В ЦВЗ «Манеж» — новая выставка. Уже не удивляет, что интересная и познавательная. И проходит прямо сейчас и до 30 января 2022.
Но сначала — небольшое вступление.
Музеи Санкт-Петербурга, словно договорившись, к середине ноября 2021 решили показать, что способны проводить выставки на самые разнообразные темы.
Русский музей в корпусе Бенуа летом и в почти всю осень показывал работы Шишкина:
1 из 9
и Грабаря:
1 из 10
А теперь — «Космизм» и, впервые в Русском музее, персональная выставка В. В. Пакулина, где обещают разнообразно — от авангарда до реализма:
(Если кого-то заинтересовал термин «космизм», то на оф. канале Youtube музея для свободного просмотра доступна лекция куратора выставки Е. Н. Петровой).
Осенью «блокбастером» Эрмитажа было муранское стекло от известных современных художников в Главном штабе. Например, на главной лестнице посетителей встречали такие «Ноктюрны»:
1 из 12
1
(немного посмотреть часть выставки «Glasstress. Окно в будущее» можно на оф. Youtube Эрмитажа в видео с церемонии ее открытия , начиная с 24-й минуты).
А 8 декабря, уже в Зимнем дворце, через 50 лет после предыдущей открыли юбилейную выставку работ Дюрера (так как это актуально аж до 28.03.2022, в конце отзыва будет немного флуда про проект):
1 из 2
2
И в конце декабря к выставке про Дюрера в серии «Поднесение к Рождеству» присоединится императорский фарфор второй половины 19 века в Гербовом зале Зимнего дворца.
ЦВЗ «Манеж» в проекте «New Nature» от арт-группы Recycle летом и осенью показывал современное искусство и размышлял о трансформации личности под влиянием современных технологий, о взаимодействии человека и машины, о виртуальной реальности — настигнет она нас скоро или вполне уже присутствует в нашей жизни и т. д.:
1 из 10
(если кому-то интересно, то на оф. сайте Манежа доступны 3D-тур и видеоэкскурсия, по QR на одном из фото должен открыться аудиогид, на оф. Youtube — записи лекций и мероприятий по выставке).
А 12-го ноября ЦВЗ открыл выставку русской живописи под названием «Покой и Радость», которую я и хочу немного показать здесь. Выставка работает до 30 января 2022.
»На выставке в Манеже представлены произведения более 100 русских художников (в том числе Владимира Боровиковского и Василия Тропинина, Сильвестра Щедрина и Ореста Кипренского, Фёдора Толстого и Карла Брюллова, Ивана Шишкина и Архипа Куинджи, Михаила Нестерова и Виктора Борисова-Мусатова) из коллекций 36 ведущих музеев России и зарубежья.»
»На экспозиции в Манеже не будет баталий, душераздирающих драм, пылких страстей, обостренных эмоций, пугающего мистицизма. Выставка «Покой и Радость» — это идиллическое повествование об искусстве, которое не вступило в эпоху тотальной трансформации." (Семен Михайловский, ректор Санкт-Петербургской академии художеств, куратор выставки)
В первой половине ноября Петербург и сам частенько показывал вполне спокойно-радостные пейзажи (на фото, например, 2 и 15 ноября):
1 из 9
2
Потом в них все больше стало того цвета, который многие называют «самым петербургским»:
1 из 5
А 29 ноября в гости к нам заглянул некий «Бенедикт», и к утру последнего дня осени чуть досрочно наступила зима:
1 из 4
Поэтому к 1-му декабря я поняла, что за солнечными и теплыми пейзажами самое время идти на выставку.
И тут я честно должна признаться, что текст про серость погоды был припасен заранее и находится тут, чтобы труды не пропали. А когда я направилась на выставку 2 декабря около 11 часов, солнышко начало пробиваться сквозь облака, а на подходе к Манежу на Красногвардейском бульваре и вокруг Исаакиевского собора была практически идеальная петербургская зима, настроение от которой соответствовало названию выставки:
1 из 3
Теперь, наконец-то, про выставку.
