Основной достопримечательностью Ростова Великого безусловно является РОСТОВСКИЙ КРЕМЛЬ. Мы во время недавней поездки в этот город, естественно, не могли обойти его стороной. Поделюсь своими впечатлениями о том, что мы увидели и услышали во время обзорных экскурсий по кремлю и его окрестностям. Таких экскурсий у нас было две. Сначала вечером 3 января 2023 года мы посетили с индивидуальной экскурсией Соборную площадь и прошли вдоль стен Ростовского кремля до земляных валов, в ходе чего познакомились с историей Ростова Великого. А на следующий день мы побывали с общей обзорной экскурсией на территории Владычьего (Архиерейского) двора Ростовского кремля с посещением двух музейных экспозиций. Первая экспозиция посвящена местному промыслу «Ростовская финифть» в бывшем здании Судного приказа, а вторая — церковным древностям в Белой палате.
Ростовский кремль вырос на месте, где на протяжении многих веков располагался исторический центр Ростова. Здесь в ранние века находилось укреплённое Сарское городище, а в средневековье — деревянный детинец и земляные валы.
На самом деле кремль в Ростове Великом — это не оборонительное сооружение, коим являются кремли в других городах, а оформленный под крепость Митрополичий двор Ростовской епархии. Крепостью, как таковой, он никогда не являлся, а его стены и башни носят, скорее, декоративный характер. Возводился он во второй половине XVII века по заказу митрополита Ионы Сысоевича. К тому времени территория Руси увеличилась до таких пределов, что до ближайшей границы государства было около тысячи вёрст. Возводить в те годы по всем правилам фортификации полноценную крепость не было никакой необходимости.
Ростовский кремль (Митрополичий двор) занимает сравнительно небольшую площадь, всего 4,3 гектара. Протяжённость его стен также невелика: 875 метров. Толщина стен едва достигает двух метров, а высота — двенадцати метров. То есть это не оборонительное фортификационное сооружение.
План-схема размещения основных архитектурных объектов на территории Ростовского кремля показана на следующей иллюстрации, которую я подготовил на основе фотографии из журнала «Кремли и крепости земли Русской», выпуск 24 (издательство ООО «Модимио»):
Кремль состоит из трёх частей, отделённых друг от друга крепостной стеной. В центральной части располагается Владычий или Архиерейский двор. Здесь при его строительстве были размещены основные постройки кремля — от хозяйственных помещений до Митрополичьих палат. Здесь же был вырыт рукотворный пруд, который символизирует реку жизни. По его берегам посажены яблони, напоминающие о райском саде. Владычий двор окружён крепостной стеной с одиннадцатью башнями.
С северной стороны к нему примыкает Соборная площадь, на которой расположен Успенский собор, воздвигнутый, как полагает большинство историков, в 1508 — 1512 годах. Точные сведения о времени постройки Успенского собора документально не зафиксированы, но доподлинно известно, что стоящий сейчас собор, сооружённый в начале XVI века, является третьим по счёту каменным собором на этом месте. На Соборной площади, кроме Успенского собора, расположены ещё Звонница с церковью Входа Господня в Иерусалим, находящейся внутри звонницы, а также Святые врата, через которые осуществляется вход на Соборную площадь из города. От города Соборная площадь отделена невысокой кирпичной оградой, к части которой со стороны города примыкают торговые палатки.
С южной стороны к Владычьему двору примыкает Митрополичий сад, на территории которого кроме собственно фруктовых деревьев расположен второй рукотворный пруд и палатка Митрополичьего сада, где в сезон продают плоды и варенье из плодов, выращенных в саду. Митрополичий сад также огорожен невысокой кирпичной оградой с двумя невысокими башенками.
Далее я расскажу подробнее о каждой из трёх частей Ростовского кремля.
