Интересной и очень познавательной оказалась поездка по местам подмосковных народных промыслов. Здесь расскажу про Гжель.
Интересной и очень познавательной оказалась поездка по местам подмосковных народных промыслов. Здесь расскажу про Гжель.
Синие узоры на белом фоне встречаются в промыслах разных народов, но Гжель — это самобытный, исконно русский промысел.
В районе Гжели находятся залежи особой глины, что и позволило возникнуть и развиться здесь гончарному искусству.
Само слово «Гжель» впервые встречается в грамоте князя Ивана Калиты в XIV веке, предположительно происходит от глагола «жечь, обжигать».
Еще в 1663 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ о добыче в гжельской волости глины для изготовления медицинских сосудов. С XVIII века начинается история собственно промысла — изготовление посуды, кирпича, изразцов, детских игрушек. Всем этим Гжель снабжала Москву.
Первоначально гжельские изделия расписывали разноцветными красками — в технике майолики, но в 19 веке из Азии пришла мода на использование кобальта для росписи керамики. Так на гжельских предприятиях в начале XIX появилась века бело-голубая роспись.
Гжельские изделия производятся из особой, очень жирной, огнеупорной глины белого и красного цвета. Глина белого цвета — элитная, из нее получается шикарный тончайший фарфор.
Гжельскую посуду, сувениры все видели — наверняка у большинства и дома найдется что-то гжельское. Но для меня неожиданно интересным оказался сам производственный процесс.
Нас провели по цехам и рассказали обо всех этапах изготовления гжельского фарфора.
Сначала в гипсовую форму заливают жидкий фарфор, консистенции теста для блинчиков, с тем чтобы тонкий слой жидкого фарфора прилип к стенкам формы. В форме для чашки среднего размера это «тесто» выдерживается 5 минут. Если больше — стенки чашки получатся слишком толстыми, если меньше — слишком тонкими и хрупкими и могут потрескаться при обжиге. Время выдержки зависит от размера изделия. Затем лишняя жидкость выливается, а заготовка для чашки оказывается прилипшей к стенкам формы. Её вынимают и оставляют на некоторое время для просыхания.
Затем следующий этап — проверка качества. Чтобы исключить наличие мелких сколов и трещинок, изделие окунают в специальный розовый раствор. Изделие становится розовым, а все возможные дефекты остаются белыми. Такие изделия сразу выбраковываются, а прошедшие проверку — отправляются на стеллажи для просушки. Когда изделия высыхают, они снова принимают белый цвет. Их обжигают в печи, а затем передают художникам.
Мастера различают до 20-ти оттенков синего на фарфоре. При этом синий цвет на изделии проявляется только после обжига, в процессе окрашивания художник использует черный кобальт. Каким будет цвет зависит от того, как художник положит мазок. Особенность гжельской росписи — «тени» на рисунках, они появляются при особом нажиме и повороте кисти, когда в одном мазке цвет переходит от темно-синего к бледному. Опять же — на фарфоре это будет заметно лишь после обжига, при разрисовке изделия все линии и мазки выглядят одинаково черными.
Так что тут остается удивляться и восхищаться интуицией и мастерством художников…
После росписи изделия покрываются глазурью и повторно отправляются в печь. Огромные печи занимают целый этаж!
Все процессы производятся вручную, каждую чашку, плошку или кувшин работники заливают в форму, окунают в розовый раствор, покрывают глазурью, переставляют в печь и из печи — и всё руками.
В настоящее время фабрика выпускает как посуду и сувениры, так и предметы интерьера — светильники, часы, шкатулки. Всё это красиво, нарядно, празднично!