Сколько колоколов я слышала в своих поездках! Сколько замечательных колоколен и звонниц видела, запечатлевая с восторгом и складывая в копилку памяти! Однако почему-то Ростовские звоны остались в памяти как что-то невероятное, но сбывшееся.
Сколько колоколов я слышала в своих поездках! Сколько замечательных колоколен и звонниц видела, запечатлевая с восторгом и складывая в копилку памяти! Однако почему-то Ростовские звоны остались в памяти как что-то невероятное, но сбывшееся.
Нельзя отделить литургику (церковная дисциплина, которая изучает главное церковное богослужение), от углубленного взгляда на фрески и иконы, составляющие внутреннее церковное убранство и которые есть «безмолвная проповедь», Евангелие в красках. Нельзя отделить Церковную музыку от колокольного звона, которые есть неотъемлемые составляющие той же церковной службы. Живое не делится на части, оно и живет, пока не нарушена целостность.
О Ростовском кремле писали многие, разместила и я когда-то свой альбом (посмотрите позднее, чтобы не дробить впечатление).
Однако сегодня я хотела бы не просто дополнить опубликованные рассказы о музее-заповеднике Ростовский кремль, что официально ведет свое существование с 1883 года, но именно Восполнить.
Без голоса ростовских колоколов, даже самые замечательные фотографии и исторические экскурсы останутся немыми, да и то путешествие только благодаря ростовским колоколам и может, на самом деле, обрести свой голос.
Поскольку по всей территории кремля я в свое время прошлась довольно подробно, погуляла и по городу — свидетельства мои фотографии альбома, то сегодня я хотела бы сосредоточить внимание именно на звоннице кремля, как о доме, где живут уникальные колокола и рождаются такие звоны, что и слова, достойные их характеристики, не подобрать. Это надо только слушать и, конечно же, вживую!
Звонница Ростовского кремля находится рядом с главным Успенским собором, но это самостоятельное строение со своим небольшим храмом, который освящен в честь Входа Господня в Иерусалим.
Была Светлая Пасхальная седмица, когда мы подъехали в Ростов и зашли в кремль. Как раз закончилась служба именно в этом храме, так что прихожане выходили чтобы совершить традиционный Крестный ход.
Ударили колокола и мы пошли Крестным ходом.
Незабываемые впечатления! Потому что колокола, которые зазвучали, пасхально, величественно, словно накрыли меня своим звучанием, торжественно и властно.
Конечно! Ничто не может сравниться с живым звучанием! Но все же хорошо, что остались эти видео фрагменты и это звуковое насыщение тех мгновений.
Уже позднее я идентифицировала звон, который сопровождал наш Крестный ход и поняла, что это был Ионафановский звон (расскажу о нем позднее).
Как и в других публикациях о колоколах и звонах, я в этом рассказе предлагаю вашему вниманию видео, но это не просто мои видео-иллюстрации, а все же, небольшой фильм, в котором скомпанованы как фрагменты, снятые мной, так и фрагменты, снятые в 1966 году для небольшого документального фильма, который назывался «Семь минут в тишине». В результате получился очень интересный разговор во времени!
Поскольку на Ютуб архивные фрагменты «бродят» как правило, без авторства — их просто «переливают» и делятся ими. Делятся те, кто искал и кому повезло найти эти фрагменты в безднах интернета. Мне пришлось потрудиться, чтобы определить автора ленты. Режиссером фильма оказался молодой тогда Виктор Аксенов, в будущем очень талантливый кинорежиссер, впоследствии, в течение нескольких лет даже возглавлявший киностудию Ленфильм.
Однако о фильме, как о самостоятельной, достойной внимания киноработе, говорить не пригодится. Видимо поэтому те, кто размещал некоторые фрагменты фильма на своих страницах в Ютуб, обходили вопрос авторства — по этой ли причине… Может быть осмысленно, а может быть чисто интуитивно. Впрочем, возможно имела место и недобросовестность. Документальный фильм должен был состоять из девяти фрагментов, демонстрирующих некоторые музыкальные жанры, бытовавшие в то время (в том числе и «порочный» рон-н-ролл, который, конечно же был «осужден» авторами киносюиты). Однако, как ни странно, лента все же не забылась и не забылась, на мой взгляд, в первую очередь, именно по причине существования девятой — последней новеллы. Эту новеллу даже трудно определить, как законченную работу творческого коллектива — это просто счастливо отснятый оператором уникальный, теперь уже архивный материал — встреча со стариками-звонарями Ростовского кремля. Всю новеллу делают они! Нужно было только слушать их и снимать.
Когда я впервые смотрела этот отснятый и чудом найденный мной архивный материал, я не могла сдержать слез… Старики-звонари, эта Соль земли русской, так глубоко чувствовали звоны, что не могли в некоторые моменты и сами сдержать слез от волнения. Удивительные кадры чистоты и искренности!
Обычно, в других своих рассказах, я давала видео в качестве иллюстраций к тексту — здесь иное. Я бы сказала, что главным героем сюжета и носителем смысла является все же именно фильм (который обязательно надо посмотреть!) А мой текст, призван объяснить, дополнить то, о чем и сами те старики могли не знать или не хотели говорить открыто, о чем слышали от своих родителей, от представителей старшего поколения. Ведь то было время (60-е годы), когда вновь начались гонения на церковь, только утихнувшие в годы Великой Отечественной войны. Многие колокола шли на переплавку, как «пережиток прошлого».