Как уже было сказано выше, Соборная площадь Ростовского кремля обнесена невысокой оградой. К ней со стороны улицы 50 лет Октября и части Соборной площади самого города Ростова Великого (это две разные Соборные площади — в кремле и в городе) примыкают торговые палатки. Вот так выглядит Успенский собор со стороны города:
Попасть на Соборную площадь Ростовского кремля можно через Святые врата в северо-западном углу ограждения площади:
А вот так выглядит часть Соборной площади Ростовского кремля со Святыми вратами от находящегося на ней Успенского собора:
Главной достопримечательностью Соборной площади Ростовского кремля является Успенский кафедральный собор. Он появился здесь намного раньше возведённого по соседству Архиерейского двора. Стоящий сейчас собор является четвёртым по счету собором, воздвигнутым в этом месте в честь Успения Пресвятой Богородицы:
Первый собор был деревянным. Время его сооружения точно неизвестно. Возможно, что это произошло ещё в конце Х века. Но достоверно известно, что дубовый Успенский храм, стоявший здесь, сгорел в пожаре 1160 года. То, что дубовый храм действительно находился в этом месте, подтвердили археологические исследования в конце ХХ века, когда были найдены остатки обгоревших досок с кованными гвоздями.
Некоторые исследователи полагают, что к строительству деревянного храма был причастен первый архиерей Ростова — Святитель Леонтий. Он прибыл в Ростов в середине XI века из Киево-Печерского монастыря в качестве проповедника христианской веры среди местных язычников. Именно его считают подлинным христианским просветителем Ростовской земли, которому пришлось преодолевать мощное сопротивление язычников, не желавших креститься. Порой ему даже приходилось покидать Ростов в целях собственной безопасности.
Точных сведений о происхождении и годах жизни святителя Леонтия нет. Одни считают, что он родился и вырос в Константинополе, где избрал иноческое поприще и там же получил хиротонию на ростовскую кафедру. Другие доверяют свидетельству о его русских корнях, о чём говорится в Киево-Печерском патерике. Неизвестно также точное время начала архиерейского служения Леонтия в Ростове. Косвенно можно предположить, что скончался святитель Леонтий не позднее 1077 года, поскольку под этим годом в источниках сообщается о назначении нового ростовского епископа — Исаии.
О причинах кончины Леонтия тоже говорится по-разному. В «Летописце о Ростовских архиереях», составленном святителем Димитрием Ростовским, сказано, что «утвердив же Леонтий святые учением и чудотворением в Ростове веру Христову, преставися ко Господу, и погребоша честно тело его в соборной церкви, еже по многих летех обретено бысть нетленно». Однако епископ Симон сообщает в Киево-Печерском патерике о мученической кончине святого: «Его же неверние много мучивше, убивше, и се третий гражданин бысть Рускаго мира… венчался от Христа, его же ради пострада».
Святителя Леонтия погребли в первом, ещё деревянном, Успенском соборе Ростова. Впоследствии его нетленные мощи перезахоранивались в каменных Успенских храмах, коих за всю историю было три. Вот так выглядит сейчас место погребения святителя Леонтия Ростовского в существующем третьем по счёту каменном Успенском соборе в выгороженном для этого специальном приделе:
С внешней стороны Успенского собора место погребения также было специально обозначено при его строительстве висевшей там в нише иконой. Сейчас икона отсутствует, а само место, находящееся справа от западного крыльца, выглядит вот так:
На месте сгоревшей деревянной церкви по распоряжению князя Андрея Боголюбского в 1162 году был возведён первый каменный Успенский собор. Но он оказался недолговечным. Простояв чуть более сорока лет, эта постройка времён Андрея Боголюбского обрушилась в 1204 году.
