Я долго думала, писать отзыв о дворце Юсуповых или нет, потому как уверена, что таких рассказов в интернете пруд пруди и мой рассказ будет мало кому интересен, и даже покажется скучным.
Но я знаю, что найдется один-два человека, которому будет интересно еще раз вспомнить, а может и в первый раз «услышать», историю Юсуповых, древний род которого берет свое начало с 16 века, еще со времен Ивана Грозного, от хана Ногайской Орды — Юсуфа-мурзы.
Свой рассказ о князьях Юсуповых буду разбавлять фотографиями интерьеров главного дворца, о которых отдельно рассказывать особо нечего, т. к. я осматривала дворец самостоятельно, остается только любоваться ими, ведь Юсуповы не скупились на роскошные интерьеры.
В первом рассказе будут представлены парадные залы князей Юсуповых, гостиные и театр, сочетающие разные стили оформления- классицизм, барокко, рококо, где присутствует много лепнины, золота, редкого дерева и живопись. Вошла я во дворец через парадный двор с улицы Декабристов.
Осмотр дворца я начинала с Парадного вестибюля.
Парадная лестница.
Лестницу из белого каррарского мрамора изготовили в Италии и по частям доставили в Санкт-Петербург.
Парадная лестница.
Подсвечники, стоящие в углах вестибюля, впечатляют не только своей красотой, но и размерами.
1
1
Освещает нижний вестибюль огромная люстра на цепях в стиле 18 века из позолоченной бронзы с плоской чашей гранёного стекла.
1
В нишах стен лестницы установлены мраморные скульптуры неизвестного итальянского мастера 18 века, которые представляют аллегории четырех сторон света.
А сейчас возвращаюсь к истории.
Юсуф-Мурза, дочь которого знают все, кто был в Казани и видел башню Сююмбике в казанском кремле, названную в ее честь, отправляет своих сыновей в Москву на службу к царю Ивану Васильевичу, который в 1565 году отдает им во владение город Романов (сейчас это город Тутаев, интересный, самобытный город).
Вскоре потомки братьев приняли православие и получили фамилию Юсупово-Княжево, княжеский титул и право на потомственное владение землями.
Существует легенда, что за предательство веры соплеменники Юсуфа прокляли их род, и ждала их такая участь — из всех рожденных в пределах поколения детей до 26 лет доживал лишь один.
Отчасти так и было, проклятие начало действовать после смерти Бориса Григорьевича в 1759 году — в семейной паре до 26 лет доживал только один мужчина. До этого не наблюдались случаи гибели юных Юсуповых.
Историки считают версию проклятия выдуманной. Так как умирали в роду только мужчины, из этого был сделан вывод, что в семье была генетическая болезнь, передаваемая по мужской линии.
Но не все мужчины умирали от болезни, например, Николай Феликсович погиб в 25 лет в результате дуэли. Совпадение? Думаю, это так и останется загадкой.
И не только мужчины умирали, например, сестра Зинаиды Николаевны — Татьяна, тоже умерла, не дожив до 26 лет, о ней я еще скажу несколько строк. Таким образом, в семье Юсуповых остался, вернее, осталась, всего лишь одна наследница — Зинаида.
Поднявшись по парадной лестнице на второй этаж, через Белое фойе попадаем в Гобеленовую гостиную.
1 из 4
В гобеленовой гостиной находится мебельный гарнитур, изготовленный во Франции в начале 19 века.
Крошечный холл с потолком из красиво сложенных складок из шелка.
Продолжаем историю.
От братьев Юсупово-Княжевых произошли две ветви будущих князей Юсуповых, которые стали носить эту фамилию в конце 18 века.
Юсуповы всегда пользовались уважением царской семьи и входили в круг приближенных и при царе Федоре III Алексеевиче, и при Петре I, и при Елизавете Петровне, вплоть до императора Николая II.
Они роднились с другими высшими родами России, например, одна из дочерей Бориса Григорьевича Юсупова была замужем за князем Андреем Голицыным, другая — за герцогом Петром Бироном.
Парадная спальня княгини.
1 из 3
К сожалению, обстановка спальни сильно пострадала во время блокады Ленинграда. Ее восстановили по акварелям.
