Что является «воротами» города? Вокзалы, аэропорты, морские и речные гавани. С воздушными и водными «воротами» не всё так однозначно, но железнодорожные вокзалы отстраивали роскошные. Вот и вокзал в Рыбинске больше похож на дворец.
Что является «воротами» города? Вокзалы, аэропорты, морские и речные гавани. С воздушными и водными «воротами» не всё так однозначно, но железнодорожные вокзалы отстраивали роскошные. Вот и вокзал в Рыбинске больше похож на дворец.
Вообще-то, это уже второе здание вокзала. Первое, деревянное, сооружение было возведено по проекту российского архитектора Карла Рахау в эпоху «Золотого века» развития железнодорожного строительства в России.
Открытие вокзала приурочили к завершению работ над Рыбинско-Бологовской линией и 4 июня 1870 года состоялся молебен, а затем, под шумные возгласы многочисленной толпы, отправлен первый пассажирский поезд по маршруту Рыбинск — Москва.
В 1902 году здание вокзала сгорело и встал вопрос о строительстве нового. Для разработки проекта и его реализации был приглашён Сима (Семён) Исаакович Минаш — русский гражданский архитектор, инженер, художник. Молодой архитектор, за плечами которого уже было участие в сооружении товарной станции на Лиговском проспекте и Царскосельского, ныне Витебского вокзала, выстроил здание в Рыбинске в модном тогда стиле модерн, при этом сохранив симметричность, что не свойственно этому стилю.
Одним из самых эффектных элементов вокзала являлся дебаркадер — навес над перроном, поддерживаемый 108 чугунными колоннами.
После открытия вокзал стал центром городской светской жизни — здесь проходили балы, устраивали концерты и званые вечера.
В сентябре 1918 года все имущество акционерного общества «Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги» было национализировано и передано в ведение Наркомата путей сообщения, которое позже было преобразовано в Министерство путей сообщения.
В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, Рыбинск очень быстро стал прифронтовым городом и часто подвергался авианалетам.
В 1972 году, в связи с заменой паровозов на более габаритные по высоте тепловозы, дебаркадер железнодорожного вокзала был разобран, а само здание сменило свой оригинальный цвет на красно-кирпичный.
С окончанием советской эпохи в здании вокзала Рыбинска, как и по всей стране, массово расплодились ларьки, оставив от зала ожидания для пассажиров только маленькие островки.
К началу 2000-х годов вокзал обветшал и пришел в негодность — протекала крыша, требовалась замена всем коммуникациям, практически на головы пассажирам сыпалась штукатурка. В итоге, в 2004 году было принято решение о его на реконструкции, в 2008 году вокзал закрыли, но полномасштабные работы начались в 2011 году.
Под руководством архитектора-реставратора Натальи Николаевны Гончаровой в реставрации здания принимали участие специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга и Ярославля.
Реставраторы ответственно отнеслись к сохранению первоначального облика вокзала — внешний облик и цвет фасадов, вазоны и декоративные элементы по краю крыши, козырьки над входами, лепнина на стенах, узор плитки на полу, филенки и переплеты дверных полотен — все по исполнению приближено к образцам 1905 года.
Сложно было подобрать цветовую гамму для стен фасада и залов ожидания, но в результате все же удалось обустроить интерьеры по моде того времени. Много усилий пришлось потратить изготовителям, чтобы попасть в тон бирюзовым образцам настенной плитки, прежде скрытым под толстым слоем синей масляной краски. Несколько месяцев, по два раза в неделю образцы плитки приносили Наталье Николаевне на согласование, но каждый раз они были забракованы, пока не удалось достичь нужного оттенка.
Столкнулись реставраторы и с тем, что некоторые материалы из-за их уникальности невозможно купить в России. Так, напольная плитка, которая не утратит своей красоты при неизбежном истирании, изготавливалась в Германии, и плиточникам пришлось несколько раз перекладывать полы, чтобы добиться необходимого качества работы.
Подвески из сплава стекла для люстр, которые сделаны по сохранившимся образцам, были специально заказаны и привезены из Турции.
При ремонте восточной части, реставраторы восстановили в историческом цвете уникальный настенный портал.
Сюда, в левое крыло вокзала, где в советскую эпоху располагался ресторан, был перенесен из отдельного здания в другой части города автовокзал, что стало гораздо удобнее не только жителям, но и приезжающим сюда гостям города.
Реконструирован и перрон — над платформой воссоздали дебаркадер, который защитит пассажиров в случае непогоды.
Торжественное открытие обновлённого вокзала состоялось 25 ноября 2014 года.
На мой взгляд, Сима Минаш был бы доволен реконструкцией:).