После этого, спустя без малого десять лет, в 1213 году князь Константин Всеволодович заложил новый каменный храм «на первом месте падшая церкве». Его строительство по каким-то причинам, скорее всего финансовым, затянулось, и новый, третий по счёту и второй каменный собор, был освящён только в 1231 году. Собор времён Константина Всеволодовича оказался крепче своего предшественника. Он простоял три века, хотя и претерпел за это время разные бедствия. Особенно серьёзным для него испытанием стал пожар 1408 года во время нашествия войска хана Едигея. Тогда произошло обрушение сводов и главы, но стены при этом практически не пострадали, сохранившись по всему периметру от основания до закомар. К 1410 — 1411 годам были завершены восстановительные работы пострадавшего Успенского собора.
Нужно отметить, что Ростовский Успенский собор, построенный в 1213 — 1231 годах, был одним из самых крупных храмов Руси. При его восстановлении была решена технически сложная задача перекрытия сводами столь большого здания, которую русские мастера до этого не решали. Подобная задача вновь возникла при сооружении нового Московского Успенского собора в 1474 — 1479 годах, которая также была решена с привлечением итальянских зодчих. Ростовские же мастера успешно справились с ней при восстановлении Успенского храма в Ростове ещё за почти 70 лет до этого. Это по достоинству оценили современники, добавлявшие при упоминании о сводах собора эпитеты «великие» или «болшие»…
На смену второму каменному Успенскому собору в начале XVI века пришёл ныне существующий храм. Это самая крупная и известная постройка Ростова XVI века. Долгое время специалисты расходились во мнениях относительно того, когда он появился. В настоящее время большинство историков сошлись на том, что храм возводился с 1508 по 1512 год.
Известно, что в течение XVI столетия авторы больших каменных церквей на Руси нередко выбирали в качестве прототипа своих построек московский Успенский собор. Это же произошло и в Ростове. При сравнении храмов похожесть ростовского и московского соборов вполне очевидна.
В эпоху митрополита-строителя Ионы Сысоевича, возведшего рядом с Успенским собором свою резиденцию — Архиерейский двор, в 1659, 1669 и в 1671 годах Успенский собор был заново расписан, а также был дополнен новыми архитектурными деталями, а именно: к нему с южной стороны пристроили крыльцо-паперть:
Это крыльцо выполнено в духе своего времени. Оно опирается на относительно нетолстые столбы с подвесными «гирьками» или, как говорили в то время, с «вислым камением» и с двойными арками. Это явно был заказ Ионы Сысоевича. Ему хотелось, выйдя из Воскресенских ворот своего главного детища — Миторополичьей резиденции, прямо, по кратчайшему пути, попадать в Успенский собор через это новое крыльцо.
Внутри Успенский собор поражает своей высотой. К сожалению, нынешнее состояние внутреннего убранства собора далеко от совершенства. Там уже долгое время продолжается восстановительный ремонт, который явно далёк от завершения. Причина, скорее всего, в финансовой недостаточности:
Очень бы хотелось взглянуть на восстановленное былое благолепие внутреннего убранства Успенского собора: его резного иконостаса, восстановленных фресок и икон. А пока можно полюбоваться только отдельными деталями. В частности, вот этими дверными ручками с головами львов, украшающими сейчас створки входных дверей в Успенском соборе:
1
Предполагают, что они были изготовлены в XII веке и украшали ещё первый каменный Успенский собор, сооружённый по распоряжению князя Андрея Боголюбского в 1162 году. Потом соборы менялись, а вот ручки от входных дверей переходили по наследству от одного к другому и дожили до нашего времени…
Ближайшим к Успенскому собору архитектурным памятником на Соборной площади Ростовского кремля является Звонница. Она вместе с главным храмом Ростова составляет важнейшую часть ансамбля Соборной площади:
Четырёхъярусная звонница вытянута с севера на юг. По вертикали здание расчленено лопатками, а по горизонтали — тремя поясками. Нижние этажи отведены под церковь Входа Господня в Иерусалим и под хозяйственные помещения. Верхний этаж представляет собой открытую площадку с четырёхпролётной аркадой. Каждый из пролётов огорожен ажурной металлической решёткой и завершается килевидной закомарой с главкой на круглом барабане и крестом.