Фасад Манежа 11 ноября окончательно преобразился в традиционном для его оформления сером цвете, и это означало, что выставка откроется в назначенный день:
1 из 4
Пройдя контроль у кассы, посетитель попадает в пространство с облаками и качелями. Покачаться на качелях отнесено авторами выставки к обязательным моментам при посещении, хотя бы затем, чтобы оставить вне залов выставки ту суету реальной жизни, которая сопровождает нас вне стен Манежа.
Я пришла на выставку примерно в 11.40, и мне была предоставлена полная свобода в выборе посадочного места:
1 из 3
1
Аудиогид заранее я не скачала, поэтому считала QR, после прохода контроля билета в кассе. А пока он загружался, присела на качели. Суетные мысли ушли, и я поняла, что в этот раз не буду слушать никакой аудиогид, а просто спокойно пройдусь по залам и порадую себя приятными видами и лицами, узнаванием знакомых мест и приятными воспоминаниями.
В оформлении выставочного пространства все подчинено названию проекта: спокойный серый цвет стен и элементов декора, неяркое освещение, никаких лабиринтов и развлетвлений в маршруте осмотра, которые можно было видеть на предшествующих выставках. Выставка начинается на 1 этаже, где мы видим ее описание (читать удобнее укрупнённые части текста, включенные в слайдшоу) и 3D-вариант растений с фасада здания:
1 из 5
1
Среди авторов выставки видим композитора Антона Батагова. В раздумьях, как музыкально оформить выставку, ЦВЗ выбрал вариант специально написанного к ней саундтрека.
»Италия как мечта, как образ и как источник вдохновения — и ее проекция на русское искусство. Это происходило и в живописи, и в музыке. Божественные мелодии bel canto, услышанные русскими композиторами прошлого, прорастали на русской почве совершенно иначе — не как подражание, а как новая звуковая реальность, похожая на многое, но при этом абсолютно самостоятельная, со своей магией и печальной радостью. В музыке, которую я написал для выставки «Покой и радость», «тема Италии» проходит сквозным пунктиром, как «Прогулка» в «Картинках с выставки» Мусоргского: возникая из далеких отзвуков, окрашивается в разные тона, уступает дорогу другим темам — и уходит во тьму новых времен» (Антон Батагов, композитор).
Фотографии в оф. ВКонтакте Манежа наводят на мысль, что открывали выставку под живой звук фортепиано. А 13 ноября на стене написали:
»Друзья, с этого дня на всех стриминговых площадках вы можете прослушать альбом композитора и пианиста Антона Батагова, записанный специально для новой выставки в Манеже — «Покой и радость на картинах русских художников» (доступен по ссылке: https://bit.ly/3cbh4Pb). Фортепианная сюита вдохновлена картинами русских художников. Саундтрек проекта дополняет концепцию выставки: гармония, красота и спокойствие. Состояние, которое хочется запомнить и продлить.»
Так что, и мой экспресс-обзор картин (или другие материалы про эту выставку) вы можете смотреть под саундтрек к проекту:).
В оправдание качества представленных далее фото скажу, что за стеклом была и часть картин, а не только графика. Отсюда блики и отражения.
Далее в слайдшоу буду включать таблички к картинам, так как там обозначен и музей, откуда они привезены на выставку. Конечно, я не покажу все картины, да и для себя решила сохранить только фото понравившихся из нестоличных музеев и столичных, если без них была бы лакуна в общем обзоре выставки. А музеи представлены следующие:
В проходах из одного зала вставки в другой на стене написаны названия залов и авторы произведений, представленных в них.
Заходим в первый зал после информационного стенда:
Выглядят все залы выставки одинаково. Спокойный серый цвет стен, сразу видны все картины, никаких закутков и лабиринтов, а, значит, и никакого беспокойства у посетителя, что он может что-то пропустить. Даже маршрут движения по выставке один, чтобы зрители не отвлекались на мысли, с чего начать. Расставленные табуреты намекают на то, что не надо переживать, что устанешь, всегда можно присесть и отдохнуть.
Название первого зала обязывает его представить посетитель краткий наглядный анонс, что он увидит на выставке далее.
Конечно же, среди пейзажей будут виды усадебных парков. Их многие владельцы и создавали же для своих «покоя и радости».
