Рыльский Свято-Николавский мужской монастырь — одна из главных достопримечательностей города.
Рыльский Свято-Николавский мужской монастырь — одна из главных достопримечательностей города.
Относится к Курской епархии Русской православной церкви, расположен на холме на окраине села Пригородняя Слободка, на противоположном от Рыльска берегу реки Рыло.
Удивительное название! Откуда оно взялось?
По одной из версий, река размывает слой чернозёма. Это могло стать причиной появления старинной рыльской легенды: дикая свинья с поросятами решила вырыть себе логово, но наткнулась на источник, превратившийся в реку.
Легенда нашла отражение на гербе Рыльска, где изображено кабанье рыло.
(Фото из интернета)
Вторая версия отправляет ко времени, когда Русь ещё не приняла христианства. В нынешнюю Курскую область переселялись болгары. Среди них были почитатели Иоанна Рильского, святого, жившего в пещере горного массива Рила.
С собой они взяли частицу мощей святого — десницу (правую руку), построили монастырь в честь покровителя, дали название реке и городу Рильску, ставшему позже Рыльском.
Третья версия отсылает к славянскому богу Яриле, которого, якобы, больше всего чтили предки рылян. Город, выросший рядом с капищем, сначала назывался Ярилин, затем Ярильск, а после — Рыльск.
На месте монастыря люди жили на протяжении веков. Краеведы и археологи, проводившие раскопки, обнаружили остатки захоронений славян-северян, относящиеся к эпохе начала Киевской Руси.
Точная дата основания монастыря неизвестна. Возраст принято отсчитывать от первого упоминания в письменных источниках в 1505 году.
Одна из причин отсутствия датировки в том, что не сохранились старинные монастырские документы.
В 1614 году настоятель игумен Феодосий, взяв с собой «прежних государей и великих князей жалованные грамоты» для переписи по причине их ветхости, поехал в Москву.
По дороге был ограблен и убит, грамоты исчезли. Документальные сведения об обители начинают появляться в начале XYI века.
В Смутное время монастырь оказался разорен польско-литовским войском. С воцарением на престол Михаила Романова началось возрождение.
По преданию в XV веке неподалёку от монастыря, на острове реки Сейм, был явлен образ святителя Николая Мирликийского, который далее прославился чудесами.
На острове, где явилась чудотворная икона, создается Амонская пустынь, приписанная к Рыльскому монастырю. В 1782 Амонская обитель закрывается, а чудотворный образ переносят в Рыльский Николаевский монастырь, где он становится главной святыней.
По праздникам начинаются крестные ходы с иконой к месту её обретения. Крестные ходы продлились до 1917 г. Далее монастырь оказался закрыт и подвергся опустошению. С завершением советского периода обитель возродилась, но образ святителя Николая Мирликийского оказался утерян.
Пятиярусная колокольня со Святыми вратами в нижнем ярусе в прежние времена была главным входом в монастырь.
Впервые в описях упоминается с 1764 года, но по предположению специалистов, была выстроена в 1740 году. На втором ярусе колокольни размещался архив, а с 1910 года располагалась библиотека.
Годы лихолетья колокольню не пощадили. Долгое время она стояла с заложенными кирпичом Святыми вратами, без креста, с разбитым, обрушившимся фасадом. Прилегающие постройки не имели крыш. В настоящем колокольня и ворота отреставрированы, восстановлены кирпичные узоры, установлены колокола и крест.
На территории монастыря три храма — главный соборный Николаевский, Троицкий и Крестовоздвиженский.
Троицкий и Крестовоздвиженский храмы восстанавливаются.
Полностью отреставрирован только соборный Николаевский храм 1753 г. постройки. Он двухэтажный, самый большой по размерам.
На первом храм освященный во имя великомученика и Победоносца Георгия, на втором — двухпрестольный во имя святителя Николая и благоверного князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора.
На момент моего визита церковь второго этажа была закрыта. Зато в храме Победоносца Георгия мне разрешили сделать несколько фотографий.
Когда монастырь вернули в родное лоно РПЦ, первые службы проходили в нижнем храме.
Из Рыльска мы пришли сюда пешком и около часа гуляли по территории.
Здесь удивительно пышные розы!
Плюс, монастырь ведёт подсобное хозяйство. В глаза бросается большое количество ульев, но пчёлы паломников не докучают.
В общем, обитель возрождается, и тем не менее не в таких темпах, как хотелось бы.
Что меня здесь особенно удивило, так это возле собора могила одного из настоятелей.
Люди подходят и целуют каменный крест. Сбоку он весь отполирован.
По всей видимости, это какой-то местный обычай. Теоретически, батюшки должны сделать замечание, наставив на путь истинный. С другой стороны, невольно вспоминается правило про свой устав и чужой монастырь.