Начала писать о Мирожском монастыре и о фресках. Несколько моих дней в городе (с интернетом) заканчиваются, а в деревне, куда собираемся вернуться, нет ни интернета (то есть очень слабый) и нет моей большой библиотеки (не все в интернете прочитаешь — книга бывает намного надежнее). О, лето!
В то же время хочется ко многому прикоснуться — как без этого! Вдруг оказалось, что я (волею судеб) была однажды в псковском захолустье, в деревне, с трудным, каким-то «абхазским» названием, куда удалился в 1996 году, изгнанный из Мирожского монастыря выдающийся иконописец, бывший наместник — архимандрит Зинон (Теодор), который, оказывается, расписал в Мирожском монастыре алтарь Стефановской церкви! Который возродил в этом монастыре традиции иконописной школы… Это я, в связи с посещением монастыря узнала и это все же, другой рассказ.
А еще невозможно писать сейчас о фресках, не заглянув в толстые книги, которые купила в Москве, когда была в Храме Христа Спасителя, в 2015 году. Там я впервые от жены безвременно ушедшего Юрия Холдина узнала об этом ярком человеке. Он был даже не фотохудожником. То, как он понимал свое профессиональное служение — это что-то большее. Его работа с фотоаппаратом в Ферапонтовом монастыре — это чудо, тайна, это подвиг и честность (как и у иконописца Зинона). Как об этом поведать сейчас! Слишком много разного из разных уголков страны, даже мира. Вот так и рождаются мои путешествия… Надо снова съездить в Мирожский (не досмотрела), надо в ту псковскую глубинку съездить. Жива ли та церковка (ведь машину рядом парковали), да не знали, что сюда приезжал на проживание изгнанный иконописец — здесь церковку построил, расписывал ее… Надо глубоко изучить творчество Юрия Холдина и поехать в Ферапонтов. Давно собираюсь. А еще и сицилийские фрески интересно было бы найти, посмотреть, сравнить. Правда ли, что одни и те же иконописцы расписывали в XII веке.
Если следовать всем этим «надо», то свой рассказ я напишу года через два, а то и вовсе не закончу — будут открываться новые факты, новые вопросы вскружат голову.
2
Поэтому предлагаю вашему вниманию рассказ о монастыре, с огромным чувством неудовлетворенности, что на сердце лежит (ведь друзьям хочется рассказать больше из того, что знаешь). Но, заключу повествование в рамку, словно фотографию. А дальше — новые путешествия, где надо побывать.
Только вот ведь! Потом непременно вновь что-то новое откроется. Бесконечный процесс познания. И это самое главное в путешествии для меня.
Итак, написав это небольшое вступление, перейду к тексту, который уже был начат некоторое время назад, но до сих пор не закончен. Буду завершать.
9
Что такое «побывать» в монастыре? Когда-то мы с мужем много паломничали, поэтому твердо знаю, что в монастырь — чтобы его понять, нужно не «заезжать» на время, но приехать на несколько дней, пожить, побывать на всех службах, получить «послушание». А еще поработать «во благо» — может быть на кухне, может быть в поле, — как игумен или игуменья распорядятся, когда благословят остаться пожить в святой обители.
Все это было… Тогда, мы приезжали, в основном, в разоренные монастыри, которые только начинали восстанавливаться, или уже были частично восстановлены великим трудом подвижников. За стенами тех монастырей чувствовалась и боль, и радость, и надежда, так что совместная молитва творилась легко, искренне, от сердца. И еще ясно чувствовалось, что за стенами монастыря, мы все, предстоящие и молящиеся находимся в ладошках Божьих.
Сейчас иное. Многие монастыри превратились и в туристические культурные объекты, так что толпы людей, с фотоаппаратами, знакомятся с монастырями хотя и неглубоко, но с хорошим чувством «жажды постижения».
3
В этот раз, мое посещение Спасо-Преображенского Мирожского мужского монастыря было не паломническим, а туристическим. Я знакомилась с историей древнейшей обители, конечно же, с благоговением зрела святыни, которые есть в каждом монастыре, и которыми обители дорожат, как истинным достоянием. Я фотографировала и, не спеша размышляла о времени и Времени. Эта глубокая философская дума всегда посещает нас в тот момент, когда мы приобщаемся к древности.
7
Мирожский монастырь был основан в середине XII века по благословению епископа новгородского и псковского Нифонта. Есть предположение, что святитель Нифонт был из греков, но то, что он был ревностным распространителем православия на Руси — это уже факт несомненный.