От меня лично отдельное спасибо организаторам, что на выставке представлены не только живопись, но и офорты, которыми я очень прониклась после одной недавней выставки русского искусства в Эрмитаже. Кроме главного изображения, в офортах часто прекрасны сопутствующие тексты и небольшие рисунки «на полях», что настраивает на неспешное их разглядывание, а, значит, очень соответствует названию выставки:).
Усадьба Александра Борисовича Куракина:
1 из 4
Насколько же прекрасная атмосфера была в другой усадьбе Куракиных и немного в другое время, если сам Алексей Борисович Куракин видел ее так:
1 из 2
2
Будут на выставке и портреты прекрасных молодых женщин. Полагаю, что их организаторы отнесли к «Радости»:
1
И выставка с таким названием, конечно, не мыслима без детских портретов:
1 из 5
1
Среди пейзажей, конечно, к названию выставки очень подходят пригородные парки Петербурга. И в «Увертюре», можно сказать, зашли с козырей — офортов с видами парка в Павловске. Посетителям приятно вспомнить неспешные прогулки там, а также полюбоваться, например, великолепно выполненными отражениями на втором офорте в слайдшоу (фото самого офорта, к сожалению, размазалось, но для общей картинки я его тоже привела):
1 из 5
Название второго зала — «Прекрасная страна» — написано по-итальянски. И это говорит о том, что Италию мы там и увидим. Конечно, глазами русских художников.
1 из 2
Представлены:
— виды безымянных и поименованных городов:
1 из 4
3
— прекрасные путешественницы:
1 из 2
1
— и, конечно столица Bel paese:
— издалека от Фёдора Матвеева
1 из 2
2
— в деталях от Никанора Чернецова
1 из 3
— с небычного ракурса для известнейших мест от Сильвестра Щедрина
1 из 2
3
Вид на Неаполь от Щедрина тоже спокойно радостен:
1 из 2
1
И конечно же, собирая эту часть выставки, сложно было обойтись без итальянских морских видов от Ивана Айвазовского. И тут отдельное спасибо организаторам выставки от петербуржцев, что не только заглянули в наши музеи (ГМЗ «Петергоф»), но и привезли работы из Уфы и Феодосии:
1 из 5
3
1 из 3
2
Название следующего раздела написано на французском. Но тут понятно и без знания языка, что нам покажут природу, которая, впрочем, вполне присутствовала во всех разделах выставки.
Сначала о nature, которая morte. Так вот на выставке встретились представители Третьяковской галереи и Русского музея. Поговорим о гостях:). Цветы хороши, фрукты — тоже. Но так ли на картине все спокойно и радостно? Муха же не просто так в сюжете присутствует?
1 из 3
3
Этот зал отличается от предыдущих наличием витрины, в которой представлен образец изображающей природу графики под замечательным названием «Собрание любопытства достойных предметов…». Хороши не только текст, но и раскрашенная гравюра с изображением сосны:
1 из 4
Раздел про природу (не morte) выставки под названием «Покой и Радость» просто обязан содержать карело-финские пейзажи:
1 из 2
1
Увы, Финляндия так и не открыла границы. Доступной остается только Карелия, которая явно перегружена туристами, что снижает впечатления от просмотра природных красот.
Николай Сергеев в своем чудесном «Летнем пейзаже» точное место не обозначил. В детстве я лет до 12-ти лето проводила в деревне. Коровы — частные и колхозные — были ухожены, берега речки, где они паслись, вполне симпатичны, но эта картина вызвала из моей памяти баварские и швейцарские виды с коровами. Швейцарские воспоминания включены в слайдшоу:
1 из 5
2
Внимательные читатели в списке художников, работы которых представлены в этом зале, точно обратили внимание на, скажем так, громкие имена. пусть будут и тут по алфавиту.
