Если ты прочитал в интернете такой отзыв — это лучшая выставка, какую я когда-либо посещал! Неужели такой эмоциональный всплеск не поманит, не пригласит к покупке электронного билета!
Не знаю отчего, но я проигнорировала онлайн возможность, понадеявшись на традиционную кассу и ошиблась.
Поскольку эпидемиологическая обстановка постоянно меняется, правила посещения питерских музеев меняются тоже (это стоит учитывать всем гостям города, которые собираются посетить Северную столицу в ближайшее время).
В некоторые музеи сегодня вход возможен только при наличии электронного билета, где строго указывается время посещения.
Уже подходя к Центральному выставочному залу «Манеж» (Исаакиевская площадь 1), я увидела скопление счастливых людей, демонстрирующих свое право на посещение выставки. Мне в таком праве было отказано. Пришлось покупать электронный билет «на ходу» — спасибо вездесущему интернету и с некоторым разочарованием соглашаться на предлагаемый сеанс посещения, который начинался только через два часа — на другое время все билеты были распроданы.
Не ожидала, что интерес к выставке «Первая позиция. Русский балет», которая открылась еще в феврале (продлится до 21 мая) ничуть не угас, а по-прежнему вдохновляет на посещение «от мала до велика» и кажется, некоторые (особенно молодежь, причастная балету), приходят на выставку не впервые.
Конечно, я устремилась на выставку, не только поверив вдохновенному комментарию, приведенному вначале, но пошла, потому что люблю балет!
О том, как родилась и окрепла моя любовь, я написала в своем блоге, предварив этот рассказ. Пожалуй, без знакомства с тем очерком, будет трудно понять мои чувства, без которых любая информация мертва. Так что советую сначала познакомиться с публикацией.
А уж потом продолжить чтение рассказа о концепции, структуре выставки, об экспонатах.
1
Начало сеанса обещающее — поторапливают традиционные три звонка, гаснет свет в той части музейного пространства, которая является началом экспозиции, и мы спешим как можно скорее надеть наушники. Они выдаются бесплатно всем посетителям, вместе с «ушными бахилами», которые надеваются на наушники в целях гигиены (раньше не встречала).
Звучит замечательная балетная музыка. Следует заметить, что традиционную для балетного репертуара музыку XIX века, русские композиторы-классики все же «тихо презирали», называя «музыкой под ноги». Их задачей было возвысить балет до уровня истинного искусства, с развитой драматургией, не только сценической, но и музыкальной. Эту задачу — симфонизацию танца впоследствии выполнил П. И. Чайковский, переставив балет с позиции «развлекательного» искусства в разряд искусства серьезного, готового встать в один ряд с симфонией и оперой. Но о Чайковском мы узнаем лишь на последнем этаже (ему посвящена отдельная тема), и там о симфонизации танца, кажется ничего не сказано. Но как можно уместить всю историю русского балета на трех этажах! Поэтому я не буду озвучивать свои замечания, по поводу увиденного (они все же есть), а сольюсь в едином экстазе восторга со всеми посетителями, так как восторгаться есть чем — о том и расскажу.
1
Посещение выставки задумано, как посещение театра. «В ушах» музыка, перед глазами экспонаты, способные увлечь, развлечь, научить, удивить. Глаза разбегаются, техника не справляется, ежели ты мечешься от одной стороны узкого затемненного пространства, похожего на закулисье, до другой.
1
Целая галерея портретов выдающихся исторических персон — от императоров до танцовщиков-новаторов,
которые оказали заметное влияние на развитие русского балета. Это только фрагмент галереи.