Монастырь был основан на левом берегу реки Великой, при впадении в нее речки Мирожки (мрежи — сети, тогда в реке было много рыбы и в этих местах рыболовы промышляли успешно).
Тогда один за другим были возведены два храма, причем фундаментом для строителей послужила известковая скала. Таким образом алтарная часть Стефановского храма представляла собою, как бы нос корабля, плывущего ко Спасению.
Для росписи другого храма — Спасо-Преображенского, св. Нифонт пригласил лучших, на то время, византийских мастеров.
Приглашенные, безвестные мастера потрудились на славу, расписав все пространство внутренней части церковного строения.
7
Известный философ Евгений Трубецкой в работе «Умозрение в красках», посвященной иконописи, обратился к яркому и справедливому образу, который сегодня бытует, назвав иконопись «Евангелием в красках».
Действительно, в стародавние времена, грамотных людей было немного, поэтому, посещая храм, даже неграмотный человек, не имеющий возможности самостоятельно прочитать Священное Писание, благодаря иконографии, мог, словно читать текст, через изобразительный ряд.
Росписи должны были, по слову Иоанна Дамаскина «Показать веру на стенах его» и фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря, всецело справлялись с этой задачей.
9
4
Фрески выделяются единством художественного замысла и, что особенно ценно — хорошей сохранностью. Есть мнение, что по стилю они напоминают византийские мозаики в некоторых храмах Сицилии того же XII века.
Что ж! Возможно их создавали одни и те же мастера.
В XVII веке фрески были забелены. Что именно было причиной такого действа, я не знаю, и точного ответа пока не нашла. Скорее всего, причиной было желание именно уберечь святыню от лютых врагов. Как бы там ни было, но именно этот акт помог фрескам сохраниться.
11
Ктати, некоторые исследователи отмечали, что иногда такая вынужденная консервация, уберегала святыни от поругания и уничтожения.
Подобно Спящей красавице, что до времени спала в ожидании принца, фрески «прятались» от недобрых глаз. Однако иногда так долго (Мирожский случай), что новые поколения о них уже и не вспоминали — память о сокрытом сокровище, канула в Лету, а скорее в реку Великую.
Возрождение фресок началось лишь в конце XIX века.
7
Замечательный археолог и историк искусств В. В. Суслов, вместе с его учениками открыл уникальные росписи из-под штукатурки.
Существует несколько способов реставрации — от просто консервации до обширного дописывания утраченного. Причем вкусы разных эпох отличались, так что в разное время преобладали (можно даже сказать о «тени моды») разные принципы, которые нравились и поощрялись.
6
В конце XIX века, осторожное и грамотное отношение к работе В. В. Суслова, не устроило духовенство монастыря. Так что указом Синода В. В. Суслов был отстранён от реставрации, а новые работники — артель владимирских иконописцев под руководством Н. М. Сафонова, занялись тем, что промыли древние росписи и переписали их в «древнем стиле», сохраняя при этом старую иконографию сюжетов.
5
Такое «подновление», состоявшееся в 1900 году вновь не устроило других реставраторов, с другими художественными воззрениями и в 1920-х годах началось еще одно, новое раскрытие фресок. Эти реставраторы не пугались потёртости красочных слоев, утраченные участки, отмывались ими от подновления и оставались уже в таком, исторически реальном, первозданном виде.
Сегодня половина площади — это восстановленная «первозданность», а половина — еще не «изжитое» подновление 1901 года.
3
Как видим, работа затянулась. Как удалось не потерять уникальный храм, вместе с уникальными фресками — это Бог весть…
5
Здесь, пока мы не дошли до Стефановского храма, самое время поговорить о непростой «военной» судьбе обители, которая за многовековую историю пережила много войн и нападений.
Находясь за пределами крепостных стен Пскова, монастырь был вынужден первым встречать врагов земли Русской.
Еще в 1299 году ливонские рыцари напали на монастырь и сожгли его. Как и другой древний монастырь — Снетогорский. Тогда был убит игумен Мирожского монастыря преподобный Василий Мирожский. Вместе с Иоасафом Снетогорским, также убитым немцами, эти мученики за веру являются местночтимыми святыми.
По преданию, мощи святого игумена Василия почивают под спудом в алтарной части Спасо-Преображенского собора вместе с мощами святого Авраамия
В 1581 году еще один завоеватель — Стефан Баторий установил на колокольне монастыря пушки, из которых стрелял по городу. Правда до того любовался городом, сравнивая его с Парижем и замечал, что в Польше таких красивых и больших городов нет.
