Посещение этого храма было от мысли — пока здесь, нужно и это охватить, когда ещё приеду… Оказавшись внутри, стало понятно, что приеду снова, а может и не раз. Я в курсе, что в елизаветинскую эпоху дворянству прививался вкус к развлечениям и утонченным удовольствиям, что при русском дворе в почёте были изящество и роскошь, но такой роскоши в православном храме я точно не ожидала увидеть: ярко-лазуревый цвет, позолота и удивительные зеркала. Где в храме вы видели зеркала? Ни в одном православном храме Вы зеркал не увидите, ибо, как нам говорят — иконы и есть зеркала божьи, в которые мы смотримся как в самого себя. Зеркала церковь запрещала использовать.
2
2
Ощущение такое — что вы находитесь не в храме, а большое зале для балов и маскарадных представлений (мы знаем, что Елизавета Петровна и её двор проводили жизнь в бесконечных увеселениях: маскарадах).
2
2
1
Между тем, этот храм был центром всех важных царских церемоний: здесь проходило венчание членов императорской семьи, придворных (Екатерина II любила проводить здесь обряды венчания своих фрейлин, великая княжна Мария Павловна-младшая в 1908 году венчалась с принцем Швеции Вильгельмом); крещение младенцев императорского Дома, родившихся в Царском Селе, среди которых были будущие императоры Николай I и Николай II. В этом храме прощались с императором Александром I.
Официальная надпись появления этого храма гласит: «Придворная Воскресенская церковь Большого Царскосельского дворца была заложена 8 августа 1745 г. в присутствии императрицы Елизаветы Петровны».
Четыре года после восшествии на трон Елизаветы Петровны в России появляется Елизаветинское Барокко — светское, взволнованно-праздничное и пышное, несмотря на то, что это храм православный. В эпоху царствования Елизаветы Петровны завершилось становление национального варианта императорского двора, сохранившего устойчивое сочетание православных обрядов с европейским богатством и великолепием, позволявшее достойно представлять Россию во внешнем мире.
2
2
Церковь поражала великолепием и красотой. Стены цвета берлинской лазури контрастировали с блеском золоченой резьбы иконостаса, колонны были обвиты резными гирляндами, десятки фигур ангелов наполняли храм. Три монументальных живописных плафона создавали ощущение бесконечности пространства. Помещение разделили на четыре части: алтарь, неф, хоры и места под хорами.
Архитекторы.
2
2
Первоначальный проект разработали архитекторы Андрей Квасов и Савва Чевакинский, но окончательный проект был сделан по чертежам Франческо Растрелли.
Архитектор 48 лет жизни отдал службе при российском императорском Дворе. Жалованье, увеличенное с 1200 до 2500 рублей в 1748-м, дошло до 3000 в 1762 году. Екатерина II пожаловала Растрелли по случаю своего восшествия на престол денежную награду в 5000 рублей. После воплощения его плана по перестройке и реконструкции Большого Царскосельского дворца, слава Растрелли, мастера русского барокко, достигла апогея.
2
2
2
Архитектурный шедевр Франческо Растрелли сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Многофигурную композицию плафона уничтожила бомба, попавшая в перекрытие. Живописная падуга была в плачевном состоянии — множество разрозненных, местами обгоревших, местами «нечитаемых» фрагментов. До разрушения библейские темы, воплощённые в 114 образах и трёх больших плафонов должно быть смотрелись великолепно.
Было несколько реставраций. Реставрационные работы во дворце начались только в 1957 году, в храме находился склад уцелевших дворцовой утвари и архитектурных деталей. В 1963 году были восстановлены купола.
Последняя реставрация завершилась 2019 г. при поддержке ПАО «Газпром». Исторический интерьер возрождали 350 специалистов — позолотчики, лепщики, резчики, живописцы. Сложной задачей стала для реставраторов работа с богатым золоченым убранством интерьера. Более 100 профессиональных позолотчиков возвращали былую роскошь и блеск многочисленным фигурам ангелов, сложным деталям и цветочным гирляндам. Всего через их руки прошло 5 тыс. деталей. Стоимость реставрации церкви составила около 900 млн руб. Они были выделены «Газпромом».
