Вспоминают, что Семен Степанович Гейченко любил повторять: «К Пушкину в Михайловское надо ехать через русскую деревню, которая из него сделала гения».
Этнографический музей «Пушкинская деревня» — достойное воплощение этого завета.
Вспоминают, что Семен Степанович Гейченко любил повторять: «К Пушкину в Михайловское надо ехать через русскую деревню, которая из него сделала гения».
Этнографический музей «Пушкинская деревня» — достойное воплощение этого завета.
Во времена Пушкина Бугрово было совсем малой деревней в несколько домов, поэтому небольшая территория этнографического музея под открытым небом не вызывает сомнения, это действительно деревня, походив по которой с экскурсоводом можно, наконец, понять чем отличается гумно от овина, а рожь от овса.
Мы мало задумываемся о том, что великий поэт был еще и настоящим ученым и не только когда работал в архивах, но и когда наблюдал русский быт, описывал его, а потом так глубоко принимал в себя, срастался с ним, что уже поэтические строчки рождались в свободном порыве, отражали личное, пережитое.
Вот его, можно сказать научное наблюдение, датированное 1833 годом:
«Наружный вид избы мало переменился со времен Мейерберга. Посмотрите на рисунки, присовокупленные к его «Путешествию». Ничто так не похоже на русскую деревню в 1662 году, как русская деревня в 1833 году. Изба, мельница, забор, даже ёлка, это печальное тавро северной природы — ничто, кажется, не изменилось. Однако произошли улучшения, по крайней мере, на больших дорогах: труба в каждой избе, стекла заменили натянутый пузырь, вообще больше чистоты, удобства, того, что англичане называют «comfort». И это пишет Александр Сергеевич! С какой заинтересованностью наблюдателя, как внимателен его взгляд!
Тому, что поэта в некотором роде можно было бы также назвать одним из первых русских фольклористов, или этнографов, я, думается, нашла бы немало подтверждений.
Например, именно Пушкин ввел в русскую художественную литературу, такой неизвестный «широким слоям аристократии» атрибут, как березовый веник…
«Но прежде юношу ведут
К великолепной русской бане…
…Над рыцарем иная машет
Ветвями молодых берез» — это из «Руслана и Людмилы».
Вересаев в книге «Пушкин в жизни» писал: «Как увидит, девки навоз возят, — всем велит вкруг сойти да песни петь, а сам слушает, да чего-то пишет, а после денег даст».
Однако сейчас речь все же не о том, а о музее, поэтому проникнемся «духом времени» Пушкина и познакомимся с экспозициями!
Это традиционная псковская «трехрядка» — дом и крытый скотный двор.
А это «задворки» — тут и огород. Какую отличную капусту уже вырастили сотрудники!
Это странное приспособление предназначено для просушки сена и называется «вешала».
Если пройти вперед, то увидим гумно, или ригу, а к риге пристроенный овин.
Гумно — это место, где молотят хлеб. Сюда его ввозят прямо на телегах, и разгрузив, отпускают повозки через другие ворота.
Помещение просторное. В середине привязаны качели и это не случайно — зимой помещение использовалось молодежью для гуляний.
Всем все разрешалось потрогать и даже попробовать что-то сделать: например почесать шерсть, растеребить лен…
Вот девочка заглядывает в овин — хранилище для скошенного хлеба. В пушкинское время здесь сушили привезенные снопы.
«На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крылаты» — писал Пушкин в стихотворении «Деревня».
Здесь была печь без трубы, и дым выходил через щели в бревнах. Иногда овины горели — огонь, солома! Так что нужно было очень внимательно следить за процессом.
Сушили не только зерно, но и стебли гороха, которыми было принято на псковщине, набивать тюфяки.
Я спала на таком тюфяке в одном из монастырей — очень комфортно!
А это чистый двор — сюда заезжали гости.
Напротив дома — амбар, где хранили урожай. К амбару примыкала поветь — навес для уборки под крышу от непогоды саней, телег, дровен: «Крестьянин торжествуя, на дровнях обновляет путь»…
Солома — важный материал для покрытия кровель, хотя в этой деревне мы увидели и «щепу» — знакомое нам покрытие. Щепу на крыше можно и сегодня увидеть в псковской деревне, так что традиции сохраняются.
В домах раньше топили по черному и нам рассказали, как все же выветривали дым. В избе обычно жила не одна семья, а несколько, ведь сыновья вырастали — приводили жен. Все устраивались, как принято — дети на палатях, а взрослые — кто на лавках, кто на печи. Кровати были не для всех.
Впрочем в деревне и можно было выжить только имея справных и многочисленных работников. Большая семья была и большой ценностью, если еще и жили дружно.
Важным и в некотором роде сакральным местом в деревне была баня.
Бани раньше топились по чёрному, и как сказала экскурсовод, это спасало русскую деревню от эпидемий — дым выполнял и дезинфицирующую функцию.
Эти камни разогревали, на них лили воду и пар окутывал всех моющихся. Баня была жаркой, несмотря на щели в полу, а мылись-то не только летом, но и зимой, в стужу.
А это предбанник.
Каменку разогревали и парились (мылись без мыла — были специальные травы, да средства). А после распаренные люди прямо скатывались вот в такое озерцо.
Зимой заранее прорубали место, заботились, чтобы о лед не пораниться.
Сам Пушкин ежедневно купался в реке, причем делал это вплоть до ноября. А зимой ходил по утрам в баню и окунался в приготовленный для него чан с ледяной водой, нередко и со льдом.
Это озерцо радует своими лилиями. Кстати, белые лилии занесены в красную книгу, потому что живут только в чистейших водоемах, а где теперь такие найдешь! Разве что на псковщине!
Думаю, что музей «Пушкинская деревня», может рассказать много интересного не только о деревне, но и о Пушкине, о его творчестве, о нас самих, наконец!
Отличный музей!