Впервые я пишу отзыв об объекте, который посетил второпях и обследовал поверхностно. Это вызывает у меня чувство неудовлетворённости и желание приехать туда снова. Усадьба Нечаевых в селе Полибино, состоящая из обширного парка и огромного дворца посреди, знаменита также первой башней-гиперболоидом инженера Шухова.
2
Четырежды с 2013 до 2018 года я так или иначе пытался попасть в эту усадьбу и всё время что-то мне мешало исследовать её как следует. И в село Полибино с разных концов заезжал, и усадебный парк с разных сторон видел, не раз. Как-то даже увидел дворец и гиперболоид, но разные обстоятельства возникали с завидным постоянством. И, вот наконец в пятый раз в 2020 году я снова запланировал поездку в Полибино, а тут этот карантин и дистанционная работа, отнимающая всё свободное время и даже больше…
Эпизод первый
На календаре было 11 июля 2013 года…
Обследуя водозаборные скважины в Данковском районе, мы продвигались вниз по-над Доном по дороге Воскресенское — Бегичево — Садовый — Нелядино — Хитрово — Полибино. Кстати, в Бегичево в 1891–1892 годах длительно пребывал Л. Н. Толстой. Боролся с двухлетним Царь-голодом. Дорога эта грунтовая, местами проходит через броды, преодолеть которые даже проще чем грязь на улицах в Нелядино, например. Но виды открываются красивые.
1 из 4
5
Дорога по-над Доном между посёлком Садовый и деревней Нелядино
Наконец, минуя обработанные поля, въехали в Полибино с севера. Первая же скважина у крайнего дома оказалась под охраной свирепой стаи гусей (см. последнее фото ниже).
1 из 4
2
Убранное поле к северу от Полибино
В такой работе конфликтовать с местным населением не стоит. Ведь приходится обследовать скважины, являющиеся единственным источником питьевой воды для аборигенов. При подобных случаях они реагируют порой агрессивно и, если аборигены являются гусями, — это ещё неплохой вариант. Об одном таком случае, закончившемся благополучно неделей раньше, можно прочитать в моём рассказе «Скородное — семь дворов».
Поэтому предпочли изменить маршрут и решили не въезжать в Полибино, а сразу двинуть по хорошему шоссе через деревню Осиновые Прудки в большое село Берёзовка с прекрасной, полуразрушенной-полувосстановленной Дмитриевской церковью. Церковь Дмитрия Солунского имеет прямое отношение к полибиской усадьбе, но о церкви нужно делать отдельный отзыв.
Эпизод второй
Прошло два дня…
И мы снова предприняли попытку обследовать полибинские скважины. Въехали в село со стороны Берёзовки, но к сожалению уже после обеда. План обследования на день кроме собственно полибинских скважин предусматривал ещё несколько деревень вниз по Дону: Верхняя Павловка, Нижняя Павловка, Медведчино и большое село Долгое. Поэтому не вылезая из машины впервые увидели и башню Шухова, и дворец Нечаевых, и парк усадебный. Не рассмотрели толком, но запомнили и решили вернуться. Увидели хорошо только южный край парка снизу из балки Дальний Колодец.
1 из 3
4
Осыпь на борту балки Дальний Колодец под Полибинским парком
Однако сразу после Дальнего Колодца началась совсем другая, не менее захватывающая история, о которой можно прочитать в моём большом очерке «Стрешнево: ландшафт как свидетель истории» и коротком рассказе «Верхнедонская геология: октябрьские виды». Из Стрешнево с другой стороны Дона, куда мы прибыли через неделю, смогли рассмотреть парк с восточной стороны. Но это я за попытку исследования усадьбы не считаю.
1 из 5
7
Вид на фоне Полибинского парка
Эпизод третий
Прошло два года…
На календаре было 23 августа 2015 года и мы специально двинули в любимый Данковский район. На этот раз уже не по работе, а для души. Переночевали в палатке на Осиновой горе (см. очерк «Стрешнево: ландшафт как свидетель истории». Глава 3. «Возвращение»), но вместо спокойного созерцания красоты, получив тревожное сообщение из дома, свернули лагерь и по дороге назад быстренько заскочили в Полибино. Прежде сделал панораму с восточной стороной полибинского парка и донской долиной.
1 из 2
1
Вид с Осиновой горы на север вдоль долины Дона в сторону Полибинского парка (слева). За ним – коттедж из нового коттеджного посёлка за Полибино (москвичи строят, но вяловато). Правее чёрная труба – водонапорная башня в деревне Верхняя Павловка. Вдали – Катараева гора
Времени на осмотр у нас было немного, нужно было к вечеру быть уже дома, а дороги здесь небыстрые… Поэтому покажу ниже что удалось осмотреть за час. Фотографий конечно много больше, но совсем уж мрачные руины, древние и недавние, показывать не хочу.
Если отъехать от центра Полибино, отмеченного сельсоветом, магазином и новой церковью, 300 м к югу, то сразу после новой школы откроется обширный, явно поддерживаемый прекрасный вид, который иначе как на панораме не отобразить. Смотрите главный фасад начиная со второго фото.
1 из 4
1
Подъездные дороги ко дворцу и башне сейчас заасфальтированы. Вид от школы
Слева позади стоит та самая башня Шухова. Основную часть пространства занимает дворец в классическом стиле с двумя флигелями-павильонами, соединяемыми аркадами-галереями. Интересно, что полная длина сооружения ровно 100 м. Оно вытянулось по азимуту точно 15°. Очевидно планировке уделялось большое внимание. Однако кусты, стихийно выросшие справа даже и не позволяют увидеть всё разом. Ниже смотрите больше фотографий и исторический очерк.