Звонница возводилась в течение 1680-х годов. Первой была построена её трёхпролётная часть, а затем, после изготовления колокола-гиганта «Сысой» весом в 2000 пудов (32 тонны), специально для него звонницу дополнили ещё одним пролётом.
Колокола звонницы уникальны, прежде всего, тем, что все тринадцать являются подлинными колоколами XVII — XVIII веков. Почти все из них имеют имена собственные. Кроме «Сысоя», названного так в память об отце митрополита Ионы, есть ещё «Полиелейный», «Голодарь», «Лебедь» и даже «Козёл» и «Баран». Вот сделанные мною фотографии двух самых больших колоколов на Ростовской звоннице:
1
По свидетельству главного звонаря Московского кремля и храма Христа Спасителя Игоря Васильевича Коновалова, ростовская звонница имеет существенное отличие от большинства своих предшественниц и последовательниц. Оно заключается в единой галерее-помещении для подвески колоколов, неразделённой стенами-перемычками. Это единство объёма обеспечивает звучание всех колоколов в общем ритме ведущего колокола. При таком расположении в северном пролёте, возле тяжёлых колоколов, прекрасно слышны мелкие зазвонные колокола, находящиеся в крайнем южном пролёте звонницы, и, наоборот, звонарь-трезвонщик, стоящий на зазвоне, хорошо слышит удары больших колоколов и может «вписывать» их в ритм фигуры трели. Благодаря этому ростовские звоны и ныне занимают ведущее место в русской церковной звонарной культуре.
Обратимся теперь ко второй части территории Ростовского кремля, а именно: к Владычьему или к Архиерейскому двору. Попасть в него с Соборной площади можно через Воскресенские ворота при церкви Воскресения Христова. Со стороны Соборной площади ворота обрамлены двумя фланкирующими башнями — Восточной и Западной:
1
Ещё один вход на территорию Архиерейского двора осуществляется со стороны Соборной площади города Ростова через надвратную церковь Иоанна Богослова. К сожалению, я не сделал хорошую фотографию этого входа со стороны города, а на той, которую сделал, вход частично закрыт фрагментом постройки Конюшенного двора. Можно отметить, что этот вход также обрамлён двумя фланкирующими башнями — Северной и Южной, сделанными очень похожими на фланкирующие башни Воскресенских ворот при входе с Соборной площади Ростовского кремля:
Мы на территорию Архиерейского двора входили 4 января 2023 года через церковь Иоанна Богослова. Поэтому свой дальнейший рассказ я поведу, исходя из этого.
Надвратная церковь Иоанна Богослова с территории Архиерейского двора выглядит следующим образом:
1
Церковь Иоанна Богослова над западным входом в митрополичью резиденцию была сооружена уже на завершающем этапе формирования ансамбля Ростовского кремля. Проездные ворота размещены в очень высоком сводчатом подклете церкви. Высота подклета почти равна высоте стен, так что уровень пола второго этажа здания церкви совпадает с уровнем переходов по крепостным стенам. Зимой внутрь этой и других кремлёвских церквей попасть нельзя, но в интернете можно найти фотографии внутреннего убранства церкви. В её интерьере сохранилась стенная роспись, относящаяся к 1683 году. Помимо традиционных для этого времени сюжетов, стенопись включает в себя житийные циклы апостола Иоанна Богослова и святителя Авраамия Ростовского — одного из первых просветителей Ростовской земли.