Тут аудиогид замолкает, удивленный нервозности посетителя (это, видимо я, вдруг перебежавшая к следующему стенду, на другой стороне), а потому замолкает на полуслове и включает музыку. Лично я ничего не имею против музыки и того же Минкуса — люблю его балеты и такую мелодичную его «музыку под ноги». Конечно, не стала бы спорить с уважаемыми метрами — представителями «Могучей кучки» и тем более Петром Ильичом Чайковским — они были правы, ох, как правы! Но (из мелкой вредности) замечу все же, что среди всей плеяды великих русских композиторов, танцующим был только Михаил Иванович Глинка (учился вокалу в Италии и танцам в Испании). Но об этом на выставке тоже не упоминается, так что пользуйтесь моим полифоническим сопровождением музыки и текста, что звучат из наушников.
2
Пуанты разных танцовщиц прошлого. Пуанты Кшесинской с автографом.
На входе, вместе с наушниками выдается программка, в которой, как и следует, приводится содержание «представления».
Из программки мы узнаем, что во время посещения нас познакомят с «действом», запечатленным в двух актах и четырех картинах (с эпилогом).
Не поленившись, перечислю.
I акт, 1 картина «Императорский балет», 2 картина «Русский дух», 3 картина «Советский балет», 4 картина «Современность».
Антракт указан, но я его не заметила.
II акт 1 картина «Школа», 2 картина «Анатомия балета», 3 картина «Костюмерный цех», 4 картина «Лаборатория Лебединого озера».
Эпилог указан, но я его вновь не заметила, так как окончательно «утанцевалась».
Кстати в «кратком содержании» каждой картины, в конце каждой, приводится и перечень фрагментов прозвучавшей музыки. Могу сказать, что музыка подобрана грамотно и не только «иллюстрирует», сколько «раскрывает».
Как известно, история русского балета ведет свой отсчет от времени правления Алексея Михайловича.
В разделе «Императорский балет» рассказывается о том, как начинался и развивался русский балет во времена правления сменявших друг друга представителей рода Романовых. Портреты балерин, предметы им принадлежавшие, произведения искусства, воспоминающие мифологию, ведь первые балеты, как правило, ставились именно на мифологические сюжеты.
1
Конечно же и эскизы костюмов, декораций — все это в некоторой степени представлены в моем альбоме. Что написано в программке? Нет смысла пересказывать — прочитайте фрагмент!
Показалось забавным, что наряду с важными историческими событиями, случившимися во время правления того или иного императора, упоминаются и наиболее важные нововведения в балетном искусстве. Вот к примеру:
Жанры постижения экспонатов разные и демонстрируют выдумку, хорошо раскрывающие концепцию выставки — театральность повествования. Мы видим тот или иной экспонат иногда, как бы из ложи театра.
1
То находясь как бы в зрительном зале театра.
1
То чувствуя себя зрителем «синематографа» — немое кино оставило свои кино документы. То проникая в альковную грим уборную…
1
Все «как бы», но увлекает и постоянно дарит неожиданности — одно слово — театр!
Вторая картина — «Русский дух».
Программка объясняет, что важнейшей целью жизни Сергея Павловича Дягилева — великого антрепренера, была популяризация русского искусства и балета, в частности, в Европе.
Его проект Ballets Russes возвысил русский балет во всем мире. Имена танцовщиков, постановщиков, художников, работавших под рукой Дягилева, навсегда вошли в историю и мировой культуры, и балета.
4
Деятельность Дягилева определила не только путь русского балета. Но и мирового.
3
М. П. Бобышов.
М.М. и В. П. Фокины в балете «Карнавал» на музыку Р.Шумана. 1916 г.
1
В. Ф. Нижинский Автопортрет. 1910 г. Бумага. Цветной карандаш.
Представители его труппы «разметались» по всему миру, они стали основоположниками ведущих школ: Американский балетный театр, Школа американского балета. Лондонская Королевская школа танцев, национальный балет Канады, Балет Сан-Франциско и многие другие.
1
Н. К. Рерих. «Весна священная» 1945 г.
Знаменитый «Русский дух» очаровал мир балета и продвинул его в масштабе тоже мировом.
Экспонатов, представленных в этой теме много, ведь тот же Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, что упоминается среди главных партнеров, обладает уникальной коллекцией «Мирискусников», его фонды часто демонстрируются на выставках в Петербурге и не только.
