Прежде чем говорить про обитель, хочется разобраться с определением монастырская пустынь? Что можно считать монастырём, а что попадает под понятие пустынь?
Монастырь — религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.
С III века, вследствие быстрого распространения христианства, строгость жизни среди христиан стала ослабевать, подвижники стали жить в горах, пустынях, вдали от мира и его соблазнов. Такие подвижники назывались отшельниками и пустынниками, они и заложили основные принципы монашеской жизни.
Пустынь — монашеское поселение в традиции русского православия, обычно удалённый от основного монастыря.
Пронск уже давным-давно не шумный купеческий город, а тихий провинциальный посёлок. Спасо-Преображенский монастырь от Пронска на удалении. За ним глухомань. Никакие машины мимо не проезжают. Так что, сиё место вполне подходит под определение — монастырская пустынь.
В декабре 1237 года Пронск оказался полностью разрушен монголами. В XV веке возродился, сыграв важную роль в борьбе между Москвой и Рязанью.
История Пронской Спасской пустыни уходит корнями в начало семнадцатого столетия. Именно в этот период она впервые упоминается в летописях.
4
Неизвестно кто был основателем и с какого года начинается история монастяря. Первый каменный храм появился в 1763 году. На тот момент братия состояла из трёх монахов: игумена, иеродиакона и иерея.
XX век оказался наиболее сложным. В 1919 г. монахов разогнали, а обитель закрыли. Забытый монастырь ветшал и разрушался. В течении 95 лет не значился среди монастырей Русской православной церкви.
В сороковые годы здесь разместился детский дом, что помогло сохранить здания от полного разрушения.
1
Для сотен детишек-сирот бывшая обитель стала родным домом.
2
У многих на руках были клейма, свидетельствующие о временах их тяжкого заключения в немецких концлагерях.
Дети по-своему осознавали святость того места, где они жили. Несмотря на полное отсутствие духовного или церковного образования, какая-то таинственная связь все-таки установилась между сиротами и святыми.
1
В 2011 г. началось духовное возрождение. В октябре 2013 г. по решению Священного Синода был вновь открыт Спасо-Преображенский Пронский мужской монастырь и его настоятелем назначен игумен Лука (Степанов).
На долю первого игумена выпало самое сложное — возрождение из руин.
3
Глядя на Троицкий храм, попросту не верится, что ещё совсем недавно он представлял груду развалин.
1 из 2
3
Мой визит пришёлся на последний день Успенского поста. На Руси Успение Богородицы традиционно называют «малой Пасхой».
В связи с особым почитанием Богородицы большая часть храмов России начиная с XII–XIII веков освящалась в честь праздника Успения.
Трудницы готовились к празднику. Они несли в церковь корзину с символическими кирпичами. Их разложат, создавая инсталляцию усыпальницы, которая окажется пуста.
Как Христос в третий день пробудился от смертного сна и воскрес телесно, так и Успение Богородицы оказалось всего лишь кратковременным сном.
Христос воззвал Ее от смерти к вечной жизни, и в третий день апостолы убедились, что Она не просто жива: теперь она пребывает с нами всегда и везде, утешая и поддерживая нас на пути ко Христу.
На примере Богородицы мы убеждаемся: Воскресение Христово действительно стало победой над смертью для всех, кто пребывает в общении с Ним и старается следовать Его заповедям.
Троицкий храм красиво расписан.
1
На изучение иконостаса и фресок у меня ушло не менее десяти минут.
1
Что особо приятно, разрешили фотографировать.
1 из 2
4
В храме три почитаемые святыни: Образ Божией Матери «Споручница грешных», икона Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали», частица мощей апостола и евангелиста Луки.
«Утоли моя печали» после долгих скитаний по складам и музейным запасникам в монастырь была возвращена. До революции икона находилась именно здесь.
Образ «Споручница грешных» в советское время оказался утрачен. Афонские монахи написали точную копию и подарили её монастырю. Святыню торжественно встречали Крестным ходом.
Ковчег с частицей был вложен в икону апостола, написанную теми же иконописцами, которые создали иконостасы Трехсвятительского собора
Думаю, читатель поймёт, фотографировать столь значимые святыни я не решился.
В 1913 году по штату были положены: настоятель, два иеромонаха, два иеродиакона и два послушника, а проживали: настоятель, схиигумен, десять иеромонахов, шесть иеродиаконов, шесть монахов и пятнадцать послушников.
2
Сейчас в обители игумен, два послушника и около десятка трудников. Большинство последних ещё не определились: быть ли монахами или вернуться в мир.
Здесь нет суеты присущей большим и известным монастырям. Тишина настраивает на размышления. Можно приехать на один или несколько дней. Для паломников имеется гостиница.
Значимую помощь монастырю оказала и оказывает певица МакSим — Марина Сергеевна Абросимова (по матери Максимова).