После прохода через надвратную церковь Иоанна Богослова перед нами возникает вид на две церкви. Справа Воскресенская надвратная церковь, через которую осуществляется вход в Архиерейский двор с Соборной площади Ростовского кремля, а слева в углу — очень красивая Одигитриевская церковь:
1
Надвратная церковь Воскресения Христова, как я уже написал выше, находится напротив южного крыльца Успенского собора. Она была сооружена около 1670-го года, и является первым по времени сооружения храмом Архиерейского двора. В облике Воскресенского храма сочетаются суровый, почти лишённый декора верх, и нижняя часть, в изобилии украшенная разнообразным кирпичным узорочьем, многоцветными изразцами, а также большим живописным киотом. В интерьере храма сохранилась роспись 1675 года:
К западу от Воскресенского храма находится Одигитриевская церковь. Её построили в 1692 — 1693 годах, а последние отделочные работы в ней были завершены к 1698 году.
1
Одигитриевская церковь выстроена в «нарышкинском стиле» по заказу митрополита Иоасафа. Традиционная по конструкции церковь Одигитрии имеет уникальное декоративное оформление, как снаружи, так и изнутри. Отличительной особенностью этой церкви является то, что по периметру второго этажа вместо традиционной для церквей галереи проходит открытый балкон, выходя на который архиереи могли любоваться красотами митрополичьего двора. Внешние стены раскрашены под так называемый бриллиантовый руст, издали создающий ощущение рельефного покрытия.
С восточной стороны к Воскресенской церкви примыкает двухэтажный корпус Судного приказа, а за ним находится то, что сохранилось от бывшей Часобитной башни:
Корпус Судного приказа является одним из старейших зданий Ростовского кремля. Он датируется 1650 — 1660-ми годами. Изначально в здании располагалось важнейшее учреждение Архиерейского дома — Судный приказ, занимавшийся судопроизводством и управлением Ростовской епархией. Митрополичий судный приказ имел право судить духовенство епархии и мирских людей по делам, вверенным церковному суду. Сейчас в этом здании открыт «Музей ростовской финифти», рассказывающий об истории этого промысла на ростовской земле, и имеющий богатую коллекцию как древних, так и современных изделий из финифти. Мы этот музей посетили по ходу обзорной экскурсии по кремлю, но фотографий я там не делал. А потом просто не хватило времени, чтобы посетить его ещё раз самостоятельно. Перед экскурсией Аня с Машей побывали на мастер-классе по технологии промысла изделий из финифти, где изготовили самостоятельно вот такие «украшения»:
Справа к корпусу Судного приказа примыкает ещё одно сооружение, относящееся ко времени митрополита Иоасафа (конец XVII века), а точнее то, что от него дожило до нашего времени. Это Часобитная башня:
До наших дней сохранился только её нижний ярус, но старые рисунки позволяют судить, что башня первоначально была трёхъярусной. Последний ярус имел открытые арки для колоколов, привод к ним шёл от часов, размещавшихся ярусом ниже. Часобитная башня завершалась шатром, покрытым белым железом с деревянным оленем — гербом города Ростова. Высокий силуэт башни являлся архитектурной доминантой северо-восточной части кремля. Башню погубило то, что она была построена на фундаменте от старых палат, который не выдержал веса башни. Она стала проседать и наклоняться. Принятые меры (строительство контрфорсов) не дали результатов, и в начале XIX века в целях безопасности два верхних яруса башни пришлось разобрать.
Напротив Воскресенского и Одигитриевского храмов расположены Самуилов корпус и Государские хоромы(Красная палата).
Самуилов корпус был возведён при митрополите Ионе (примерно в 50-х — начале 70-х годов XVII века) и предназначался для размещения митрополичьих хором, то есть для проживания митрополита, а также для хранения его богатейшей казны. Часть помещений занимал Казённый приказ, ведавший всеми финансовыми делами епархии. До конца XVII века корпус оставался двухэтажным, потом его надстроили третьи этажом, а в конце XVIII века здание получило новый декор в духе классицизма.