1
Разводка танцовщиков. Рисунок танца.
1
Проблема записи танца — символами раньше стояла остро.
Не могу не упомянуть еще двух партнеров — это Большой театр (Музей Большого Академического Театра России) и Государственный музей имени А. А. Бахрушина. Но это именно партнеры, а вот участников даже не возьмусь всех перечислять! Они указаны в программке — почти страница, мелким кеглем! От Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа до Ивангородского музея (моими стараниями вам знакомого), Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского, Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственного фонда кинофильмов РФ, Императорского фарфорового завода и… не буду увлекаться — перечислений хватит на маленький рассказ.
Выставка богатейшая. Именно поэтому ее экспонаты могут позировать хорошему фотохудожнику, но это, хотя и привычная форма для современного «потребителя» — этакая «фотоинвентаризация», но недостаточная. Поэтому пробежимся по этажам и представим хотя бы структуру представленного.
1
3 картина «Советский балет», период охваченный экспозицией с 1917 по 1991 год, но разве это можно охватить! Конечно, устроители выставки не могли избежать фрагментарности, но это оправдано.
3
Занудство жаждущее «всеобъемлющего», здесь должно «подождать в сторонке», тихо посидеть в уголке, а отдохнуть в залах выставки вполне возможно! И не просто отдохнуть, а, к примеру, поприсутствовать, в качестве зрителя на «Классе». Класс виртуальный, но мы к этому привыкли. А так есть и концертмейстер, и танцовщики, и репетитор…
4
2
Очень интересны замечания наставника, интересно, как на эти замечания реагируют юные танцовщики. Здесь, среди зрителей много именно молодежи, как мне кажется причастной балету. Думаю, что сюда ходят учиться.
Конечно, в этой части экспозиции очень интересно знакомство с уникальными документами.
Видеть, как после революции все «держалось на волоске», но не развалилось, а трудом многих людей кульуры выжило и окрепло!
Письмо народного комиссара просвещения РСФСР А. В. Луначарского председателю Совета народных коммисаров СССР
А.И Рыкову о закрытии балета в Ленинграде. 1925 г.
Можно не читать, лишь обратить внимание на количество резолюций!
Череда экспериментов, эпоха драмбалета, переосмысление классики, гастроли, показавшие всему миру, что знаменитый русский балет не угас, но теперь уже, став советским балетом, развивается, демонстрирует новую технику танца, новых выдающихся балетмейстеров и танцовщиков!
2
Музыка, которая сопровождает вас в этой части балетного променада разнообразна, показывает широкие горизонты, отраженные в афишах.
Звучит и музыка из балета Б. Б. Асафьева «Пламя Парижа», и из балета «Болт» Д. Д. Шостаковича, из балетов «Гаяне», «Спартак» А. И. Хачатуряна, конечно же из П. И. Чайковского. Многонациональная крепкая школа, с фундаментальной опорой на классику, жаждущая эксперимента — прекрасное сочетание!
Это было то время, когда публика (как и во времена Романовых) балет обожала и достать билеты, в тот же «Большой» было очень затруднительно!
3
4 картина «Современность» предлагается зрителю «утешиться» констатацией, что «Русский балет занимает и сейчас лидирующее место в хореографическом искусстве»… Не будем опровергать!
Здесь все мы — любители балета, которые многое видели, наверное, захотели бы высказать свои маленькие «обиды» на постановки, на танцовщиков, которые все больше сосредоточены на технике, в ущерб художественному замыслу… Но не будем! Прекрасные танцовщики есть! Замечательные постановки есть! И мы, к счастью еще не дошли до маразмов Западной цивилизации, когда лебедей должны танцевать мужчины, когда действие «Лебединого» происходит в курятнике… Вот… «Помедленнее кони… Чуть помедленнее» — совсем не хочется в этот «новый балет», где скоро и костюмы, кажется не пригодятся…Но об этом в четвертой картине второго акта!