Рассказывать обо всех потомках Юсуповых не буду, запутаться с Борисами и Николаями (родовые имена Юсуповых) очень легко. Но очень хочется уделить внимание двум самым ярким представительницам этого рода, двум Зинаидам — Зинаиде Ивановне и Зинаиде Николаевне Юсуповым, бабушке и внучке, которые были не просто красавицами, но и умницами, что во все времена случается не часто. Обе были образованны и неравнодушны к искусству.
Феликс Юсупов в своих мемуарах писал о своей матери Зинаиде Николаевне так: «Матушка была восхитительна. Высока, тонка, изящна, смугла и черноволоса, с блестящими, как звезды, глазами. Умна, образованна, артистична, добра. Чарам ее никто не мог противиться»
Зинаиду Николаевну писали многие художники, но самый мой любимый портрет этот. Величественная, изящная, спокойный умный взгляд, все завораживает в ней.
Франсуа Фламенг. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой. 1894 г...
На княгине надета знаменитая фамильная драгоценность - жемчужина ПЕЛЕГРИНА, которую часто путали с жемчужиной ПЕРЕГРИНА, превышающей ее в размере в два раза.
ПЕЛЕГРИНА была продана князем Феликсом женевскому ювелиру Жану Ломбару в 1953 году.
Всё то же самое можно сказать и о Зинаиде Ивановне.
Про свою прабабушку Феликс пишет так: «Прабабка моя была писаная красавица, жила весело, имела не одно приключение».
Во всех мемуарах 19 века присутствовало ее имя.
Зинаида Ивановна Юсупова, в девичестве Нарышкина.
Овдовевший 30-летний Борис Юсупов, единственный сын Николая Юсупова и Татьяны Энгельгардт, который смог увеличить состояние Юсуповых в несколько раз, во время коронации императора Николая І, встречает и влюбляется в 15-летнюю фрейлину — Зинаиду Ивановну Нарышкину, принадлежавшую одной из тонких боковых ветвей древнего рода.
В настоящее время фамильное древо Нарышкиных насчитывает 47 ветвей, а род их сумел возвыситься только после того, как одна из его дочерей — Наталья Кирилловна — стала царицей и матерью Петра I.
Самое интересное, что этот древний дворянский род, который заслуживает отдельного рассказа, не носил никакого титула, поскольку гордо отказался от предложенного графского титула, посчитав его не соответствующим положению фамилии.
Большая Ротонда с купольным потолком начинает анфиладу.
Большая ротонда Юсуповского дворца на акварели В. Садовникова 1855 г.
1 из 6
Благодаря особой расстановке восьми колонн из голубого мрамора помещение кажется круглым, на самом деле зал квадратный.
Так вот, приложив немало усилий и после переноса свадьбы, которая чуть не сорвалась, в 1827 году Борис, наконец, женится на Зинаиде Ивановне, где в браке у них рождается сын Николай, а затем и дочь, которая умирает при родах.
Зная тайну о проклятии рода, Зинаида Ивановна объявляет супругу, что «рожать мертвецов» больше не намерена, а посему свой темперамент он может обратить на «дворовых девок».
Существует версия, что князь Борис сам не хотел иметь других детей, чтобы сохранить богатство Юсуповых в одних руках, о чём и объявил всем.
Таким образом, брак абсолютно разных людей потерпел крах. Оставляя это в тайне, каждый из них начинает жить своей жизнью.
Продолжаем прогулку по анфиладе парадных гостиных. Синяя гостиная. Интерьер создан в 1830-е годы при владельцах Юсуповского дворца и почти полностью сохранился в оригинале.
1 из 2
Стены украшают шёлковые синие штофные панно с золотистым орнаментов в виде стилизованных цветов и листьев, которые чудом сохранились во время войны... В росписи плафона стола встречаются изящные фигурки амуров, изображения цветов и музыкальных инструментов, в медальонах — аллегории времён года.
Красная (Розовая, Малиновая) или Золотая гостиная украшена позолотой еще больше, чем Синяя гостиная. Считается одной из самых нарядных в Юсуповском дворце.
1 из 5
На центральном панно висит портрет первой хозяйки дворца княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой. Раньше на том месте всегда висело парадное изображение монарха, поэтому гостиная называлась Императорская.
