен

4
Музей Театрального и музыкально искусства

В 1937 году макет демонстрировали на Всемирной выставке в Париже, где получил Гран-при. В этой витрине показаны сценические костюмы спектакля «Маскарад» по одноименной пьесе М. Ю. Лермонтова

4
Музей Театрального и музыкально искусства

Мейерхольд обращался и к опере, поставив несколько спектаклей, а Головин создавал эскизы костюмов и декораций. В качестве экспоната представлены костюмы по эскизам Головина к опере Глюка «Орфей и Эвридика»

5
Музей Театрального и музыкально искусства

Эпоху Серебряного века сменил период Театрального авангарда. Огромный Макет декорации к пьесе «Великодушный рогоносец»

2
Музей Театрального и музыкально искусства

Постановку по одноименной пьесе бельгийского драматурга Фернана Кроммелинка зрители впервые увидели в 1922 году в Театре имени Всеволода Мейерхольда, главную роль в нем играл Игорь Ильинский. На декорацию можно подняться, что и было мной проделано. В зале авангардного театра много интересных эскизов, картин и других экспонатов, среди которых выделяются эскизы костюмов, созданные Владимиром Маяковским для постановки своей пьесы «Мистерия-буфф»

2
Музей Театрального и музыкально искусства

Премьера спектакля состоялась 7 ноября 1918 года в помещении Театра музыкальной драмы. Поставил его Всеволод Мейерхольд, а над сценографией работал Казимир Малевич. Зал с названием «репрессированный театр», рассказывающий трагичную историю о том, сколько выдающихся, талантливых артистов, режиссёров, сценаристов были уничтожены в сталинскую эпоху

2
Музей Театрального и музыкально искусства

Перевернув трагическую страницу истории, можно заглянуть в настоящий театральный зал, где и в наши дни проходят театральные фестивали, спектакли и другие события

1 из 2

Программа исчерпана, после экскурсии осталось зайти в магазинчик на первом этаже при музее за пямятными приобретениями, а также заглянуть в кафе опрятного вида, где разносится аромат кофе, а выпечка выглядит аппетитной

2
Музей Театрального и музыкально искусства

В приподнятом настроении после замечательного знакомства с миром искусства спешу навстречу обволакивающей грусти сентябрьского дождя над театральным уголком Петербурга. Заметив открытую калитку ограды Аничкова сада, не упускаю возможности заглянуть и туда, чтобы удостовериться, как он прекрасен в это время года. Тихий оазис природы в самом центре города, рядом с Невским проспектом, станет приятным дополнением к экскурсии в музей. В качестве совета: помните, что заветную калитку, дающую пропуск за высокую ограду, надо искать со стороны Александринского театра, если идти по правой стороне вдоль ограды параллельно Екатерининскому скверу.

5
Музей Театрального и музыкально искусства
4
Музей Театрального и музыкально искусства
5
Музей Театрального и музыкально искусства
3
Музей Театрального и музыкально искусства

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии

Музей театрального и музыкального искусства Санкт-Петербурга

ул. Зодчего Росси, 2А (вход с площади Островского) Подробнее об объекте
Санкт-Петербург: полезная информация