Моя близкая родственница поставила хореографическую миниатюру в одном из знаменитых западных театров. Посмотрев репетицию, «начальствующие», объяснили, что постановку надо изменить, потому что в ней участвует неравное количество мужчин и женщин — нарушены права одного из полов… Кроме того парочку хороших танцовщиков, но славянской внешности надо заменить, чтобы были более широко представлены и артисты с другим цветом кожи.
— Но они профессионально не готовы!
— Научите!
……
После антракта начинается второй акт — бегаем по этажам!
II акт. 1 картина. «Школа».
1
Разработанная А. Я. Вагановой система обучения классическому танцу определила и системность подготовки артистов балета, заложила правила исполнительства. Сейчас, когда в культурном мировом пространстве все сдвинулось и утверждается на опровержениях всего и вся, система Вагановой по-прежнему уникальна, логична и убедительна.
1
Здесь звучит «Тарантелла» — В. А. Гаврилина. Люблю музыку Гаврилина! А балет «Анюта» люблю особой любовью. Однажды была на репетиции этого балета. В.Васильев из зала руководил происходящим на сцене, а на сцене была и моя любимая Екатерина Максимова. Репетиция была — блеск! Идеи рождались на ходу! Максимова, порою спорила с Васильевым, но все же, подчинялась — это был настоящий творческий поиск! Очарование непримеримости, юмора, размышлительности, радости и задумчивости о правильном решении, — все эти настроения проносились и в ритме тарантеллы…
На ту репетицию вход был категорически запрещен. Я сидела в зрительном зале одна — Васильев сидел недалеко от меня, видел «нарушительницу», но почему-то «не удалил». Впрочем, он не столько сидел, сколько бегал к сцене и обратно.
Вечером я была на феерическом спектакле, но репетиция была на значительное количество баллов интереснее! Мне тогда повезло!
2 картина «Анатомия балета».
Бесспорно, что тело — это рабочий инструмент танцовщика. Кстати у Максимовой была не очень «балетная» ступня, ведь вторые пальцы должны быть почти вровень с пальцами большими — иначе на пуантах, на большой палец падает вся нагрузка. Екатерина подкладывала вату под вторые пальцы — они были короче «балетной нормы»… И все же при этом она была Екатериной Максимовой, незабываемой, обаятельной, совершенной! «Терпение и труд — все перетрут» — это был девиз воспитанный моей семьей. Он находил выражение и у всех великих людей — «без труда не вынешь и рыбку из пруда» — вторая жизненная семейная заповедь, которую я помнила с детства.
Вот здесь, в этой части выставки, мне хотелось «зависнуть».
2
Д.Юсупов. Сергей Филин. Фотография предоставлена артистом.
Во время выступления артист испытывает колоссальные нагрузки, поэтому нужно знать законы биомеханики.
Помню, как в кабинет главного балетмейстера — моей приятельницы, постучалась танцовщица из кардебалета. Протянув справку от врача, с рекомендацией «облегченных физических нагрузок». Лариса отправила просительницу восвояси, а мне заметила мимоходом: что значит «облегченные» в балете. Я могу предложить ей так «просто постоять», что она мышцы потянет…
Очень интересно было видеть мультимедийные инсталляции, которые демонстрировали «анатомию процесса».
Балетное па, или поддержка — и на экране наглядно видно какие мышцы работают, на какие идет нагрузка. От этого понимания биомеханики могла зависеть техника исполнения каких-либо балетных па. Ну, очень интересно!
1
3 картина «Костюмерный цех».
Конечно, менялась хореография и менялся костюм. Совершенствовалась техника — костюм облегчался, менялся крой — все для удобства, но и не в ущерб художественному образу. Рождалась новая мода и новые ткани. Менялся эталон красоты тела танцовщиков. Вспомним — какие «пухленькие» были первые танцовщицы.
2
И что бы мы хотели увидеть (и видим) на сцене сегодня!