Во время нашего посещения Ростовского кремля в Самуиловом корпусе проводились восстановительные работы, и он был завешен строительной сеткой. О проведении работ сообщает информационный стенд на временном заборе, огораживающем корпус:
Но в интернете в свободном доступе можно найти множество фотографий Самуилова корпуса, по которым можно судить о том, как он выглядел до начала работ. Вот одна из таких фотографий:
В одном ряду с Самуиловым корпусом рядом с церковью Иоанна Богослова располагается комплекс Государских хором, который ещё называют Красной палатой. Они предназначались для размещения приезжавших в Ростов русских государей и их свиты. Государские хоромы были построены в 1670 — 1680 годах. Здание отличается живописной компоновкой объёмов, каждый из которых завершён особой крутой кровлей. Ещё большую живописность Государским хоромам придаёт великолепное крыльцо, увенчанное двумя шатрами. Нынешний облик Красная палата получила после капитальной реставрации, проведенной в 1960-х годах:
За Самуиловым корпусом находится целый комплекс хозяйственных и частично жилых построек, сооружённых в XVII веке. Перечислю их кратко, снабдив сделанными фотографиями.
Митрополичьи кельи на сушилах и погребах. Изначально здание исполняло хозяйственные функции. В конце XVII века над основной частью двухэтажного здания был надстроен частично деревянный, и частично каменный третий этаж, в котором разместились митрополичьи кельи:
Сушила на леднике и кладовых палатах. Изначально здание имело складское назначение:
Пивоварня. Название говорит само за себя:
Житья на кладовых палатах:
Приспешня и поварня:
А вот так выглядит часть двора между хозяйственными постройками и задней частью Белой палаты с домовой церковью Спаса на Сенях:
Вход в Белую палату осуществляется по лестнице в здании, находящемся за Самуиловым корпусом. В Белой палате сейчас размещена музейная экспозиция церковных древностей, которую мы посетили в ходе обзорной экскурсии по Ростовскому кремлю. Но и здесь я не делал фотографий ввиду недостатка времени:
В стеснённых пространственных условиях не удаётся качественно сфотографировать домовую церковь Спаса на Сенях. Покажу вот эту фотографию её верхней части, виднеющуюся за крыльцом и переходом у Самуилова корпуса. Наверное, в летнее время по этому крыльцу можно тоже подняться наверх ко входу в Белую палату, но зимой этот путь был закрыт.
Кажется, я упомянул обо всех основных достопримечательностях Архиерейского двора в Ростовском кремле. Летом в центре территории двора можно ещё полюбоваться небольшим прудом с яблонями, растущими на его берегах. Зимой пруд замерзает, и на нём устраивают каток, в основном для детских забав. Во время нашего посещения каток пустовал, поэтому для иллюстрации я воспользуюсь фотографией из журнала «Православные храмы. Путешествие по святым местам», № 39, изданный ООО «Де Агостини»:
Перейду теперь к рассказу о третьей части территории Ростовского кремля, а именно: о Митрополичьем саде. Вход в него осуществляется вот через эту небольшую дверцу в крепостной стене Архиерейского двора:
План Митрополичьего сада приведен на стенде, стоящем возле входа-выхода из сада:
После прохода на территорию Митрополичьего сада взгляд сразу же падает на стоящую невдалеке церковь Григория Богослова:
Некогда здесь располагался древний монастырь «Григорьевский затвор», из стен которого вышли выдающиеся писатели древней Руси Стефан Пермский и Епифаний Премудрый. Видимо, в память об этом монастыре храм, построенный в 1680-х годах, был освящён в честь Григория Богослова. Монастырь был упразднён в первые десятилетия XVIII века, а находившиеся в нём келейные корпуса были разобраны.
Сейчас церковь эта недействующая, а зимой внутрь храма вообще попасть нельзя. На табличке, прикреплённой к стене церкви, написано, что её интерьер был украшен в 1884 году артелью художника Н. М. Сафонова.
А вот так церковь Григория Богослова смотрится из середины Митрополичьего сада:
1
Отсутствие листвы на деревьях в зимнее время позволяет увидеть на заднем плане также крепостную стену Архиерейского двора с проходом по ней, а за стеной справа от церкви — верхнюю часть Государских хором. Слева за церковью видна Юго-Западная угловая башня в ограждении Архиерейского двора, которую из-за соседства с церковью Григория Богослова часто называют Григорьевской башней.