Покровская башня, по которой стрелял король Баторий — все же была повреждена одним из снарядов. Недалеко от образовавшегося пролома впоследствии была построена церковь, которая и получила название «Покрова от Пролома». История так называемого «Покровского комплекса» — отдельная история, поэтому, не покидая Мирожской обители, перенесем разговор о том чудесном месте на другой случай.
8
В августе 1581 года Стефан Баторий и его стотысячная армия (это для того-то времени!) подошла к стенам Пскова, а уже в феврале 1582 года, после 200 штурмов, король Баторий с позором отошел от несгибаемого города.
Впоследствии спесивый польский властитель вспоминал: «Они в защите своих городов не думают о жизни, хладнокровно становятся на места убитых. Заграждают проломы грудью. День и ночь сражаются. Умирают от голода, но не сдаются»…
Об этом известный историк Николай Карамзин писал впоследствии:
«Псков спас Россию от величайшей опасности и память сей важной заслуги не изгладится в нашей истории, доколе мы не утратим любви к отечеству».
Но русские монастыри (Мирожский из их числа) были не только военными крепостями, в первую очередь это были культурные центры того времени.
В Мирожском монастыре велась Псковская летопись, имелась богатая библиотека и мастерская переписчиков, которые скопировали «Слово о полку Игореве». Монастырь славился своими иконописцами.
Но перейдем во второй — Стефановский собор, а если называть более правильно — это Храм Апостола и Первомученика Стефана.
6
Стефановская церковь является надвратным храмом на подклете. Построена церковь на месте более древней. Храм нарядный, окна и двери обрамлены колонками, с перехватами и фронтонами. В этом храме проходят регулярные Богослужения — не будем забывать, что это монастырь.
Храмовый иконостас представляет собой уникальные фресковые росписи работы архимандрита Зинона (Теодора), которого я очень уважаю.
5
Его книга «Беседы иконописца», что вышла в свет в 1997 году, хотя и небольшая по объему, но всегда стоит у меня на первой книжной полке.
Недавно в 2017 году книга вновь была издана, возможно, с какими-то изменениями, дополнениями — я не читала, но в интернете она продается.
Архимандрит Зинон (Теодор) — выдающийся иконописец современности, теоретик церковного искусства, педагог, один из первых лауреатов (1994 год), только что учрежденной тогда Государственной премии России. И в то же время священнослужитель, попавший под бессрочное запрещение в священнослужении, псковским митрополитом, изгнанный именно из этого Мирожского монастыря, вместе с его общиной в 1996 году. (Впоследствии Святейший Патриарх Алексий II снял прещение).
Не буду рассказывать эту историю, хотя все, что с нами происходит в этом мире, непременно свидетельствует и о направленности нашей молитвы, а иконопись — это именно молитва.
Коль зашли в Стефановскую церковь — почтим святыни этого храма. Вообще-то храм был закрыт, мне открыли по большой просьбе, поэтому времени, для того, чтобы оглядеться, было немного. Не смогла глубоко вникнуть в алтарную роспись, сотворенную Зиноном, лишь сделала несколько фотографий издалека — как удалось.
Иконописец Зинон (Теодор) всегда был привержен византийской традиции (всецело с ним соглашаюсь). Его роспись алтаря надо прочувствовать, у меня не было пока такой возможности. Поэтому ограничусь цитатой из «проспектика» для посетителя, интересующегося вопросом.
2
«Интерьер Стефановской церкви хранит драгоценную атмосферу подлинно Псковского средневековья. Иконостас облечен в строгие формы невысокой, каменной преграды, прорезанной триумфальными арками. Царские врата алтаря с изображениями „Благовещения“ и четырех евангелистов.
В боковые проемы алтаря помещены иконы архангелов Михаила и Гавриила, в замечательном обрамлении деревянной резьбы.
Две арки по сторонам Царских врат превращены в ниши-окна для главных фресок с заглавными священными образами Иисуса Христа и Богородицы. Неуловимо меняется даже сам цвет известняка: вкрапленные в массу серо-белого красивые красноватые камни превращают алтарь в драгоценную мозаику, переливающуюся благородными перламутровыми оттенками»
Среди главных святынь храма список с чудотворной иконы Божией Матери Мирожская-Оранта. Это современный список с иконы XVI века (та икона хранится в Псковском музее-заповеднике), а первая икона (ныне утраченная) была явлена псковичам в 1198 году (!)
4
На этой же иконе изображены и предстоящие перед Божией Матерью защитник Пскова князь Довмонт (XIII век), с его супругой княгиней Марией, внучкой в.кн. Александра Невского. Эта икона — история для отдельного рассказа, да и каждая икона — это рассказ. Может быть впоследствии напишу подробнее — в этот монастырь еще надо вернуться.