И тут Остапа понесло…Веселая модница и красавица, не любящая скучного, но сказочно богатого мужа, и любящая светскую жизнь, Зинаида Ивановна, пользующаяся большим интересом у мужчин, в том числе (по слухам) и у императора Николая I, заводит один роман за другим.
После неожиданной смерти супруга Бориса, Зинаида Ивановна, по мнению Феликса Юсупова, из-за ссоры с императором покидает Россию. И уезжает она, куда же, как не в Париж, где по слухам, ею увлекается Наполеон II, не получивший взаимности.
Во Франции, на парижском балу принцессы Матильды в Елисеевском дворце, немолодая, но все еще прекрасная, Зинаида знакомится и влюбляется в капитана Генерального штаба национальной гвардии департамента Сена Луи Шарля Оноре Шово, который оказывается младше ее на 20 лет.
Венчается с ним в Петербурге и, чтобы сгладить недовольство российского двора мезальянсом, покупает безродному мужу титул графа Шово и маркиза де Серр.
Зинаида покупает супругу не только титул, но и замок Кериоле в Бретани, во Франции, по мнению современников, совершив безумный поступок. Шово, с большим размахом перестроенный Зинаидой замок, завещает его своей сестре (по воспоминаниям Феликса — своей любовнице с детьми).
После смерти супруга, оскорбленная изменой, Зинаида выкупает замок (свой же подарок) в три дорога и передает его департаменту Финистер с условием, что там будет музей. В 1924 году внучка Зинаиды Ивановны Зинаида Николаевна подала в суд на право наследства и выиграла его. В последствие, Феликс продал замок, что обеспечило его семье безбедную жизнь.
К Зинаиде Ивановне часто приезжают ее внучки от единственного сына Николая — Зинаида и Татьяна, рано потерявшие свою мать Татьяну Александровну, урождённую графиню Рибопьер, приходящаяся своему мужу двоюродной сестрой.
Зинаида Ивановна доживает свой век во Франции, мечтая приехать в Россию, но не успела, оставив все свои драгоценности внучке Зинаиде Николаевне, правнуку Феликсу — дома в Санкт-Петербурге и Москве, а его старшему брату Николаю булонский особняк на Парк-де-Прэнс.
Зеленая гостиная скромнее предыдущих, была разрушена во время обстрелов блокадного Ленинграда, ее пришлось полностью восстанавливать.
1 из 3
Мебельный гарнитур из карельской берёзы декорирован деталями из золочёной бронзы и чёрного дерева.
Внучка Зинаиды Татьяна, сестра Зинаиды Николаевны, в список наследников не попала, т. к. на тот момент ее уже не стало.
По официальной версии она умерла в 22 года от тифа, на самом деле, есть версия, что она покончила с собой из-за неразделенной любви к сыну Александра II — Великому князю Павлу Александровичу, с которым она дружила с детства.
Княжны Юсуповы были завидными невестами, ведь их состояние, по слухам, превосходило Романовых.
Отец мечтал видеть рядом с ними представителей европейских правящих домов, но сами княжны не были честолюбивы и мечтали выйти замуж по любви, а не составить удачную партию, как это сделала их бабушка Зинаида Ивановна.
Зинаида Николаевна выходит замуж по любви за графа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстон, отвергнув болгарского князя.
Николай Борисович, на ком прерывается род Юсуповых по мужской линии, не имея сыновей, дозволяет своему зятю унаследовать его княжеский титул и фамилию, согласно особому императорскому указу.
Танцевальный зал. Здесь проходили роскошные великосветские балы, отличавшиеся благородством и элегантностью, как и хозяева дома.
1 из 3
Зеркала на стенах визуально увеличивают пространство... Оркестр находился в соседнем, Белоколонном Банкетном зале, а музыка доносилась через большие раскрытые двери и решётки над ними. Эта хитрость архитектора позволяла слышать музыку в обоих залах.
Банкетный (Белоколонный) зал, это самое большое парадное помещение Юсуповского дворца, составляет единое целое с Танцевальным залом. После танцев проголодавшиеся гости следовали на трапезу, где столы уже были накрыты.