Архип Куинджи «Облако. Этюд». Думаю, многие согласятся со мной, что наблюдение за облаками весьма действенный метод достичь состояния радостного покоя, а, значит, картина точно соответствует теме выставки:
1 из 2
У следующей картины автора можно было бы и не указывать. Большинство посетителей, не сомневаюсь, назвали бы Исаака Левитана. Мне в этом «Озере» особенно понравились «расфокусированные» мазки, которыми изображены ветви молодых сосенок на переднем плане:
1 из 4
1
Думаю, даже тем, кто не прочитали приведенный на фото выше список художников, представленных в этом зале, очевидно, что если на выставке заявлены русские пейзажи, то без картин Ивана Ивановича Шишкина экспозиция вряд ли обойдется. И да, на одной стене в трех произведениях нам показали творчество художника даже разнообразно:
В моей классификации это выглядит следующим образом:
— практически классический:
1 из 2
1
— не совсем обычно, но виды берегов Финского залива на прошедшей выставке в Русском музее недавно тоже были:
1 из 2
2
— необычно туманный:
1 из 2
2
А если говорить о «Радости», то, конечно, это «Прогулка в лесу»:
1 из 2
1
Подобный сюжет из коллекции Русского музея (под другим названием) был на уже упомянутой выставке в Корпусе Бенуа. И он тоже был спокойно-радостно-солнечным.
Посмотрев «La nature», посетители выходили к лестнце, и, поднявшись по ней на 2-й этаж, обнаруживали там уже привычную обстановку:
Картин из залов 2-го этажа в отзыве не будет, так как посмотрела я его не полностью и немного в спешке из-за необходимости возвращения на работу. Да и изначально не планировала смотреть выставку целиком, понимая, что лучше приду второй раз.
На 2-м этаже — тоже три зала:
Посмотрев их, посетители выходят на большой «балкон» (или «террасу»?).
И там их ожидает еще один выставочный стенд с миниатюрами портретов людей разных возрастов той эпохи, которой была посвящена выставка (фото перечня портретов — в слайдшоу):
1
1 из 2
И тут на № 11 обнаруживаешь знакомое лицо:
1 из 2
Под № 34 фотография практически ровесников мальчика под № 11:
Пребывая в благостном настроении, не стала ломать голову вопросом, что хотели сказать авторы выставки. Подожду материалов (в том числе, и видео), на которые Манеж щедр по ходу работы своих проектов.
А пока с уровня облаков оцениваю востребованность качелей около 14 часов:
И выхожу из Манежа. Александровский сад заманивает прекрасной погодой и свежим снегом, но надо идти работать.
1 из 3
1
Выводов после посещения выставки я бы предложила сделать два:
— Манеж в очередной раз подтвердил, что его проекты интересны, а, значит, например, при планировании поездки в СПб, точно следует заглянуть в его афишу;
— при поездках по России обязательно следует заходить в художественные музеи разных городов, ибо хороших картин там точно больше, чем смогли показать на этой выставке.
Полезная информация:
1. На IZI.TRAVEL Манеж выложил бесплатный аудиогид по выставке: https://manege.spb.ru/events/audiogid-k-vystavke-pokoj-i-radost/ . Если не скачать заранее дома, у касс — QR-код для загрузки, например, сидя на качелях. Тексты подробно не смотрела, а вот фото картин пролистала: пересечений у моего отзыва с аудиогидом не так много:).
2. Раздел события сайта ЦВЗ: https://manege.spb.ru/categories/events/ — очень полезный. Там, среди прочего, и информация о турах, втом числе, для посетителей серебряного возраста (55+): ежедневных и за смешные 150 руб.
3. Билеты продаются на оф. сайте зала (переводит на Кассир.ру). Можно показывать с телефона. Манеж — почти единственный музей, где у меня спросили паспорт к ковидному QR-коду. В Манеже есть касса, но в последнее время они опять пишут, что покупать билет надо заранее в интернете.
4. Манеж анонсировал, что будет большая дополнительная программа к выставке в онлайне. Отслеживать удобнее в оф. ВКонтакте. Там еще до открытия выставки появились небольшие вводные материалы. А также ссылки на интересные статьи про выставку. Мне, например, нравятся обзоры этого издания: https://www.theartnewspaper.ru/posts/20211112-cpev/ .
5. В понедельник — льготных категорий больше, чем в другие дни. Я, как человек без льгот, стараюсь посещать Манеж в ругие дни недели. Вся информация по льготам и билетам есть на сайте ЦВЗ.
6. Для медиков вход на выставку — бесплатный. Что требуют в подтверждение, не знаю.
