Я хочу немного рассказать о самом древнем из сохранившихся храмов в Пушкинском районе Московской области — о ЦЕРКВИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО в селе Комягино.
Мы посещали эту церковь дважды, один раз летом, а другой раз зимой. Оба раза она произвела на нас впечатление. От посещений остались фотографии, часть из которых я привожу в этой публикации.
Село Комягино расположено недалеко от города Пушкино на асфальтированной дороге местного значения, проложенной примерно в пяти километрах восточнее Ярославского шоссе параллельно ему, и связывающей между собой Ивантеевское и Красноармейское шоссе.
Раньше село состояло из двух сёл — собственно Комягино и Сергиево. Оба названия связаны с известным русским святым Преподобным Сергием Радонежским, который жил тут некоторое время в землянке, вырытой на склоне оврага. Потом у него произошёл какой-то конфликт с местными жителями, которые закидали его «комьями» земли (отсюда название «Комягино» или «Комьягино»). В итоге Сергий Радонежский перебрался отсюда на свою историческую родину — город Радонеж, а оттуда ушел дальше на север, где основал свой монастырь, известный теперь как Троице-Сергиева лавра в Сергиевом Посаде.
С середины ХVII века село принадлежало боярину, царскому стольнику Никите Ивановичу Акинфову. Некогда пустынные лесные места были пожалованы ему в вотчинное владение, после чего началось их заселение и благоустройство. В 1678 году здесь был возведен храм в стиле русского узорочья, который сохранился до нашего времени.
Храм преподобного Сергия Радонежского в селе Комягино является одним из лучших памятников архитектуры в Подмосковье. Кирпичный, бесстолпный, пятиглавый храм принадлежит к распространенному в XVII веке типу посадских и вотчинных церквей. В нем четверик завершен двумя ярусами кокошников, имеется трапезная, паперть с западной стороны, шатровая колокольня и северный придел преподобного Макария Желтоводского и Унженского.
Вход на колокольню сделан в толще стен. Первоначально к трапезной с севера примыкал ещё второй придел святого Григория Нисского, а с юга располагалась крытая паперть. Но их разобрали в середине XVIII века. Некогда украшавшие северный придел «муравленые» изразцы почти полностью утрачены.
В алтаре главного храма, слева от жертвенника, сохранилась резная белокаменная стена с именами строителей и благотворителей храма, которые поминаются за каждой Божественной литургией.
В 1721 году за сопротивление реформам Петра I Никита Иванович Акинфов был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь и пострижен в монашество с именем Иоанникия. После этого селом недолго владел внук Н. И. Акинфова — Николай Петрович Акинфов, который в 1729 году продал его Василию Аврамовичу Лопухину. Через 20 лет, в 1749 году, село выкупил граф Алексей Петрович Бестужев-Рюмин.
Из летописных источников известно, что: «…в 1680 году при храме числился поп Потап; в 1704 году — священник Иван Герасимов; в 1720 году — священник Иван Иванов; в 1887 году в храме служил священник Владимир Стефанович Разумовский; в 1895 году — Сергий Феодорович Костин».
На протяжении почти трехсот лет этот дивный храм служил духовным нуждам людей, а потом его постигла участь поругания. В 1929 году храм закрыли, варварски разграбили его, иконы XVII века выбросили в ближайший овраг, как ненужный хлам. Внутреннее убранство храма было полностью утрачено. Бесследно исчезли старинные кресты, мощевики и хоругви, которых, согласно описи 1924 года, в храме было немало. Планомерное разворовывание и разрушение храма велось местными жителями и членами колхоза «Красный Октябрь». Была снята железная кровля, обрешетка с крыш, выпиливались прутья из ограды, жители «добывали» и кирпичи из стен.
От полного разрушения храм спасла реставрация, проведенная во второй половине 1950-х годов. В 1955 году некие разумные люди во власти решили привести его в порядок как объект архитектурного наследия. Внешний облик храма восстанавливали в течение шести лет под руководством Льва Артуровича Давида. Акт технического осмотра тех лет передает ужасающую картину: трещины в сводах, разрушенные кокошники, разрытые полы. В процессе работ были заделаны трещины, восстановлены кокошники, кровля покрыта медными листами. Но и далее храм продолжал оскверняться, используясь не по назначению. Были в нем и магазин, и склад, и танцплощадка, и просто отхожее место.
В 1980-х годах была проведена повторная реставрация храма под руководством Бориса Львовича Альтшуллера, видного архитектора и реставратора. В ходе этой реставрации была восстановлена лепнина, резьба на наличниках окон и порталов, храм был покрыт медью, купола покрыты двухцветным деревянным лемехом. До начала 1992 года в храме находилась мастерская по изготовлению керамики.
Лишь в 1991 году храм был передан Церкви, а в январе 1992 года после многолетнего перерыва состоялась первая Божественная литургия, и началось возрождение храма тщанием жертвователей и трудами прихожан…