1 из 6
В Белоколонном зале проходили не только парадные приёмы, но и концерты. Роспись свода, выполненная в технике гризайль, имитирует лепку.
Снова возвращаемся к Татьяне.
Татьяна Николаевна мечтает выйти замуж за Поля, как она называла в детстве Павла Александровича, но Павел, как она и боялась, выбирает себе другую — греческую и датскую принцессу, брак с которой был выгоден обеим странам.
Она еще лелеяла надежду и как пушкинская Татьяна признается Павлу в любви, а он, подобно Онегину, отвергает ее.
Своим горем Татьяна делится только с дневником, где пишет: «Я хотела бы не проснуться», и, уехав в подмосковное имение сестры Зинаиды и ее мужа, Архангельское, наблюдая за их счастьем и понимая, что у нее ничего этого не будет, умирает там, где и была похоронена.
Самоубийство княжны Татьяны из-за неразделенной любви надолго стало бы темой досужих светских разговоров и сплетен, поэтому Юсуповы никогда не затрагивали эту тему, и даже Феликс, подробно описывающий в своих мемуарах всех предков, ни разу не упомянул о своей тёте.
Ну, а что Великий Князь Павел? Он женится через год после смерти Татьяны, но и у него не было счастья, супруга умирает в родах в имении Ильинском, находящемся по соседству с Архангельским.
Вот такая грустная история. Богатые тоже плачут!
Татьяна Юсупова и великий князь Павел Александрович.
И у них, у Юсуповых, есть скелеты в шкафу, причем в прямом смысле, в разных домах Юсуповых не раз находили скелеты.
Один из них был найден большевиками, когда те искали сокровища в одном из петербургских домов Юсуповых, в потайной комнате с замурованной дверью в спальне Зинаиды Ивановны. Кем был этот мужчина, завернутый в саван, вернее его останки, никто не знает. И был ли он, или это очередная легенда?
Николаевский зал или Зал редкостей. Залом Редкостей назвали так, потому что в застеклённых шкафах хранились всевозможные диковины и экзотические редкости из коллекции Юсуповых. Это первая картинная галерея дворца.
1 из 9
В конце 19 века Николаевский зал был реконструирован, в результате чего здесь появилось световое окно на потолке.
Ну, а дворец на Мойке в Санкт-Петербурге, который именуют Юсуповским, совсем не легенда, а настоящий, со своей богатой историей, по мнению современников, как написано на официальном сайте, самый элегантный.
Возможно. Но я даже не успела рассмотреть его фасад, т. к. приехав в Питер на выходные специально, чтобы побывать в этом дворце, считая каждую минуту, торопилась внутрь, тем более погода в начале февраля оставляла желать лучшего.
Как я уже писала в рассказе Неклассический Питер. Встреча на крыше, дворцы и музеи лучше посещать зимой, когда туристов меньше (за исключением новогодних выходных), чтобы не терять время на очереди.
У меня так и получилось. Передо мной в кассу стояло всего три человека и из невольно подслушанного мною разговора двух стоявших женщин впереди меня, я услышала, как одна из них жаловалась, как летом она простояла в очереди во дворец полтора часа. На что я подумала, как же удачно я сейчас попала!
И все свое оставшееся время после посещения Лофт-Проект-Этажи и прогулки по городу, я провела во дворце, неспешно гуляя по залам, где, слава Богу, было немного людей, никто не толкал, не наступал на пятки, и была возможность сделать фото интерьеров, а не головы туристов.
Зал Прециоза. В переводе с итальянского прециоза означает «драгоценный». В зале хранились полотна известнейших мастеров западно-евопейского искусства: Рембрандта, Греза, Буше, Лоррена, Мурильо и многих других.
Так выглядел Зал Прециоза до революции.
А так выглядит сейчас.
1 из 5
Не обратить внимание на двери из красного дерева с золочеными бронзовыми накладками не получится.
Начало истории городской усадьбы Юсуповых уходит в петровскую эпоху, когда город только зарождался.
