В пятнадцати километрах от города Воскресенска, на реке Нерская — левом притоке реки Москвы, расположился посёлок имени первого наркома продовольствия в советском правительстве Александра Дмитриевича Цюрупы.
Посёлок был образован в 1935 году и «вобрал» в себя два древних села — Ванилово и Левычино, которые были основаны ещё в домонгольское время — в XII-первой трети XIII веках — и были разгромлены татаро-монголами зимой 1237–1238 годов. Позднее, уже в XV веке, деревни возродились на старом месте.
Очень интересны названия обеих деревень. Таких названий — Левычино и Ванилово — не удалось найти ни в одной из областей Нечерноземья России. Среди населения округи в те далекие годы преобладали меряне, поэтому и названия у обеих деревень мерянские — Ванилово (Сторожево) и Левычино (Коровниково). Язык мери до наших дней не сохранился.
Западнее Ванилова некогда находился погост Милино (ранее деревня Минина), в нём стояла деревянная церковь св. Георгия. В Писцовой книге Коломенского уезда 1577–78 годов записано: «Село Мининское, что была деревня Минина по конец поля реки Мерска, а в нем церковь Христова Страстотерпца Георгия…». Мерской здесь именуется река Нерская, которая названа так, предположительно, по названию угро-финского племени меря, жившего на этой территории. В XIX веке Милино слилось с Ваниловым, позднее Ванилово полностью поглотило древний погост.
Когда-то эти земли принадлежали Собакину Василию Степановичу Старшему. Род Собакиных был одним из многочисленных служивых, но нам он известен в связи с определёнными обстоятельствами — Иван Грозный, решив сочетаться третьим браком, выбрал себе в невесты Марфу Васильевну Собакину, но через две недели царица Марфа скончалась.
1
Из интернета
После этого Василий Степанович попал в опалу и был пострижен в монахи. Существует предположение, что именно он и построил деревянную церковь «Христова Страстотерпца Георгия». В Дозорной книге Патриаршего Казённого Приказа за 1680 год (т. е. через сотню лет после первого упоминания) встречается её описание: «В вотчине Никольского Угрешского монастыря от деревни Ванилово с полверсты на речке Мерске, едучи от Москвы по Касимовской дороге в 60 верстах, от тея дороги направо в трех верстах церковь великомученика Георгия деревена стоит без пения впусте, а в церкви царские двери и деисусы, на престоле Евангелие в десть (в целый печатный лист); евангелисты басемные (из тонкого листового серебра), да на жертвеннике сосуды оловянные все в целости, и крестьяне деревни Ванилова сказали: «построена-де та церковь и впусте стоит издавна…».
Согласно местному преданию древняя церковь сгорела. В 1791 году жители Ванилова построили второй храм, тоже деревянный, который освятили во имя того же святого. Этот храм рано обветшал, что послужило одной из причин строительства нового каменного.
5
Каменный храм решили возвести в новом месте — на поле между селами Ванилово и Левычино. Крестьяне, владевшие этим полем, пожертвовали четыре десятины на постройку церкви и домов для причта. Также помогли в её постройке почетные жители села Александр Ефимович и Пётр Ефимович Байдаковы.
5
Проект заказали московскому архитектору, мастеру храмовой архитектуры периода поздней эклектики, Павлу Петровичу Зыкову, и 17 мая 1881 года церковь была заложена. Строительство продолжалось около четырех лет. Наконец, 28 ноября 1885 года состоялось великое освящение нового храма с тремя престолами: в честь Тихвинской иконы Божией Матери, великомученика Георгия Победоносца и святого благоверного князя Александра Невского.
3
Каменное здание выстроено в псевдорусском стиле с шатровыми завершениями храма и колокольни. Здесь использовано множество деталей, привлекающих взгляд — резные, будто украшенные кружевами, кокошники и карнизы, полуколонны разнообразной формы, мозаика.
3
Сейчас церковь, выкрашенная в жёлтый и белые цвета, выглядит очень нарядно, но ещё не так давно она имела белый монохромный вид.
5
Роспись Георгиевской церкви необычна. Это не привычная для ХIХ века академическая живопись по готовым образцам, а именно авторская. По мнению специалистов, творцом эскизов мог быть великий русский художник Виктор Васнецов. Возможно, храм расписывал кто-то из его учеников или последователей.
4
Во время нашего посещения в церкви начиналась служба, было неловко беспокоить верующих и фотографировать, поэтому сделала на скорую руку фотографии в приделе святого благоверного князя Александра Невского
5
В советское время церковь не закрывалась, поэтому в ней сохранились старинные паникадила, утварь, деревянные резные иконостасы.
3
По вышеизложенной причине фото прилагаю с сайта церкви
1
На территории церкви находится несколько захоронений, одно из которых — под металлической сенью — привлекло нас. Оказалось, что здесь захоронены купец и промышленник Алексей Герасимович Гусев и его семья.
2
История села Ванилова начала XX века тесно связана с развитием бумажно-ткацкой и красильно-апертурной фабрики А. Г. Гусева, выстроенной в 1900 году. До 1917 года фабрика являлась основным центром занятости жителей окрестных деревень. После революции фабрика была национализирована и получила название «Трудящийся рабочий», а затем в 1928 году стала называться в честь А. Д. Цюрупы. Поначалу имя наркома носила только Ваниловская фабрика, но в 1934–1935 годы возник рабочий посёлок имени Цурюпы.
В заключение хочу сказать — с посёлком я знакома давно:), ещё с юности, когда мы купили дом неподалёку. Много раз от местных жителей слышала название села Ванилово, но вот с его богатой и интересной историей познакомилась только сейчас. Мы порой многое знаем об удалённых уголках нашей Родины или даже Мира, и совсем не задумываемся о тех местах, что находятся у нас рядом, буквально в двух шагах.