4
Выходим их Стафановского храма — сначала по древним ступеням вверх, потом вниз, и попадаем вновь на небольшую, но ухоженную территорию монастыря, ограниченную каменной оградой XIX века. Когда-то территория. Принадлежавшая монастырю, была огромной — некоторые сведения можете прочитать в моем, ранее опубликованном рассказе — не буду повторяться.
Здесь самое время упомянуть об архитектурном ансамбле Мирожского монастыря.
Архитекторы обычно не просто «строят» они «решают пространство».
Архитектурный ансамбль Мирожского монастыря занимает ключевое место в панораме левого берега реки Великой, образует как бы диагональ с знаменитым Троицким собором на другом берегу, что виднеется поодаль.
Главные сооружения монастыря, это конечно же, Собор Спаса Преображения (сер. XII века).
6
Стефановская церковь (XVII век), построенная на месте более древней (1406 год).
2
Колокольня, братский корпус (XVIII—XIX вв.)
2
3
Колокольня (1879 г.), с куполообразной кровлей, примыкает к Святым воротам, а к ней, в свою очередь примыкает двухэтажный Братский корпус, создавая парадный фасад.
6
Настоятельский корпус (XVII—XIX вв.) представляет собою деревянный этаж, надстроенный на древнем каменном подклете.
3
В монастыре многое именно «надстроено», поэтому и в настоящее время ведутся археологические раскопки, дабы обнаружить «старые камушки» — может быть что и расскажут…
1
Однако, главное достояние монастыря сегодня, все же уникальные фрески домонгольского периода.
В храм пускают всего на 20 минут, хотя, нередко, это время продлевается — служители понимают и не гонят…
Но нужно признаться, дополнительное время, мне мало что прибавило.
4
Для того, чтобы по-настоящему познакомиться с фресками, здесь нужно «поселиться» и вникать молитвенно, вообще не считая время. А так… знакомство.
6
Видела фрески в проспектах для туристов, прошедшие «техническую обработку» они звучат более громко и становятся понятнее — просто более выпукло дается изображение (фотографы думают, что они хорошо потрудились, а вот Юрий Холдин от таких работ страдал).
Вот и я не буду прикасаться к фрескам и «улучшать» их в фотошопе. Показываю, как фотоаппарат «взял».
2
2
Показываю, даже без комментариев.
3
4
4
Сейчас рассказывать о каждой фреске, для подобного «рассказа об объекте», не возьмется даже и специалист.
5
И мне, для того, чтобы глубже познакомиться с этими уникальными фресками, нужно еще и потрудиться, и поучиться.
4
В противном случае будет только демонстрация КАК БЫ осведомленности.
6
Я даже не всегда и не везде определила следы столь разных реставраций… Просто не являюсь специалистом в этой области.
3
2
В притворе храма мы тоже увидели фрески. Эти фрески обнаружены при раскопках в 1974 году, в Давмонтовом городе, в Церкви Воскресения Христова 1383 года постройки (сейчас от этой церкви остался только фундамент). Фрески обнаружены и перенесены специалистами Эрмитажа, под руководством А. Г. Шейниной.
3
Да, время безжалостно. Однако есть и другие беды, не уберегавшие (как забелевание фресок), но и разрушавшие уникальные творения наших предков, и это не только многочисленные войны, но и богоборчество недавних поколений, а также стихийные силы.
В притворе храма мы видим, рядом с историческими реликвиями, отметку о подъеме воды — монастырь не раз затапливало. Последнее бедствие было совсем недавно, в 2011 году.
1
Я помню объявление в новостях: «Уникальные фрески в опасности! Люди! Помогите! Приезжайте спасать».
4
И люди поехали. Со всех концов России, да наверное, и не только России.
Я помню…
Вот такой он — Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь. Основанный в 1156 году…
4
Побывала, провела в нем почти целый день, а кажется, что, только и постояла на пороге, да чуть-чуть дверь приоткрыла туда, где времени и вовсе нет, а есть только ТАЙНА ВЕЛИКАЯ.
2
4
Приоткрыть ту дверь сегодня каждому можно (это радость), только вот войти, чтобы встретиться с Великим, это и труд великий.
2
Не всем удается даже первый шаг сделать, ведь сфотографировать и запечатлеть что-то, и с порога можно. Да все же жизнь человеческая дана для познания Истины. Так еще древние мудрецы утверждали.