Вообще первая угроза над колоколами нависла давным-давно, еще во время войны со Шведами, когда ПетрI переливал колокола на пушки.
Тогда колокола удалось просто выкупить — собрали баснословную сумму и спасли. Митрополичья казна тогда опустела, но не о серебре и злате думали в то время наши предки. Низкий поклон им!
В начале Гражданской войны вновь над Звонницей и колоколами нависла смертельная опасность.
К счастью тогда директором Ростовского музея был Д. А. Ушаков. Он поехал в Москву, привез в Ростов Великий достаточно «великую» комиссию во главе с наркомом А. В. Луначарским и колокола не тронули.
Но обратимся к истории.
Звонница была построена по заказу ростовского митрополита Ионы Сысоевича в 1682 году. Строил мастер Филипп Андреев. Она была трехпролетной для колоколов «Полиелейный» и «Лебедь». Эти колокола звучали в малую терцию, то есть в минорном наклонении. Это не понравилось митрополиту и он пригласил знаменитого литейщика Флора Терентьева, дабы тот превратил малую терцию в большую терцию и изменил минорное наклонение на мажорное.
Как это удалось сделать Флору Терентьеву непонятно! Уже отлитые, готовые колокола перенастроили! Это невероятно!
Кроме того Фрол отлил в 1688 году и еще один колокол — знаменитый «Сысой» весом в 2000 пудов (один только язык его весил 100 пудов). Обо всех этих колоколах рассказывают звонари в фильме — не буду дублировать.
Отмечу только, что для «Сысоя» (новый колокол митрополит назвал в честь своего отца), построили новый, четвертый пролет, который соединился с уже бывшей трехпролетной конструкцией.
Звонница — это еще и архитектурное чудо, так как строители заботились в первую очередь об акустике.
От пролетов с колоколами до самой земли звонница имеет пустоты, и озеро Неро, что рядом (очень даже таинственное озеро, с мистическими вкраплениями) — все это помогает отличной акустике. Когда звучат Ростовские колокола, кажется, что звучит Небо!
Сегодня на Звоннице 15 колоколов. Ростовские звоны не угасли, родилось новое поколений звонарей, которые подхватили традиции.
Сохранить это достояние было непросто. Как не потерять навык, если в 1928 году звоны были запрещены, как пережиток, да и сам Успенский собор через 2 года тогда закрыли.
Однако колокола все же зазвучали, когда в 1932 году стали снимать фильм Петр I. Потом в 1963 году колокола вновь заставили запеть при съемках фильма Бондарчука «Война и мир». В 1966 году фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Ростовские звоны» — мне ее дарили когда-то — винил.
Эта пластинка стала экспонатом на Всемирной выставке «Экспо-67» в Монреале. Пожалуй, с этого времени Ростовские звоны и начали возрождаться.
Перечислю имена колоколов. Это «Сысой» — 2000 пудов (самый большой в семье). Это «Полиелейный», «Лебедь», «Голодарь», «Баран», «Красный», «Козёл». «Набатный» колокол (256 фунтов) еще называют «Ионафановским». Он отлит в 1894 году на ярославском заволе Оловишникова и был подарен в Ростов о. Аристархом, по случаю полувекового служения в церкви архиепископа Ярославского и Ростовского Ионафана. Его тон — «ми» второй октавы и он используется в том числе и в Ионафановском звоне.
Есть маленький колокол «Ясак» — 60 фунтов. Он настроен на «до» третьей октавы — он завершает звукоряд ростовских колоколов. Непременно используется в Ионафановском звоне.
Остальные колокола на Звоннице безымянные, но не «бездельные».
Все звучат, участвуют, как положено в службах, нередко демонстрируются для туристов, тропа которых к Ростовскому кремлю «не зарастает».
Только на Светлой седмице есть традиция — разрешают звонить всем желающим и в течение всего дня. Но, конечно, не во все колокола.
Тут нужен навык, большое умение!
P/S Как выживали колокола и колокольные звоны, кажется уже понятно — путь трагический и очень тернистый. Колокола — это русская сила и русский дух! Это в некотором роде «душа народа» — так чувствуют и ростовские звонари из фильма. Так чувствуем и мы, хотя воспитаны в другое время и в других традициях. Просто когда звучит колокол — душа откликается, резонирует, потому что родное, необъяснимое, как чувство Родины!
В этой связи в конце фильма я привожу небольшой фрагмент из интервью с известным ученым Кургиняном. Его слова о том, что Ад начнется тогда, когда «цифра победит слово» — точно и ёмко. Это предчувствия и мнение не мистика, а серьезного политолога, известного театрального и общественного деятеля.
Не скрою. Меня тревожит тот факт, как бесшумно и ловко «цифра» вползает в Церковь. С одной стороны возрождаются и действуют «школы звонарей». Выпускаются учебники, пособия, создан фильм для отдаленных Епархий: «Секреты колокольного звона», организовываются фестивали, семинары, концерты. С другой стороны есть примеры, когда живой колокольный звон в церковной службе, уступает место механической записи колокольного звона, ибо «так удобней» — не надо на колокольню подниматься, можно просто «нажать кнопку» в алтаре…
А Русь жива! И колокола поют, зовут в Царство Добра и радуют сердца людей уже совсем новых времен, наших современников и нас с вами!
Это ссылка на видео, которое опубликовано в открытом доступе.
Обязательно посмотрите! Без этого видео рассказ "не звучит")