Знаете, уважаемые читатели, впору, похоже, открывать новый цикл рассказов о Петербурге, что — то типа «Неизвестные дворцы». Понятно, что «новички», впервые приезжающие в город, посещают в первую очередь Эрмитаж, Екатерининский и Большой Петергофский дворцы, поражаются их невероятным интерьерам… А вот матерые любители города уже слышали о Юсуповском дворце, дворцах В.к. Алексея Александровича (Дом Музыки) и Владимира Александровича (Дом ученых) и об особняках Кельха, Половцева, Кочубея, которые, формально, дворцами не были, но, по богатству убранства и интерьеров им не уступают. К сожалению, они, и еще многие — многие другие дворцы (число которым — сотни) почти не известны не то, что туристам, но и местным, поскольку по хорошей советской традиции, многие дворцы были переданы государственным структурам, институтам, партийным и прочим организациям — ну, сами знаете…
Структуры, там осевшие, все годы советской власти из года в год уничтожали историческое наследие, может и не со зла, но ведь бухгалтерию тоже надо где — то сажать? Так что вот эту стенку сломаем, колонны тоже (зачем они?), тут потолки масляной краской закрасим (у нас ведь серьезная организация, какие там плафоны с голыми тетками
На фасаде она приказала разместить надпись «Здание благодарности», понятно за что — он был одним из творцов ее императорства, он был ее опорой в гвардии, вместе со своими братьями, наконец, он был ее любовником. Кстати, узнав о том, что ему готовится «подарочек», граф «отдарился» императрице, преподнеся ей огромный бриллиант, по версии — переограненный из алмаза «Великий Могол», вывезенного Надир Шахом в свое время в Персию, который известен сейчас, как бриллиант «Граф Орлов», это самый крупный и знаменитый из семи исторических драгоценных камней Алмазного фонда, с 1784 года украшающий Императорский скипетр Екатерины Великой. и стоил он лишь немного меньше того самого дворца. Такая была у них любовь, такие и подарки… Дворец, по традиции русских венценосцев, должен был стать не простым, а САМЫМ, иначе и затевать не стоило. В данном случае, он должен был быть не кирпично — оштукатуренным, он должен был быть отделан мрамором. Всего было использовано 32 вида камней, в том числе и гранит и даже лазурит, а белый мрамор доставляли из Италии морем — получалось дешевле, чем, например, с Алтая. Екатерина тщательно следила за постройкой, лично награждала особо усердных. Возможно поэтому сам архитектор Ринальди однажды от усердия свалился с лесов, сильно побился и вынужден был уехать из России в Италию. Но, на память о нем на входе во дворец остался барельеф с его портретом, работы скульптора Ф. Шубина, и вот такой вид из окон
Федор Шубин, кстати, много чего еще сделал для дворца, например вот эти вот скульптуры, стоящие на главной лестнице — Ночь, Утро, День и Вечер.
Интересный факт — медную крышу сделали так хорошо и надежно, что она не протекала до первого ремонта в… 1931 г. А еще Ринальди предусмотрел и устроил во дворце водоснабжение и канализацию — вода специальными устройствами подавалась на 2 — й этаж, потому что там были… бани, что было абсолютной фантастикой для того времени, как и ватерклозеты. Но и кроме ватерклозетов там было, чем удивить
1 из 13
Отдельная тема — паркеты, частично восстановленные по рисункам, а частично — по сохранившимся фрагментам
1 из 5
моя слабость — осветительные приборы
1 из 5
1 из 6
а вот эта, кажущаяся бронзовой, капитель колонны, на самом деле из покрашенного гипса
Но, злодейка судьба взмахнула ножницами и оборвала нить жизни графа — фаворита. Говоря по — простому — он умер, так и не дождавшись окончания строительства. «Абидно, да…" Умирал он страшно, потеряв разум, обмазываясь собственными фекалиями и пытаясь их есть. И место его захоронения в Новгородском Георгиевском соборе Юрьева монастыря, куда в свое время был перенесен его прах, не сохранилось. Зато дворец, в отличии от Константиновского в Стрельне не пустовал десятилетиями. В нем одно время жил лидер польских конфедератов Тадеуш Костюшко, а после него — польский король и тоже любовник Екатерины — Станислав Август Понятовский, со своим двором в 200 с лишним человек, здесь же он и умер и был похоронен в костеле св. Екатерины Александрийской на Невском проспекте. Только в 1938 г. с разрешения Сталина его останки перевезли в Польшу. А Екатерина не очень горевала — у нее уже был другой фаворит. А сколько их было всего… Поэтому она выкупила дворец у наследников графа и подарила внучку — В.к. Константину Павловичу, вот этому — сыну Павла I.(вылитый папА) - фото с картины
Правда, потом отобрала и выгнала его из дворца. Внук был со странностями. мягко говоря (в папу?) Он стрелял в свою супругу из пушки живыми крысами, устраивал в подаренных ему дворцах казармы, муштровал там солдат и т. п. А было ему в это время 16 лет. Что не помешало ему впоследствии, отказавшись от претензий на престол, стать главнокомандующим польской армии, генерал — адъютантом и генерал — инспектором кавалерии, а также наместником царства Польского, переехав на ПМЖ в Варшаву. После того, как он уехал, дворец перешел Придворной канцелярии и в нем давали квартиры придворным, как, например, и в Приоратском дворце Гатчины — чего добру пропадать? В 1832 г. после ремонтов и перестроек уже Николай I передал дворец своему сыну, по иронии судьбы тоже Константину — Николаевичу и его красавице — супруге Александре Иосифовне
(вот их совместный вензель в одном из залов, переплетенные буквы К и, А),
тому самому, в честь которого получил название Константиновский дворец в Стрельне,
со своей очень интересной судьбой, и именно Мраморный было официально приказано называть «Константиновским», но — не прижилось и он остался Мраморным (потому я и упомянул их рядом в начале рассказа). При нем дворец получил 2 — й этаж в самом шикарном, тоже, Мраморном, зале, (он открыт после реставрации в 2010 г.)
