Церковь Воскресения Христова Екатерининского дворца была заложена 8 августа 1745 года, освящена 30 июля 1756 года в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. Первоначальный проект разработали архитекторы Андрей Квасов и Савва Чевакинский, но окончательный был сделан по чертежам Франческо Растрелли.
Золоченые купола церкви — один из символов музея-заповедника «Царское село»
1
В храме проходило венчание членов императорской семьи, придворных (Екатерина II любила проводить здесь обряды венчания своих фрейлин), крещение детей, среди которых были будущие императоры Николай I и Николай II.
Для туристов церковь открыта. Касса находится на первом этаже, вход рядом с лицейской аркой. В стоимость билета входит не только посещение церкви, но и осмотр части личных апартаментов великого князя Павла Петровича в Екатерининском дворце, а также аудиогид (под залог) .
Удивительно, но в церкви я была одна, чему была очень рада. Наверное, другие туристы спешили сначала увидеть парк и дворец (это понятно). Территория музея-заповедника огромная, как успеть увидеть хотя бы основную часть? А парки здесь прекрасные, и музеев много.
Церковь поражает. Елизавета Петровна знала толк в роскоши.
1
Стены цвета берлинской лазури, много золота, 144 иконы в роскошных рамах.
1
1
Особенность церкви — это отсутствие купола. Здесь потолок плоский с монументальным живописным полотном.
1
За годы своего существования церковь несколько раз горела. После пожара 1820 года ее реставрировал архитектор Василий Стасов, после второго пожара в 1863 году — архитектор Александр Видов. Но это не все испытания, которые выпали на долю дворцовой церкви.
С первых дней Февральской революции началось разрушение и разграбление памятников искусства и культуры. После отречения Николая II Министерство Императорского двора было упразднено, но уже в марте 1917 года был принят план действий по спасению культурных ценностей, в том числе пригородных императорских дворцов.
1
После Октябрьской революции дворцово-парковый ансамбль был превращен в музей, а лучшие здания города новые власти передали учебно-воспитательным и оздоровительным учреждениям для детей. Советская власть декларировала создание музеев быта, наиболее значимой частью которых являлись императорские дворцы (на их примере можно было ярко и доступно показать классовые различия).
1
1
Во время Великой Отечественной войны церковь серьезно пострадала - в помещении храма немецкими войсками был устроен гараж, почти все иконы были похищены, утрачен центральный плафон, купол разрушен прямым попаданием снаряда. С 1957 г. начались восстановительные работы. Купола дворцовой церкви были восстановлены в 1963г. При входе в храм установлено несколько витрин с фотографиями разрушений, а также показано как велись работы по восстановлению интерьеров.
1
Реставрация выполнена в 2015–2019 годах на средства ПАО «Газпром». Научным сообществом было решено не воссоздавать церковь в полном объеме, а расчистить и закрепить все, что сохранилось и может разрушиться.
1
Утраченный декор воссоздали в дереве и не стали покрывать золотом — посетителям понятно, что эти детали современные. В 18 веке для сохранности цвета мастера наносили краску на прогрунтованную ткань, закрепленную на деревянной панели. Реставраторы смыли старые слои краски и укрепили исторический слой с учетом старых технологий. В местах утрат краску наносили кисточкой, не затрагивая сохранившиеся фрагменты.
Сейчас в интерьере присутствуют три вида аутентичных декоративных элементов: деревянная позолоченная резьба (период Растрелли); позолоченные фрагменты из папье-маше (период Стасова); элементы из мастики (период Видова).
1
1
1
Напротив иконостаса на уровне второго этажа находятся хоры.
1
На хОры, более похожие на роскошный зал, можно подняться, помещение открыто для туристов. В этом зале пол и потолок не восстановлены в первоначальном виде — дань истории. Слева находится витрина с рисунком Зинаиды Серебряковой — с этого места она рисовала интерьеры церкви. С этого же места слушали службу императрицы — Елизавета и Екатерина II.
1
С одной стороны рисунка — ангелочки, сидящие на карнизе первого яруса, а с другой — несколько автопортретов. Рисунок Серебряковой хранился в частной коллекции, его выкупило частное лицо и подарило музею. В 1920-х художники бедствовали, Серебрякова также испытывала финансовые трудности. Она жила в Лицее, там было что-то вроде общежития для деятелей культуры. Государство пыталось как-то им помочь и директор музея заказал некоторым из них изображения интерьеров.
Распахнутое окно приглашало посмотреть на церковный зал с высоты.
1
1
Из окна хорошо видны позолоченные ангелочки на первом ярусе.
С хор можно было по переходу попасть в здание Лицея. Так, не выходя на улицу, лицеисты приходили на службу в церковь. Для туристовпереход закрыт, к сожалению.