На высоком крутом берегу реки Трубеж расположился один из старейших сохранившихся храмов Рязани — храм Спаса Преображения.
На высоком крутом берегу реки Трубеж расположился один из старейших сохранившихся храмов Рязани — храм Спаса Преображения.
Небольшая по размеру, но очень красивая церковь сразу привлекает к себе внимание, особенно если смотреть на город со стороны Рязанского кремля. Из-за своего расположения на крутом берегу церковь получила второе своё название — «Спас-на Яру».
Первое упоминание о храме относится к 1626 году. Тогда церковь была деревянная. В списке рязанских церквей за этот год, составленным неким Миной Лыковым, церковь значилась строением попа Петра. Приход состоял из двух поповских дворов и пятидесяти приходских. В XVI–XVII веках территория, на которой находится церковь, называлась Стрелецкой слободой. Жили здесь служилые люди, защищавшие Переяславль-Рязанский. Но краеведы и историки считают, что церковь была построена в освящена в 1612 году, так как в фондах Рязанского краеведческого музея ранее хранился антиминс, на котором было написано: «Лета 7120 (то есть в 1612 г.) освящён храм Преображения Господня и Спаса нашего Иисуса Христа Великого Московского царства, при боярах рязанских и при архиепископе Феодорите, в память освобождения Москвы от поляков». А ещё ранее на месте этого храма существовала кладбищенская часовня Преображенского погоста рязанского острога.
В 1685 году во время пожара Спасоярская церковь полностью сгорела и в 1695 году была возведена новая, каменная. Деньги на строительство выделил местный помещик, стольник, полковой и осадный воевода Иван Иванович Вердеревский.
Род Вердеревских корнями уходит к Иоанну Мирославичу — крестившемуся татарскому мурзе Салахмиру, пришедшему в 1371 году со своим войском на службу к Олегу Ивановичу, князю Рязанскому. Олег Иванович пожаловал Ивана-Салахмира рязанским боярством и выдал за него свою сестру Анастасию, дав зятю в вотчину обширные земли на юге Рязанского княжества.
Храм построен по образцу московских посадских церквей середины XVII века. Пятиглавая церковь имеет по углам здания колонны, придающие ей особую стройность; четверик церкви в верхней части украшен рельефным декором с кокошниками; такие же кокошники украшают основания барабанов глав храма, верхняя часть которых украшена рельефными поясками и колонками. Вокруг оконных проемов — рельефные наличники. В нишах кокошников снаружи храма были изображены лики русских православных святых. Внутри в старинном иконостасе до революции были древние иконы.
Церковь была закрыта в 1935 году, церковное имущество реквизировали, иконы изъяли. Некоторые из икон, выполненные мастерами Московской Оружейной палаты, попали в музеи. А само здание ждала незавидная участь — в церкви был устроен инкубатор для кур. Все росписи, естественно, погибли. В последствии в здании церкви располагалась морская школа ДОСААФ. Но удивительно, что при этом пять куполов с крестами и колокольню оставили, не снесли.
Только в начале 1994 году здание было возвращено Рязанской епархии, начались реставрационные работы.
Святыню восстанавливал выпускник Санкт-Петербургской художественной академии — протоиерей Сергей Чушкин, который был настоятелем храма на протяжении двадцати лет (1994 — 2014 г.г.).
Если бы я не знала, что роспись храма современная, была бы совершенно уверена, что все неброские, и в то же время великолепные росписи, дошли до нас из глубины веков.
Стены в храме оштукатурены без шпателя и имеют неровности, как это делали в XVII веке.
Удивительный по красоте резной позолоченный иконостас, каждая уникальная деталь которого выполнена вручную.
Поражают мозаичные полы с христианской символикой. Не часто такие можно увидеть в храмах в наше время.
В нишах установлены деревянные скульптуры (моя любовь:)) Параскевы Пятницы и Николая Чудотворца.
Здесь очень уютно и нет пафосности. Я бы даже назвала эту церковь домашней.