Памятник матери-казачке я впервые увидел, когда шёл на «водопой» в Нарзанную галерею.
Памятник матери-казачке я впервые увидел, когда шёл на «водопой» в Нарзанную галерею.
Находится памятник на верхней площадке, между улицей Красноармейской и бюветом, если спускаться оттуда по лестнице, то выходишь к парку «Цветник».
Хотя место для установки памятника определялось интернет-голосованием горожан, но оно оказалось символическим.
Во — первых, в «Цветнике» располагается несколько творений московского скульптора Равиля Рафкатовича Юсупова.
Во -вторых, на месте бювета когда-то располагался первый на Кавказских Минеральных водах храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Открытие монумента состоялось в торжественной обстановке 26 сентября 2015 года. Присутствовало много гостей и жителей города, в том числе представители Терского казачьего войска.
Первые казачку, изваянную в бронзе, я увидел в Волгограде Самый известный герой Первой Мировой Войны (Памятник «Казачья слава»). Волгоградская скульптура включала две человеческие фигуры: казака на коне и казачки, провожающего его на войну. В руках казачки — икона Казанской божьей матери.
Пятигорская казачка, судя по жесту, благословляет своего мужа, казака, уходящего на войну, но его самого в композиции нет.
Трое детей, мал мала меньше, у ног и на руках казачки. В руках мальчика -деревянная лошадка, помню такие по своему детству.
На постаменте — надпись «Матери-казачке посвящается…».
Памятник Матери-казачке открыт к 190-летию станицы Горячеводской и двадцатипятилетнему юбилею возрождения пятигорской общины казаков.
Очень интересный повод. История Пятигорска отсчитывается с момента возникновения Константиногорской крепости в 1780 году. Какой-то период времени населённый пункт назывался Горячеводск, затем сменивший название на Пятигорск в 1830 году. По инициативе Ермолова в 1825 году поблизости от горы Машук, вдоль реки Подкумок для защиты Пятигорска была образована казачья станица, названая впоследствии Горячеводской. Через реку Подкумок для сообщения с городом Пятигорском был деревянный мост только для пешеходов, которые зачастую сносили бурные воды Подкумка.
Основное население станицы составляли казаки, выходцы с Волги и Украины. Не включая хуторов, до революции проживало в станице до 10 000 тысяч человек, казачьего населения было до 80%, а иногородних — до 20%.
В феврале 1966 года станица Горячеводская преобразована в рабочий посёлок Горячеводский и передана из Предгорного района в подчинение Пятигорского Совета депутатов трудящихся. В 2010 году был самым крупным в России посёлком городского типа.
Терские казаки — локальная историческая общность казаков, проживавших на территории Северного Кавказа (вдоль рек Терек, Сунжа, Аргун, Асса, Кура, Малка, Кума, Подкумок), входившей в состав Терской области Российской империи. Терские казаки едины в своей множественности: гребенцы, низовые терцы, аграханцы, терцы-семейцы, кизлярцы, волгцы, моздокцы, горцы, владикавказцы, сунженцы. В Пятигорске живут потомки волгцев.
Волжское казачье войско образовано в 1734 году указом императрицы Анны Иоанновны на территории проживания волжских казаков. После Пугачёвского восстания в 1777 году указом императрицы Екатерины II было передислоцировано на реку Терек с сохранением всех воинских атрибутовэ.
15 сентября 1990 года в поселке Горячеводском города-курорта Пятигорска состоялся сход местных жителей, на котором приняли решение: казачеству быть.
Раньше, когда рассказывали про создание памятников, то упоминали скульпторов, архитекторов, спонсоров. Когда я читал информацию по памятнику Матери-казачке, то несколько удивился. Идейным вдохновителем создания памятника называется Михаил Александрович Афанасов (1953 г.р.)) — российский политический деятель, экономист. Сенатор Российской Федерации — представитель от исполнительной власти Ставропольского края с 11 ноября 2020 года.
Отчего вспомнилась фишка рядов сериалов, которые созданы «по идее» того или иного человека. Этим особенно грешат американские сериалы. Когда-то фильмы снимались по книгам…
Афанасову и Юсупову были вручены медали «За заслуги перед городом Пятигорском», статус которых был определён решением Думы города Пятигорска № 13–45 РД от 26 марта 2020 года. Каких только медалей в наше время не бывает, кто только их не учреждает.
Памятник Матери-казачке не случаен.
Брак у казаков пользовался особым престижем, так как статус семейного человека в казачьих станицах был более высоким. К женитьбе казак относился со всей серьезностью, так как, проводя большую часть времени в военных походах, за всем его хозяйством следила жена. Казачка, оставаясь дома, несла на своих плечах все тяготы по хозяйству. Женщина у казаков выполняла значительную часть сельскохозяйственных работ и почти все домашние работы. В этой связи роль женщины в традиционном казацком обществе была чрезвычайно велика. Она пользовалась значительной свободой и отличалась независимым поведением. В отсутствии мужчин женщине часто приходилось брать ответственность в свои руки.
Основными обязанностями женщин у казаков являлись дом, семья и работа. Доля женского труда в хозяйстве у казаков была значительно выше, чем доля мужского. Мужчина, обремененный военными обязанностями, брал на себя только те работы, которые не могли быть возложены на женщин.