Огромный участок земли на левом берегу Мойки в начале 18 века был пожалован племяннице императора Петра I царевне Прасковье Иоанновне, которая подарила и земельный участок, и каменный дом лейб-гвардии Семеновскому полку, штаб которого после 10-летнего пребывания распродал землю частным лицам, одним из которых был граф П. И. Шувалов, деятельный и влиятельный сановник времен императрицы Елизаветы Петровны.
Его сын Андрей, получивший в наследство усадьбу, произвел здесь кардинальные изменения.
На основе прежнего каменного строения французским архитектором Ж.-Б.-М. Валлен-Деламотом был возведен трехэтажный особняк с шестиколонным тосканским портиком на входе и сквозным проездом во внутренний двор.
После смерти Андрея Шувалова наследники продали владение на Мойке в казну. Судьбой дворца в 1795 году распорядилась императрица Екатерина II, пожаловав его своей статс-даме и близкой подруге, племяннице Г. А. Потёмкина, графине Александре Васильевне Браницкой, которая продала его младшей сестре, княгине Татьяне Васильевне Юсуповой. Эта дата и стала началом отсчета юсуповской истории дворца и усадьбы на Мойке.
Николай Борисович — первый владелец дворца на Мойке из рода Юсуповых.
Н.Б. Юсупов, первый владелец дворца на Мойке.
Юсуповы, имеющие по всей России 57 дворцов, собираясь постоянно жить именно в этом дворце, развернулись на широкую ногу, произведя надстройки и пристройки. В усадьбе появились дополнительно флигели, конюшни, двухэтажные дома для прислуги, каретный сарай, или гараж, как сейчас сказали бы, кухни, прачечная и другие постройки.
Малая Ротонда, здесь стояли скульптуры знаменитого итальянского мастера Антонио Кановы, второе название зала «Ротонда Кановы». В 1920-х годах скульптуры были перенесены в Эрмитаж.
Скульптура «Ангел печали», это модель надгробного памятника княжны Татьяны Юсуповой, о которой я писала выше.
Античный зал, напоминает античные галереи. Здесь выставлялась большая часть скульптурной коллекции, включая шесть подлинных античных статуй из мрамора, которые сейчас хранятся также в Эрмитаже.
Гобелен галереи.
Римский зал, назван так благодаря использованию итальянских мотивов в архитектуре и декоративном оформлении зала.
1 из 6
Римский зал служит как бы фойе театра.
Домашний Театр сразу сражает наповал своею красотою и роскошью. Театральное помещение появилось при первом владельце Юсуповых.
1 из 6
На первом ярусе находится Царская ложа. Места в ней занимали сами Юсуповы или пришедшие на представление члены императорской фамилии... На этих стульях восседали знатные персоны 19 столетия, они подлинные! До наших дней также сохранились подлинные занавес и гарнитур мебели.
Музейный коридор или Малая картинная галерея. В этом зале размещалась часть картинной коллекции хозяев, которая сейчас находится в разных музеях, в основном Эрмитаже и Русском музее. Сейчас здесь выставка репродукций произведений французского искусства, опубликованных в сборнике 1906 года «Художественные сокровища России».
1
Зал Антонио Виги назван в честь итальянского художника Антонио Виги, автора росписи плафона «Триумф Геркулеса».
1 из 3
Зал Антонио Виги.
Дубовая столовая — последний зал второго этажа, предназначался для трапез в узком семейном кругу. По названию становится понятно, что в его отделке преобладает использование натурального дуба.
1 из 4
Дубовая столовая.
На этом экскурсия второго этажа закончилась, предсталю еще несколько фото предметов роскоши, в каких залах их видела не помню, хочется показать эту красоту.
Здесь я обратила внимание на красивый пол, решетки радиаторов и дверь. Не смогла пройти мимо.
В этом коридоре пол достаточно скромный, его украсили ковром.
С момента покупки дворца Юсуповыми до революции 1917 года владельцами были пять поколений князей Юсуповых.
В следующем рассказе я немного расскажу о последней владелицы дворца Зинаиде Николаевне и их сыне Феликсе, где и представлю их с супругой Ириной покои и подвал, где было совершено покушение на Распутина.
Те, кто любит живые картинки, предлагаю посмотреть видеоролик парадных комнат дворца.
Юсуповский дворец на Мойке. Санкт-Петербург, парадные залы.