Зима наша, увы, не всегда бывает картинной, снежно-нарядной. Вот и конец февраля в Петербурге в этом году выдался не самым приятным: ветер задувал вовсю, под ногами хлюпала какая-то черная гадость (вроде как Карелия с ее мрамором неподалеку, почему тут с гололедом не борются, как в Москве, при помощи мраморной крошки, кто бы сказал?), ботинки мои такими грязными не были никогда в жизни.
Но, даже и в пакостную погоду (впрочем, могло быть и хуже — с неба-то ничего не сыпалось и не лило!), прыгнуть в автобус-троллейбус и отправиться в отель — пусть и вечер уже, и задуманное на сегодня вроде бы выполнено — казалось совершенно неправильным. А побродить?!..
По Невскому, правда, идти не хотелось, потому свернула на набережную канала Грибоедова, а с нее — на Итальянскую улицу, чтобы навестить одну из любимых моих площадей. Увы, и площадь Искусств совсем в тот промозглый вечер не порадовала, впервые за все «встречи» неуютной какой-то предстала… Не иначе небесная канцелярия намекала, что все же надо возвращаться в номер отеля, а не мерзнуть на ветру, испытывая на прочность организм еще не до конца с недавним вирусом расставшийся. Не дай Бог разболеться к завтрашнему дню…
И тут, совсем уж было собравшись намёку внять, уткнулась я взглядом в афишную тумбу. Прямо на меня «смотрел» с нее яркий плакат с фотографией изящной статуэтки и надписью «Фарфор. Образы балета». Где это, что это?.. Arts Square Gallery… Да ладно — здесь, на Итальянской?! И вот прямо сейчас, в эти дни?! И еще открыто?!
Куда подевались сплин и усталость! Шустренько возвращаюсь к дому номер пять, мимо которого недавно прошла, даже и не заметив …
Действительно — галерея, действительно открыто! И на самом деле — добро пожаловать смотреть фарфор, к тому же балетный! Правда, молодой человек, выполнявший одновременно роль и кассира, и гардеробщика, попробовал было обратить мое внимание и на залы первого этажа, но на стенах там красовалось нечто из серии «избави Бог». Видимо на моей физиономии отношение к подобным творениям моментально прочиталось. «Ээээ, ну да, я понимаю», — молвил юноша, не став настаивать)))
Я же взлетела наверх, оказавшись в небольшом помещении с несколькими витринами, в которых замерли в изящных позах Коломбины, Китри, «бабочки» и сильфиды… Причем не какие-то абстрактные, а изображающие реально существовавших балерин и танцовщиков.
Впрочем, танцовщик был только один — Михаил Фокин в дуэте с супругой Верой в сцене из балета «Египетские ночи».
10
Михаил и Вера Фокины в балете "Египетские ночи". Фарфоровая мануфактура Aelteste Volkstedter Porzellanfabrik AG. Германия, Тюрингия, 1912-1945.
Остальные статуэтки — женские. Фокина, думается, выбрали не случайно, т. к. вся эта серия балетных фигурок вдохновлена знаменитыми «Русскими сезонами», а Михаил Фокин довольно долго являлся по сути «главным хореографом» антрепризы Дягилева.
Первый же показ в мае 1909 года новых русских балетов в парижском театре «Шатле» произвел фурор, зрителей привели в восторг и необычная хореография, и восхитительные костюмы и декорации по эскизам Бенуа, Рериха, Бакста. Ну, а балерины и танцовщики моментально стали звездами и любимцами публики, фотографии их были нарасхват.
Именно эти фотографии помогли художникам Мейсенской мануфактуры, тюрингских и некоторых других фарфоровых заводов подобрать наиболее подходящие для воспроизведения в фарфоре образы.
6
Одной из излюбленных моделей для скульпторов стала Анна Павлова. На выставке представлены фигурки, выполненные Фолькштедтской мануфактурой в Тюрингии. Многие из них обильно декорированы фарфоровым кружевом, что «позволило максимально приблизить костюмы к оригиналам с фотокарточек».
12
Вера Трефилова в партии Китри в балете "Дон Кихот". Фарфоровая мануфактура Aelteste Volkstedter Porzellanfabrik AG. Германия, Тюрингия, 1912-1945.
Нууу, на мой-то взгляд с кружевами переборщили)) Во всяком случае Сильфиду и во времена Тальони в кружевах не танцевали. Летящие «невесомые» тюники всегда были основой ее образа. И вообще поначалу показалось, что с подписью к этой вот фигурке намудрили: и не Сильфида, и не Павлова, совсем не похожа. Хотя крылышки-то Сильфидины есть… Значит, «скульптор так видит»)))
12
Анна Павлова в балете "Сильфида". Фарфоровая мануфактура Aelteste Volkstedter Porzellanfabrik AG. Германия, Тюрингия, 1912-1945.
Но смотрятся фарфоровые кружева эффектно, что и говорить!
11
Екатерина Гельцер. По мотивам балета "Вакханалия". Фарфоровая мануфактура Aelteste Volkstedter Porzellanfabrik AG. Германия, Тюрингия, 1912-1945.
11
Тамара Карсавина в театральном костюме. Фарфоровая мануфактура Aelteste Volkstedter Porzellanfabrik AG. Германия, Тюрингия, 1912-1945.