Основной сферой женского труда в традиционном казачьем быту было домашнее хозяйство. Но не только домашний труд ложился на плечи женщин. Терские казаки вследствие постоянной военной опасности и угрозы нападений, не занимались активно пашенным земледелием. Все земледелие их сводилось к садам, виноградникам, огородам и бахче. В этих отраслях также широко применялся женский труд. В основной массе женщине приходилось много и тяжело работать, выполняя самые разнообразные работы по дому, в поле, в уходе за скотом и т. д. И от того, насколько женщина справлялась с хозяйством, зависело благосостояние всей семьи.
Неотъемлемой частью семейного производства являлись домашние промыслы и ремесла. Среди женщин-казачек было распространено рукоделие и портняжное ремесло; терские казачки выделывали сукно. Женские промыслы являлись существенным подспорьем в бюджете многих казачьих семей.
Так выглядел костюм терских казачек.
Казаки несли военную службу постоянно и поголовно, «всяк от 15 до 60 лет». Пока муж пропадал в походах, жена сама вела хозяйство. Нередко, случалось, брала в руки ружье.
Василий Александрович Потто (1836 — 1911) — генерал-лейтенант русской императорской армии, , известен как «летописец» кавказских войн и сражений, а также прозван «Нестором кавказской истории».
Он писал: «Женщина, вечная труженица в мирное время, в минуты опасности являлась у казаков полноправным бойцом, как и ее отец, муж, сын или брат».
Есть среди его произведений — «Геройская оборона Наура» (1896). Славная страница российской истории, рассказывающая о женщинах-воинах.
21 (10) июня 1774 год в ходе русско-турецкой войны 1768–1774 годов объединённое войско крымских татар, кабардинцев и турок под руководством калги из рода крымских ханов Шахбаза Герая, отправленное бывшим крымским ханом Девлетом IV Гераем, которого поддерживала Османская империя, общим числом в 8 тыс. человек, подошло к Моздоку, однако побоялось штурмовать крепость и решило 22 (11) июня атаковать станицу Наурскую. Станица оборонялась отрядом терских казаков (бывшими волгскими казаками) под командованием атамана И. Д. Савельева, начальника моздокских казаков, и была довольно хорошо укреплена — вокруг станицы имелся земляной вал, были возведены стены, имелись пушки.
Это была поистине героическая оборона, поскольку основная сила станицы — строевые казаки, которые в это время как раз были в военном походе, а дома оставались лишь старики, женщины, дети и небольшая легионная команда. На защиту родного городка вышли наурские казачки, одетые в красные сарафаны, которые отражали неприятельские приступы наряду с мужьями и братьями. Первоначально на женщин была возложена обязанность поддерживать костры, разогревать смолу и кипяток и лить их со стен на штурмующих. Говорят, что даже щи, варившиеся к обеду, у казаков «пошли в дело» на защиту укрепления. При этом женщины плечом к плечу со старыми волжскими казаками встречали яростные атаки, косили косами появлявшихся на земляном валу врагов, защищались серпами.
В рапорте моздокского коменданта, описывавшего эту битву, в донесении начальнику Кизляра говорилось: «Некоторые не только казачьи жены, но и девки, иные с ружьями, а прочие с косами к отражению неприятеля так воспомоществовали, что из баб оказались такие, кто из ружей стреляли зарядов до двадцати, а одна из них, будучи с косой, у неприятеля, при устремлении его на вал к рогатке, срезала голову и завладела его ружьем».
Многие женщины за оборону Наура были награждены медалями. Впоследствии, вспоминая это событие, казаки уважительно называли его «это бабий праздник». Пишут, что Геройских казачек — почти всех — императрица наградила медалями «За турецкую войну 1769–1774 года». Но нет такой медали.
Есть Медаль «Победителю. Кучук-Кайнарджийский мир. 1774». В честь заключения Кючук-Кайнарджийского мира нижние чины получили необычные ромбовидные серебряные медали (37×31 мм). Штемпели для их изготовления выполнял Самойла Юдин. На лицевой стороне медали — традиционный портрет императрицы, ещё моложавой в свои сорок шесть лет. На оборотной, в верхней части, — лавровый венок и в нём двухстрочная надпись: «ПОБЕДИ — ТЕЛЮ»; в нижней половине помещена надпись в четыре строки: «ЗАКЛЮЧЕНЪ МИРЪ — СЪ ПОРТОЮ — 10. ИЮЛЯ — 1774. г.». Медаль выдавалась на впервые появившейся Георгиевской (оранжевой, с тремя чёрными полосами) ленте. Появление её связано с учреждением 26 ноября 1769 года, исключительно только для офицеров, Военного ордена святого великомученика и победоносца Георгия. Видимо, именно этой медалью были награждены героические женщины.
Считается, что лично Екатерина Вторая установила «День матери-казачки», в честь событий под станицей Наурской. Празднуют его 4 декабря и он совпадает с большим христианским праздником «Введение во храм Пресвятой Богородицы». И хотя само событие случилось в конце июня 1774 года, праздник в честь этой победы женщин над врагом был совмещён с церковным — Введения Пресвятой Богородицы во храм.
Так, что не зря появился такой памятник в Пятигорске.
Примечание: Информация про женщин-казачек взята: Роль женщины-казачки в жизни населения Нижнего Терека в XIX-начале XX вв.
Адрес: площадка Центральной питьевой галереи, Пятигорск
Координаты:44.0451275, 43.0762526