Вообще с территории Митрополичьего сада хорошо видны ещё две башни ограждения Архиерейского двора. Это Круглая садовая башня и Дровяная башня:
Из других построек можно выделить Палатку Митрополичьего сада, в которой, как говорят, в сезон созревания плодов можно купить, как сами плоды, так и сваренное из них варенье:
Митрополичий сад рядом с Григорьевским монастырём был разбит в XVII веке, однако в конце XVIII века он был утрачен. Частично сохранилась только его невысокая кирпичная ограда и небольшая двухэтажная садовая палатка. Из описи 1701 года следует, что сад этот имел «в длину пятдесят пять саженей, поперег тритцат саженей, а в нём древа яблони, груши, вишни и иные деревья садовые».
Ныне существующий сад был воссоздан в конце 1990-х годов на основании сохранившихся документов. По своей крестообразной планировке и по составу деревьев он соответствует Митрополичьему саду конца XVII века. В нём сейчас растут яблони, груши, вишни и сливы. Вот кусочек этого сада на сделанной мною фотографии:
И ещё несколько слов про Аптекарский огород в Митрополичьем саду. В середине XVIII века первоначальную западную стену сада снесли. Место её нахождения сейчас обозначено боскетом из постриженных лип, которые по высоте примерно такие же, как высота снесённой стены:
Снесённая стена располагалась между юго-западным углом церкви Григория Богослова и южной стеной. Взамен снесённой стены западнее возвели новую (нынешнюю) стену с двумя гранёными башнями. Одну из этих башен (угловую) я сфотографировал во время прогулки по Митрополичьему саду:
На образовавшейся после переноса стены площади был устроен Аптекарский огород. Существует он и сейчас, но в зимнее время под снегом трудно различить огородные гряды, оформленные по бокам тёсом, как это практиковалось в XVII веке:
1
Сейчас, судя по описанию на выставленном рядом стенде, в огороде выращиваются овощные и ягодные культуры, пряные и лекарственные травы, возделывание которых практиковалось в России XVII — XVIII веков. Перечисленный на стенде список культур впечатляет своим разнообразием из 66 видов растений. Остаётся только поверить, что всё это можно вырастить на сравнительно небольшом по площади Аптекарском огороде:
И последнее, о чём я хотел бы рассказать в этой публикации. Всем, наверное, известно, что в Ростовском кремле кинорежиссёр Леонид Иович Гайдай снимал свою замечательную комедию «Иван Васильевич меняет профессию». Об этом в Ростовском кремле напоминают стенды с кадрами из фильма, на которых присутствуют кремлёвские достопримечательности. Пара таких стендов установлена и в Митрополичьем саду. Вот один из кадров с рабочим моментом съемки эпизода погони дружинников за самозванными героями, перенесёнными из нашего времени во времена Иоанна Грозного:
Видно, как дружинники прыгают вниз с южной стены Митрополичьего сада. Для мягкого их приземления на земле насыпали кучу опилок, которые, естественно, в кадры фильма не попали.
Уже во время вечерней прогулки по окрестностям Ростовского кремля я с земляного вала, тянущегося вдоль улицы Петровичева, попытался восстановить этот кадр южной стены Митрополичьего сада, с которой полвека назад прыгали артисты. Вот, что из этого получилось:
При подготовке настоящей публикации были использованы материалы журналов: 1. «Православные храмы. Путешествие по святым местам», № 39 «Успенский собор. Ростов Великий» — ООО «Де Агостини», 2012 — 2013; 2. «Кремли и крепости земли русской», выпуск 24 «Ростов Великий» — ООО «Модимио», 2021.
Цикл материалов "Поездка в Ростов Великий с 3 по 5 января 2023 года"