1
необычный Зимний сад на месте бывшего открытого Садика,
1 из 7
причем попадали в сад из спальни и надо было догадаться, что это не просто зеркала, а тайная дверь
а в Белом зале был установлен оргАн.
Во дворце проходили концерты с участием М. Балакирева, А. Рубинштейна, Н. Римского-Корсакова. Здесь 2 мая 1856 г. состоялось первое в Петербурге выступление И.Штрауса. Сам В.к. Константин Николаевич был известен как прогрессивный человек, сторонник реформ, проходивших в обществе в те годы и людей его круга и его единомышленников даже называли «партией Мраморного дворца». В 1860 — е годы дворец в очередной раз перестраивался, в нем появились электростанция, которая давала свет еще и фонарям на Марсовом поле, и лифты для уже пожилой и больной Александры Иосифовны, которая очень любила оперу, но ездить в нее не могла и слушала ее из дворца… по телефону. После смерти Константина Николаевича дворцом владел его сын — Константин Константинович, тот самый поэт, известный под псевдонимом «К.Р.», при нём здесь проводились камерные концерты, литературные чтения, ставились любительские спектакли, в которых он сам играл. Именно его комнаты — апартаменты сейчас имеют возможность посетить экскурсанты и попадаешь туда по очередной секретной лестнице — вход на нее за зеркалом.
К сожалению, там не разрешают фотографировать, удалось щелкнуть только его личную библиотеку (это портрет некоей Офелии, а сам Константин играл Гамлета, которого он же и перевел на русский язык),
Готическую (или Музыкальную) комнату
1
из которой, кстати, тайный ход (точь в точь, как в фильме «Призрак замка Моррисвиль» — помните, отодвигается панель в стене и открывается вход) ведет в еще несколько комнат князя — его кабинет, в котором оформлена его личная (тоже тайная — отодвигается фальшивый шкаф) молельня, «бытовую» комнату, тоже с тайным шкафчиком. И это, безусловно, главная изюминка апартаментов — вся группа только ахала, заходя в очередную комнату и видя, КАК ТАМ и ЧТО ТАМ. Окна апартаментов выходят на Миллионную улицу — вот они на первом этаже, под балконом и левее
Я уже говорил, что экскурсия наша продолжалась более 2 — х часов и мы узнали очень много интересного и о самом К.Р. (Константине Романове) и о грустной судьбе его детей — гибель сына Олега (тоже талантливого поэта, из которого, по словам знатоков должен был вырасти «второй Лермонтов») просто подкосила князя и он умер через год после него, в своем дворце в Павловске в 1915 г., а последнего из Константиновичей, владельцев дворца, Иоанна, большевики живьем сбросили в шахту в Алапаевске в 1918 г. После революции в здании находились различные наркоматы, а в 1938 г. здание было передано под музей В. И. Ленина. Поскольку музей был чисто пролетарским, дворцовые интерьеры там быть никак не могли (за что боролись, извините?). Поэтому многое было просто уничтожено, что — то передано в музеи, что — то заколочено и замазано, оставили только главную лестницу и несколько залов, но скульптуры с лестницы убрали. К счастью, они сохранились в Русском музее. А в тех самых комнатах Великого князя были… фонды музея, там хранились экспонаты. В 1940 г. перед зданием дворца — музея установили броневик «Остин Путиловец» с которого (или с похожего), согласно истории, Ленин зачитывал «Апрельские тезисы», если я правильно её помню. В 1992 г. здание дворца передали Русскому музею и вскоре броневик перед ним заменили на страдающего долгие годы в ссылке во дворе музея «бегемота — обормота», памятник Александру III, работы Паоло Трубецкого, который был установлен в свое время на нынешней пл. Восстания перед тогдашним Николаевским (сейчас — Московским) вокзалом и стоял там до 1937 г.
1
Как я уже говорил, в залах дворца была открыта экспозиция «современного искусства» и именно туда я попал несколько лет назад, собираясь посмотреть дворец. Ходил из зала в зал в полном одиночестве (отдав за билет 100 р.) и в каждом меня встречали бабушки и с опаской спрашивали: «А Вы туда пришли? Вы понимаете ЧТО ТУТ?» Я понимаю — современное искусство…
Сейчас в парадных залах дворца проходят всякие конгрессы, мероприятия и концерты, а в 2002 г. между прочим, именно в нем была подписана хартия о создании ШОС («Шанхайской организации сотрудничества») ныне — авторитетной международной структуры. В туристическом плане дворец, к сожалению, совершенно не раскрученный, экскурсии проводятся от случая к случаю, это печально. Но, этой ситуацией сполна воспользовался режиссер А. Учитель, сняв в интерьерах дворца свою «Матильду». Вот такое очередное открытие довелось совершить. Так что, имейте в виду, уважаемые читатели — Петербург на них, эти открытия, абсолютно неисчерпаем. Такой город…
Извиняюсь за качество некоторых фотографий - в парадных залах ужасное освещение, а в покоях тесно, темно и вообще снимать нельзя - щелкнул пару раз тайком, чтобы показать интерьеры