История Пронской Спасской пустыни корнями своими уходит в начало XVII столетия.
Источники XVII века позволяют получить более полное представление о монастырях, вотчинниках и о землевладении духовенства в целом. В XVI веке (к концу столетия) многие монастыри прекратили свое существование. Скорее всего, в это же самое время и была основана Спасская общежительная пустынь. Достоверно неизвестно кто был основателем Пронской Спасской пустыни, и когда она была основана. Однако в писцовых книгах 1640 года князя Борзецова указано, что в исчислении разных угодий, принадлежащих стрельцам старой слободы, сказано, между прочим, что у них был выгон против «Спасского монастыря» общий с новыми стрельцами.
Пронская Спасская мужская пустынь находилась «близ уездного города Пронска от Рязани в 50 верстах», на левом возвышенном берегу реки Прони.
Следующее упоминание о Спасской пустыни относится к 1724 году, когда встречается известие о переведении братии из Спасской Преображенской пустыни в Скопинский Троицкий монастырь и об упразднении пустыни, хотя и на короткое время. Это произошло по именному Указу Петра Великого от 5 февраля 1724 года, согласно которому предписывалось упразднить монастыри с малой численностью монахов, а оставшихся монахов перевести в более крупные монастыри. До возобновления обители в середине XVIII века, в ней, судя по описям за 1739 и 1749 года, находились две деревянных церкви.
В 1765 году каменная церковь была облагорожена стараниями помещика Ивана Ивановича Бурцева, прах которого покоится в Спасской пустыни. Видимо вклад и усердие Ивана Ивановича в обустройство обители были так велики, что в дальнейшем в описаниях пустыни его упоминают как строителя храма. Переустройством келий для настоятелей и братии (до этого времени они были деревянные и крыты соломой) занялся уже его сын — Андрей Иванович Бурцев, который, вероятно, построил и каменную ограду вместо плетневой.
В 1826 году жители города Пронска и его окрестностей высказали пожелание об учреждении 6 августа ежегодного крестного хода из Пронского собора и всех церквей города Пронска в Спасскую обитель, о соизволении чего и вышел Указ Рязанской консистории.
К началу XX столетия Пустынь представляла собой довольно благолепный монастырь, в котором было три храма. Третья церковь каменная с одним престолом во имя сошествия Святого Духа на Апостолов, холодная, была устроена в жилом помещении на третьем этаже. Эта церковь была построена на средства помещицы Варвары Алексеевны Любавской, а после её смерти достроена на благотворительные средства и освящена в 1903 году.
В 1918–1919 годах она была закрыта, а имущество передано в ведение Уотсобесов и землеотделам. Наступил 1919 год, а с ним и продолжение волны закрытия монастырей, репрессии духовенства. Обитель разорили, а монахов выгнали.
В сороковые годы в зданиях монастыря был размещен детский дом, затем Пронская специализированная (коррекционная) школа-интернат, существовавшая от времён окончания Втрой мировой войны.
Размещение детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, помогло сохранить здания обители от полного разрушения, хотя и не в первоначальном виде — не сохранились два храма обители: на месте Троицкого построили дом, а Свято-Духовский на третьем этаже братского корпуса был снесён; Трехсвятский храм «обезглавили», снеся барабан и купол, и переоборудовали в жилое помещение.
В феврале 2011 года по благословению правящего архиерея Рязанской епархии началось возрождение Пронской святыни.
2 октября 2013 года синод РПЦ в связи с прошением митрополита Рязанского и Михайловского постановил открыть Спасо-Преображенский Пронский мужской монастырь, и его настоятелем назначен игумен Лука Степанов.
Игумен Лука с 2002 года возглавлял кафедру теологии Рязанского университета, в котором учится певица Максим. Она часто приезжает в этот монастырь и является духовной дочерью игумена Луки.
Обновлены водоснабжение и канализация; отреставрирован и расписывается Трёхсвятительский собор монастыря; в монастырь вернулась одна из самых чтимых святынь обители — икона Божьей Матери «Утоли моя печали».
Мы попали сюда на вечернюю службу.
Посмотрите на интересный крест.
Наш гид по городу Елена предположила что внизу креста полумесяц. Она в недоумении, ведь полумесяц атрибут мусульманский. Я сначала предположил что это изображение лодки, однако теперь думаю что это просто орнамент-украшение креста. Какие мнения будут у туристеровцев теологов-богословов?
Для монастыря на Святой горе Афон написана икона «Споручица грешных», взамен утраченной в революционное лихолетье — этот образ с торжественным крестным ходом встречали жители пронской земли и духовенство.
Образ этот с благоговением хранится в храме монастыря как приемник благодати утраченной святыни.
Работает гостиница, где могут остановиться паломники, начинаются работы по восстановлению храма Святой Троицы.
Здесь находят приют бывшие осужденные. Они работают за кров и еду в монастыре.
Тепличное хозяйство монастыря.
В подготовке материала использованы сведения из Википедии