7. На днях появился буклет про выставку (450 руб., более подробная информация есть в оф. ВК). Продается в магазине ЦВЗ. Если хотеть иметь его во время посещения выставки, то в магазин надо зайти до прохода в залы, так как находится он до контроля билетов и кассы. Туалеты и кафе — тоже до зоны контроля билетов. Проситься выйти и снова зайти на выставку не пробовала.
8. У владельцев «Единой карты петербуржца» (далее ЕКП) есть возможность ходить в Манеж (и некоторые другие музеи и театры) бесплатно, получая баллы за участие в небольших опросах в мобильном приложении ЕКП (есть ли это на оф. сайте, не знаю). Баллы после накопления определенного количества обмениваются на сертификат, который и является входным билетом. Баллы копятся довольно быстро, лично у меня всегда есть некий запас, который не успеваю тратить. Последние условия оформления ЕКП не читала, но раньше там было «для всех граждан РФ». Если это так, то часто бывающие в СПб жители других городов тоже могут ее оформить, но выдается она не за одно посещение банка, поэтому надо успеть забрать готовую в пределах срока ее хранения. Из полезного еще — по этой карте льготный проезд в метро (даже по сравнению с Подорожником), что обещают сохранить и на будущий год.
И напоследок — забавный момент из оф. ВК Манежа. На выставку привезли эскиз знакомой всем картины (висит на 2-ом этаже, который я не показала). А в иллюстрации к статье справа от этого эскиза добавили окончательный вариант. Обратите внимание на первый же поступивший комментарий:
Спасибо за внимание и терпение всем, кто решился прочитать этот подзатянувшийся отзыв:).
__________
Дополнение: обещанный флуд про выставку А. Дюрера.
Поскольку не знаю, когда получится сходить на выставку за личными впечатлениями, решила разместить тут не по теме отзыва немного информации, которая, на мой взгляд, может пригодиться тем, кто собирётся посетить выставку, а также тем, кто не сможет увижеть экспозицию вживую в музее..
Онлайн Эрмитажа огромен и познавателе. Прошлой зимой кураторами "Линии Рафаэля", можно сказать, был проведен мастер-класс, как освещать выставку в интернет-пространстве. Похоже, что и по выставке Дюрера нас ожидает много чего.
Я привела ссылки на оф. Youtube музея, но все это можно смотреть и в оф. ВКонтакте, если кому-то так удобнее.
По ходу работы выставки, полагаю, появится еще много чего интересного. Отслеживать новинки удоьнее в ВК. После прямых трансляций все видео доступны в записи и в ВК, и на Youtube.
А вот такого к выставкам ранее я сходу не припоминаю (далее цитата из описания выставки на оф. сайте, ссылка была ранее):
"..проект «Музыкальное измерение», подготовленный совместно Государственным Эрмитажем и оркестром musicAeterna по инициативе Банка ВТБ специально к выставке. Дирижер Теодор Курентзис и резиденты оркестра musicAeterna: композиторы Алексей Ретинский и Андреас Мустукис, дирижер musicAeterna Федор Леднев и главный хормейстер musicAeterna Виталий Полонский создали авторские подборки музыкальных произведений к нескольким разделам экспозиции, что позволит полностью погрузиться в контекст выставки и устроить свою персональную медитацию наедине с искусством. Саундтреки и описания к ним размещены на отдельном сайте https://durer.musicaeterna.org, на который будет вести QR-код на экспликации выставки в Николаевском зале."
Еще запустили оригинальный проект, где будут показывать подготовку выставки, - «Хроники Дюрера».
"Проект доступен по ссылке https://vk.com/durer_hermitagemuseum. Каждую субботу во время работы выставки видео также будут публиковаться в официальном сообществе Государственного Эрмитажа в социальной сети ВКонтакте. Обращаем ваше внимание, что в Николаевском зале установлены специальные стойки с QR-кодом: отсканировав его, посетитель попадает на страницу проекта".
Есть специальные вечерние билеты на выставку по 250 руб. Но в этот раз они только на 1 час перед закрытием музея. Поэтому, на мой взгляд, могут пригодится только для "досмотреть" эту масштабную выставку.