1
2
2
Реставрация церкви сопровождалась интересными находками и открытиями. В алтарной части реставраторы обнаружили за обшивкой иконостаса аккуратно сложенные детали золоченого декора церкви (182 фрагмента). Скорее всего, в послевоенные годы это сделали сотрудники музея в надежде, что к возрождению интерьера рано или поздно приступят. Мастера провели кропотливую работу по идентификации этих деталей, чтобы выяснить их историческое месторасположение. Из 54 фрагментов золоченой резьбы собрали одну створку Царских врат. Радостным событием стало обнаружение в «кладе» двух ангелов, украшавших алтарную сень. При работе с папье-маше (очень сложным, склонным к деформациям материалом) реставраторы находили внутри спрятанные записки с именами мастериц, которые создавали эти детали. Так до наших дней дошли имена Акулины Никифоровой, Параскевы Максимовой.
Тех, кто бывал в этой церкви, потрясал ее интерьер. При Елизавете Петровне стены церкви украсила деревянная золоченая резьба, выполненная под руководством Иоганна Дункера. Совсем недавно воссоздали и берлинскую лазурь, точно как при Елизавете Петровне. Елизавета Петровна утвердила темно-синий — цвет окраски стен церкви — берлинскую лазурь.
2
1
1
Императрица хорошо была осведомлена о модных цветовых гаммах Европы. Так, берлинская лазурь — пигмент, был открыт в 18 веке красильщиком по имени Дисбах в Берлине. Насыщенный тёмно-синий пигмент быстро завоевал популярность в Европе.
Немного из справки — берлинская лазурь — насыщенный темно-синий цвет, ближайший сосед Французской ультры (French Ultramarine) № 21. Изначально секрет изготовления берлинской лазури был засекречен. Но в 1724 году Джон Вудворт опубликовал рецепт, раскрывая тайны создания этого удивительного пигмента. Благодаря этому, берлинская лазурь начала производиться по всей Европе и стала широко использоваться в искусстве.
Берлинская лазурь стен гармонировала в контрасте с золотом шестиярусного иконостаса, созданного по проекту Растрелли, и золотыми рамами остальных икон.
2
1
1
Большинство утраченных икон принадлежали кисти братьев Мины и Федота Колокольниковых — ярких и самобытных живописцев из династии русских художников села Осташково. Образцами для новых произведений служат работы тех же мастеров в Николо-Богоявленском Морском соборе Петербурга.
Живописный плафон центрального зала «Вознесение Христово» в 18 веке создал итальянский мастер Джузеппе Валериани, а после пожара 1820 года его писал профессор живописи Василий Шебуев.
2
1
В алтаре на живописном плафоне «Слава Святого Духа» изображены лики ангелов в облаках, это работа академика Андрея Беллоли. Чудесные картины обрамлены позолотой.
1
2
1
2
Хоры представляют собой помещения на втором этаже церкви, окна которого раскрываются в строну алтаря. В 18 веке хоры использовались в качестве ложи, в которой находились членв царской семьи во время богослужений. Хоры связаны с галереей, соединяющей Царкскосельский дворец с Лицеем. Так и лицеисты могла попасть по этому сообщению в храм.
2
2
1
Вопрос кривых зеркал. Измучала смотрителей своими вопросами, но очень благодарю их за участие в обсуждении, за их терпение и благожелательность!
1
2
Дворцовая церковь с её золочеными куполами стала одним из символов музея-заповедника Екатерининского дворца. Без сомнений, этот храм Воскресения Христова — шедевр мировой культуры, что пропустить своим вниманием просто непозволительно.
2
1
*При покупке билета можно взять аудиогид (под залог) и воспользоваться гардеробом.
Адрес: Россия, 189620, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Садовая, д. 7