2
Ульяна Лопаткина.
К сожалению «маразм» пришел и в эту область. Кажется уже не удивляет, когда сегодня артисты на сцене, в некоторых западных постановках, обходятся вообще без костюма.
Подобное решение может быть где-то оправдано художественными целями. Помню балет, который привезла американская труппа еще в 80-е годы. Три миниатюры, последняя из которых, кажется, называлась «Женщина и время».
Немолодая женщина — их главный балетмейстер танцевала обнаженная. Это был печальный диалог с зеркалом. Уже поврежденное временем тело танцовщицы, не вызывало омерзения, наглядно рассказывало о утраченном и подступающем с неотвратимостью. Хореография была продуманной и не демонстрировала пошлость и излишнюю откровенность.
Однако признаюсь, мне было неловко… И хотя решение этой хореографической миниатюры было хоть как-то оправдано замыслом, мне казалось, что можно было бы, опираясь на богатую фантазию зрителя, обойтись и без такой «текстильной экономии».
Это было давно. Сегодня скудность ума постановщиков, нередко увлекает нас в «черную дыру» — термин В.Кандинского, где искусство уже перестает быть искусством. Правда это декларируется как «новое слово», «смелое решение», однако здесь уж совсем актуально восклицание из сказки — «а король-то голый!»
Тут просится много горького смеха, но наступлю «на горло собственной песне».
Костюмерный цех — это творчество, поиск, обязательная составная любого балетного спектакля!
Эскизы костюмов возвращают нас к определенным постановкам.
1
Т. Г. Бруни. Эскиз мужского костюма к балету «Лебединое озеро».
Балетмейстер-постановщик Игорь Бельский. 1965 г.
4 картина — это «Лаборатория Лебединого озера». Сколько постановок! Сколько интерпретаций! Рассказывать об этом исследовании — это отдельный рассказ — даже не буду и начинать! Не буду демонстрировать фото «тапочек» П. И. Чайковского, а его цилиндр не стала фотографировать. Зачем!
Я далека от поклонения фетишам. Но вот почему у П. И. Чайковского балет заканчивается в мажорной жизнеутверждающей тональности, хотя герои во многих постановках гибнут — это повод для размышлений. Кстати это и повод для разных интерпретаций. И сколько их! Решений великих постановщиков! (О «невеликих» мы и говорить не будем).
«Ротбарт наколдовывает бурю. Все лебеди гибнут. Одетта и Зигфрид остаются живые. Судьба Злого гения неизвестна» — постановка 1912 года.
«Зигфрид отрывает у Ротбарта крылья — в них магическая сила. Лебеди вновь становятся прекрасными девушками. Одетта и Зигфрид счастливы» — постановка и1945 года.
«Ротбарт окончательно разлучает Одетту и Зигфрида. Уносит несчастную в развалины, а Зигфрид тонет во время наколдованной бури» — постановка 1964 года.
«Ротбарт — это злое эго Зигфрида. После раскаяния убивает в себе Злого гения и спасает Одетту» — постановка 1969 года.
2
Приостановлюсь. Формулировки концепций здесь вновь заняли бы много места — новый рассказ. Не буду утомлять. Обычный читатель все равно забудет, как забывается в наше время «избыточная информация». А историк балета или увлеченный любитель балета должен и имеет возможность этот вопрос изучить несколько подробнее, нежели знал до того — информация на выставке предоставлена интересная — приходите!
Итак, кажется, читатели уже поняли, что о выставке рассказать… невозможно.
Выставка живая и приглашает именно к живому диалогу! Редкость в наше время. Кстати это не сразу можно разглядеть, как главное отличие, ведь все выставки приглашают и к диалогу, и к осмыслению. И все же! Что-то здесь иначе.
Нужно обязательно прийти, чтобы это понять. Вот и все. А рассказчики-пересказчики утомившись наверное, просто отойдут в сторонку, сядут в уголке и с нежностью прислушаются к живым звукам, что обласкали сердце.