«А знаете люди, что у нас в России в Ярославской области…" так бы мог начинаться любимый мой мультик из серии городов России с медведем в главной роли, но, к сожалению, эта замечательная идея не реализована до конца. Если заинтриговала, рекомендую перейти на сайт — наверняка во многих городах России вы уже побывали.
А я позволю себе немного пофантазировать: «А знаете люди, что у нас в России в Ростове Великом хранится секрет росписи по эмали. Техника эта финифть называется». Так из поколения в поколение передаются знания и мастерство.
В феврале 2020 года мы с мамой посетили Ростовский Кремль. На его территории работает много выставок и экспозиций, но нас интересовал только музей Финифти (вообще в Ростове существует два музея, второй расположен при фабрике).
Стоимость его посещения 200 рублей (без льгот для пенсионеров).
Музей находится в помещении здания Судного приказа.
4
На первом этаже расположены гардероб и небольшая сувенирная лавка. Цены варьируются от 250 рублей и выше. На второй этаж ведет деревянная лестница, стены украшены эскизами и картинами старого Кремля.
Главным украшением вестибюля является Панно «Ростовский мастер финифтяных дел XVIII в. Алексей Игнатьевич Всесвятский», авторы А. Г. Алексеев, ювелиры А. Г. и А. А. Алексеевы.
2
Техника живописи по эмали зародилась во Франции в XVII веке, когда Жан Тутен смог получить огнеупорные краски из чистых окислов металлов. Русские мастера переняли роспись по эмали к концу XVII века. А уже в XVIII веке техника финифти заняла ведущее направление в искусстве.
3
4
3
Самые ранние изделия вышли из мастерских Сольвычегодска и Оружейной палаты. Во времена правления Петра I мастерские живописной миниатюры появились в Петербурге, была основана Петербургская Академия художеств под руководством академика П. Г. Жаркова.
1
3
3
В Ростове первая эмальерная мастерская появилась в 60-ых годах XVIII века, основывающаяся на собственной многовековой иконописной традиции. Главным заказчиком церковных изделий выступал Ростовский архиерейский дом, который способствовал развитию своей школы и отличительной техники.
2
4
4
В ростовской финифти или «огненном письме» в качестве основания под эмаль используется выпуклая пластина из тонкого медного листа. На ее лицевую сторону в три слоя наносится эмалевый грунт (смесь растертой в порошок белой эмали и воды), на каждом этапе следует просушивание и затем обжигание в муфельной печи при температуре 700–800 градусов. Чтобы избежать деформации пластины, на ее оборотную сторону также накладывается эмалевый слой — контрэмаль.
2
После обжига поверхность пластины становится гладкой, и можно приступать к следующему этапу — нанесению рисунка. Рисунок выполняется на бумаге, по его контуру иголкой прокалываются дырки, а затем лист прикладывается к заэмалированной пластине и натирается смешанной со скипидаром сажей.
5
2
На первой стадии росписи тонкой кистью делается «подмалевка», т. е. наносятся основные цвета. Для росписи используются огнеупорные краски, каждая имеющая свою температуру плавления (от 700–800 градусов). Краски изготавливаются из растертых пигментов, смешанных со скипидарным маслом. Каждый мастер имеет в своем арсенале палитру: белую эмалевую пластину с пробами красок, так называемую «опытница».
3
5
После нанесения первого рисунка пластина просушивается до удаления из красок паров скипидара и отправляется на обжиг до тех пор, пока краски не сплавятся и не приобретут яркость, насыщенность и блеск.
1
Затем следует вторичная прописка: наносятся основные детали и светотени, вновь повторяется просушка, обжиг и охлаждение. На третьем этапе прописываются второстепенные детали, прорабатываются полутона и т. д.
1
В зависимости от сложности рисунка количество повторных операций может варьироваться от 2–3 до 7 и выше. В промышленных объемах чаще всего достаточно трех этапов прописки.
2
1
Главным достоинством живописи в технике финифти является долговечность изделия, оно не подвергается разрушению от света, перепадов температуры, влажности, надолго сохраняет яркость, блеск и насыщенность цвета.
4
5
3
На примере мирт выше и ниже по качеству изображений дробниц сложно отличить принадлежность к веку начала XIX или середины XVIII (на мой неопытный глаз конечно).
3
Как многие народные промыслы на рубеже XIX–XX веков ростовская финифть переживала тяжелые времена. В ремесленном классе продолжала развиваться иконописная миниатюра, однако в период 1920—1930 гг. в моду стал входить «русский модерн», выраженный в росписи на чернильных приборах, тарелочках, ларцах, рамочках для фото.
2
2
В это время ремесленной школой заведовал А. И. Звонилкин.
1
В ростовской финифти появляется жанр советского репрезентативного портрета.
1
4
В годы Великой Отечественной войны творчество практически прекратилось, многие мастера ушли на фронт и не вернулись.
2
В 1956 году финифтяной цех обосабливается в самостоятельную артель, которую возглавила художник Нина Николаевна Старчикова. Под ее руководством развивается ювелирное дело. Наряду с классической гладкой оправой появляется техника скань (ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой проволоки), широко применяемая в создании украшений, шкатулок.
4
В 1960 году артель была преобразована в фабрику «Ростовская финифть», которая в 1971 году переместилась в специально оборудованное здание. Здесь развиваются таланты молодых специалистов, получивших художественное образование в школах миниатюрной живописи (Е. С. Котова, Л. Д. Самонова, М.И Калинина, А. Г. Алексеев, А. Е. Зайцев, В. Д. Кочкин и многие другие).
6
Появление молодых талантов связан с расцветов таких жанров живописи как: историческая,
3
2
2
сказочно-былинная,
4
портретная,
2
пейзажная и цветочная роспись.
3
4
В начале 1990-х возрождается забытая на время правления советской власти иконописная миниатюра. Лучшие ювелиры совместно с художниками по эмали создают уникальные произведения искусства.
5
2
5
2
Большую часть информации я позаимствовала с информационных стендов музея.
В зимнее время посетителей не так и много, по комнатам мы с мамой перемещались одни, сопровождаемые смотрительницами музея. На меня очень приятное впечатление произвел сам музей, его освещение, стенды. А от собранной коллекции мы остались в полном восторге.
3
Если у вас будет время и желание, то в отдельной мастерской можно освоить технику финифти лично. В зависимости от сложности рисунка проводятся два вида мастер-классов (на 1,5–2 часа), стоимость указана на официальном сайте Ростовского кремля.
К сожалению, мы не попали (группа не набралась), но мне бы было очень любопытно и интересно попробовать. Пусть и корявая, но все-таки личная память осталась бы.
3
Смело могу рекомендовать ценителям всего прекрасного музей к посещению.