Есть в Петербурге такой замечательный городской проект — Открытый город. Он даёт возможность записаться на бесплатные экскурсии (не более 3 в сезон, не считая онлайновых).
Но главная его прелесть не только и не столько в бесплатности, сколько в возможности попасть в места, закрытые или ограниченные для свободного доступа. Дворцы, особняки, промышленные объекты, просто жилые дома с долгой и интересной судьбой — многие из них сейчас находятся в частных руках, или заняты серьезными учреждениями, которые вовсе не горят желанием видеть посторонних в своих стенах.
Кроме того, гидами на экскурсиях Открытого города, как правило, являются лица, работающие в данной области, а не прочитавшие накануне справочник «Петербург за 3 дня».
Так, например, экскурсию по знаменитому Зданию 12 коллегий на Васильевском, то бишь главному корпусу СПбГУ, куда в нынешние времена торжества заборов и охранников так просто не зайдёшь, ведет зав. кафедрой истории, директор университетского музея, профессор Тихонов.
А по Таврическому Дворцу мы гуляли с его штатным экскурсоводом Елизаветой. Ну…как гуляли… Строем. Шаг вправо, шаг влево — расстрел строгий выговор. Снимать вид из окон дворца нельзя (почему?), интерьеры можно, но чтобы в кадр не попали сотрудники ФСО, сидящие в каждом зале. (Вот уж что мне сложно понять — каково это, молодым здоровым парням целыми днями сидеть в пустом помещении и НИЧЕГО не делать! Это ж пытка! Бабушкам-смотрительницам в музеях и то легче — то на не в меру активных детей шикнешь, то сгонишь усталого туриста, присевшего на исторический стул, то покажешь заблудшим дорогу в греческий зал…)
Такие меры объясняются тем, что Таврический дворец, несмотря на свою бесспорную историческую ценность, это не музей, а штаб-квартира Межпарламентской ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств. В нём также находятся представительства парламентов стран СНГ, проводятся и заседания Совета Федерации.
Построенный Екатериной для своего фаворита князя Григория Потёмкина-Таврического в конце 18 века, дворец выглядит строго и торжественно, как и положено образцовому зданию в стиле классицизма.
5
2
1
Архитектор И. Е. Старов.
Первоначально дворец парадным фасадом имел выход к Неве, но после строительства водонапорной башни в середине 19 века, потерял водную перспективу.
Судьба дворца складывалась непросто. Сам хозяин, давший ему своё имя, находясь в постоянных разъездах и походах, посещал его нечасто, и после смерти князя дворец перешёл в собственность казны. После смерти Екатерины II, взошедший на престол Павел I, имевший, как известно, сложные отношения с матерью и стойкое отвращение к ее политическому наследию, отыгрался на дворце, приказав отдать его конногвардейскому полку для устройства в нем казарм, манежа и конюшен.
В 19 веке дворец так и не приобрёл постоянного назначения: время от времени в нем устраивались балы, останавливались именитые гости. Например, посол персидского шаха, прибывший к императорскому двору с ценными дарами налаживать отношения после нападения в Тегеране на российскую дипмиссию и убийства российского посла Александра Грибоедова.
Какое-то время жил в нем историк Карамзин, там и умер.
Новая жизнь у дворца началась в 1906 году, когда в Российской империи появился избранный законодательный орган — Государственная Дума. Недолго длилась первая эпоха российского парламентаризма, закончилась она 5 января 1918 года известной фразой матроса Железняка «Караул устал» и разгоном Учредительного Собрания. Но в течение этих 12 лет Таврический дворец оставался центром бурной политической жизни страны.
Первое помещение на нашем пути — это приставская комната. Приставы были важными персонами при Госдуме, обеспечивающими организацию заседаний и порядок их проведения. Какие исполненные собственной значимости лица…
Они же ведали раздачей бесплатных билетов на заседания. Да, можно было так запросто, любому желающему, посидеть на галерке и посмотреть на думские баталии. Правда билетов было всего 25, а популярность этого представления была настолько велика, что очередь растягивалась чуть ли не на весь Таврический сад.
Купольныйзал, отделенный двумя рядами колонн от входного портика, когда-то имел сквозной выход в сад, то есть дворец как бы просматривался насквозь от главного входа, но эта смелая идея Старова до наших дней, к сожалению, не дожила.
1
Что поразительно — невозможно представить, глядя на роспись купола, что на самом деле потолок плоский. К тому же снаружи в этом месте купол и есть! Это техника гризайль, монохромная роспись стен и потолков, создающая объём и имитирующая (и очень здорово) скульптурный рельеф.
3
3
В купольном зале установлен современный орган и периодически проводятся концерты.
Следующий зал — Екатерининский. Он огромен! Недаром именно в нем в недоброе для дворца время был устроен манеж, тут и лошадям есть где разгуляться…
В думское время зал становится местом «парламентской тусовки»: депутаты, пресса, посетители, стенографистки и прочий офисный люд прогуливались между заседаниями, отдыхали, заводили знакомства, сплетничали…
Сейчас Екатерининский зал выглядит тихо и торжественно, но, думается, во время заседаний Межпарламентской ассамблеи картина не сильно отличается от этой, 115-летней давности. Разве что модой и гаджетами…
3
1
4
Ну и наконец Думскийзал, где собственно и проходили заседания Государственной Думы, а сейчас проходят заседания Межпарламентской Ассамблеи.
2
Заседания дореволюционной Думы проходили нескучно, судя по сохранившимся газетным шаржам…
Верной дорогой идёте, товарищи!
Интересно, как проходило тайное голосование до эпохи кнопкодавства?
А вот так:
Это штука называется баллотировочный прибор Однера. Именно такие использовались в Госдуме до конца ее существования. Признаться, я не сразу догадалась, каким образом обеспечивалась здесь тайна голосования и подсчёт «за и против». А вы догадались?
Заглянули в кабинет председателя, расписанный сказочными орнаментами…
2
1
И дружным строем на выход в осенние петербуржские сумерки, по аллеям Таврического сада, где, несмотря на поздний октябрь, ещё вовсю цветут розы…