А в костюмах балерин более старшего поколения — здесь это Фанни Эльслер и Мария-Антуанетта Ги-Стефан — они и вполне уместны.
Пожалуй, наиболее близкой к оригиналу показалась фигурка Тамары Карсавиной в партии из балета «Карнавал».
6
11
Тамара Карсавинв в роли Коломбины в балете "Карнавал". Фарфоровая мануфактура Aelteste Volkstedter Porzellanfabrik AG. Германия, Тюрингия, 1912-1945.
Вскоре какую-либо «похожесть» искать я и вовсе перестала, просто любовалась красотой и искусной работой.
13
Анна Павлова в театральном костюме. Фарфоровая мануфактура Aelteste Volkstedter Porzellanfabrik AG. Германия, Тюрингия, 1912-1945.
Кружевами в том числе — всегда восхищают! И на Девушке из «Приглашения к танцу», (оказывается, еще до знаменитого мини-балета «Видение розы» был у Павловой номер на эту музыку Вебера) оборки и кружева тоже очень даже кстати. Отыскала в Сети запись — платье немного похоже.
12
Анна Павлова в концертном номере "Приглашение к танцу" на музыку К.-М. Вебера. Фарфоровая мануфактура Aelteste Volkstedter Porzellanfabrik AG. Германия, Тюрингия, 1912-1945.
А наряд «Веры Фокиной» из «Карнавала» просто ошеломил количеством крохотных — миллиметра 3!!! — розочек на нем.
13
Вера Фокина в балете "Карнавал". Фарфоровая мануфактура Aelteste Volkstedter Porzellanfabrik AG. Германия, Тюрингия, 1912-1945.
Не представляю, как такую мелочь можно сделать даже в одном экземпляре… Реально не представляю, т. к. как пробовала однажды лепить из фарфоровой массы. А на этом платье розочек не иначе пара сотен!
11
На одном из подоконников лежали балетные туфельки из фарфора же…
9
Видимо современные, т. к. никакой сопроводительной таблички к ним не прилагалось. Кружевные. Чего, конечно, в жизни быть не может))) Зато красиво!
Кстати, по части сходства понравилась очень фигурка Анны Павловой в образе Китри, та, что в красном платье. Рядом на стене было несколько ее фотографий, и поза на одной из них ну точно эта фигурка!
2
Фотографии Анны Павловой в различных партиях.
13
Анна Павлова в роли Китри в балете "Дон Кихот". Фарфоровая мануфактура Aelteste Volkstedter Porzellanfabrik AG. Германия, Тюрингия, 1912-1945.
Разумеется, не обошлось без «Лебедя»,
8
но меня больше заинтересовали две одинаковые статуэтки: белые, одна глянцевая, другая — бисквит.
10
Анна Павлова в сольной балетной вариации "Стрекоза"
Изображают они Павлову в вариации «Стрекоза», и были созданы самой балериной под руководством ведущего скульптора мануфактуры Aelteste Volkstedter Porzellanfabrik Хьюго Майзеля во время ее визита на фабрику в 1926 году.
Еще две парные статуэтки — из «Тщетной предосторожности», и тоже Анна Павлова, но это уже не ее работа.
12
Анна Павлова в роли Лизы в балете "Тщетная предосторожность". Фарфоровая мануфактура Aelteste Volkstedter Porzellanfabrik AG. Германия, Тюрингия, 1990.
Год создания — 1990. И если в предыдущих контраст «глазурь-бисквит», то здесь «белое-цветное». Я бы себе выбрала (можно же помечтать?))) белую, она показалась более изящной.
На подоконнике рядом с упомянутыми туфельками лежал альбом с работами питерского художника Сергея Бакина, известного (оказывается…) автора городского и природного пейзажа, и — что ценно именно для этой выставки — замечательно передающего пластику балетных танцовщиц.
8
Сергей Бакин. На репетиции. 2021. Холст, масло, пастель
Его работы, посвященные балетному закулисью, были развешаны по стенам зала.
10
Сергей Бакин. Танцовщица. 2022. Холст, масло, пастель.
Многие понравились… А вот пейзажи его показались мрачноватыми … Ну, или именно такие почему-то попали в тот альбом.
Из зала с фарфором можно пройти…в зеркальную комнату Анны Павловой. Однако! Чудеса продолжаются?..
4
На постере у входа значилось: «Интерактивный музей, посвященный знаменитой балерине. Пространство для фотосессий».
Насчет музея, конечно, громко сказано. Но «пространство» симпатичное. На одной из стен можно почитать краткую биографию Павловой, на столиках увидеть копии ее портретов и фотографий.
7
На стенах — афиши… Конечно же, здесь есть балетный станок, рядом с ним — манекен в знаменитом костюме «Лебедя». А «зеркальность» — это три старинных зеркала с нанесенными на них полупрозрачными силуэтами балерины. Некая поэтичная туманность от этих зеркал вокруг создается…
7
Посмотреть любопытно, но не более того. И загадкой для меня осталось, где же тут фоткаться?.. Ну, не в костюме же «Лебедя» у балетного станка?..
Вот таким неожиданным подарком завершился ничего приятного вроде бы не обещавший питерский вечер на излёте зимы…