Эпизод четвёртый
Прошло ещё три года…
На календаре было 26 июля 2018 года. Мы обследовали бесхозяйные скважины Данковского района. В Полибино их не было, заезжать мы сюда не планировали. Были объекты в брошенном агрокомплексе на левом берегу Дона напротив большого села Долгое. Переправившись через реку не смогли отказать себе в удовольствии заглянуть в Стрешнево хотя там тоже не было бесхозных скважин и получался крюк 20 км по разбитым грунтовкам. Но там такая красота, что не пожалели ни времени, ни бензина. Попав в Стрешнево, поснимали Казанскую церковь. И вместе с ней в кадр конечно попал Полибинский парк на другом берегу Дона.
1 из 3
6
Пшеничное поле над Казанской церковью в Стрешнево. Справа за Доном – Полибинский парк
На календаре было 17 октября 2018 года. Мы поехали брать пробы воды из тех скважин, что обследовали в июле. Об этом можно прочитать в рассказе «Верхнедонская геология: октябрьские виды». Тогда мы снова проехали через Полибино. Я хотел приблизиться к дворцу и башне, убедиться, что они ещё не рухнули, оценить их состояние. Однако октябрьские дни коротки, а нам ещё предстояло перебираться на восток Данковского района за Дон. Поэтому только проехали между прудом и полибинским парком, ничего так и не увидев кроме верхушки башни…
Исторический очерк
Начну в обратном хронологическом порядке с того, что в настоящий момент усадьба совсем не заброшена, на неё выделяют огромные деньги из федерального, областного и муниципального бюджетов. Полибино под именем туристско-рекреационного кластера «Шуховский» попало в программу развития внутреннего туризма. О Полибино заговорили в таком ключе ещё в 2014 году.
1 из 4
1
Вид справа на главный дворец, правый флигель и аркаду-галерею между ними. Справа виден полукруглый торец флигеля
Программа была рассчитана на 2015–2018 годы, на неё выделили для всей Липецкой области только из федерального бюджета 10,9 млрд. руб. Из этих средств в Полибино было сделано в 2018 году — проложили асфальт на подъездных дорогах, заасфальтировали лужайку перед главным фасадом для автостоянки. В 2015 году за счёт благотворителей приладили как надо болтавшуюся на одном болте лестницу на Шуховской башне.
Предыдущий этап в жизни Нечаевской усадьбы закончился в 2012 году вместе со смертью Ивана Кузьмича Локтионова, жителя Полибино, который почти полвека был её преданным и бескорыстным хранителем. Ему, а не богачу Нечаеву-Мальцову писал академик Андрей Сахаров. К нему приезжали Евгений Евтушенко, Александр Солженицын, Иосиф Бродский, Анна Ахматова (хотя Ахматова и к богачу тоже ездила). Собственно благодаря Ивану Кузьмичу усадьба и сохранилась вместе с дворцом и башней. Он не только постоянно писал во все органы советской и российской власти, но и сам реставрировал что мог.
1 из 4
4
Вид на задний фасад. Слева – открытая дверь, вход в правый флигель, из которого можно попасть в галерею, а оттуда – в часть помещений дворца
В 2010 году усадьбой заинтересовался Зураб Церетели. Собирался сделать здесь Дом отдыха для сотрудников Академии художеств. Да что-то не срослось… Но актовый зал из левого флигеля выселили и он стал разрушаться. В 2011 году Шуховской башней озаботился Минкульт России, даже выделил деньги на антикоррозионную обработку и укрепление фундамента.
В 2007 году была проведена частичная реставрация. Отремонтировали кровлю и заколотили железом окна-двери в большей части здания. А левый флигель сделали вполне сносным и отдали под актовый зал школе. В это же время стремительно пересыхали пруды. Когда исчез маленький не известно, а средний, судя по спутниковым снимкам, высох между 2006 и 2009 годами. Остался один только, большой.
1 из 2
5
Лестница в правом флигеле. Видна копоть от пожара 1986 года
В 1986 году здание сильно обгорело. Следы пожара в виде закопчённых стен и потолков видны до сих пор.
В 1974 году Совмин СССР объявил дворец в стиле палладианизма, башню Шухова, английский парк, сад и каскад прудов памятником архитектуры союзного значения. Тогда из дворца выселили коммуналку.
1 из 4
1
На галерее между правым флигелем и главным дворцом
Во времена раннего и зрелого социализма во дворце чего только не было: Дом культуры, магазин, правление совхоза «Полибинский», общежития работников совхоза.
Война миновала эти места стороной, хотя и подошла совсем близко. К 4 декабря 1941 года линия фронта образовала выступ в районе Епифани таким образом, что правый (южный) фланг немцев протянулся частично вдоль Дона по линии Грибоедово — Чернава. А это от Полибино по прямой всего в 7,5 км к северу. Но фашисты тогда всеми силами стремились к Москве, так что им было не до нечаевской усадьбы. К тому же она располагалась на другом берегу. Уже 16 декабря немцев откинули на 100 километров к западу.
1 из 3
2
Вход в левый флигель. Здесь до 2011 года был актовый зал полибинской школы
А до Октябрьской революции весь цвет российской культуры пользовался гостеприимством мецената Юрия Степановича Нечаева-Мальцова (1834–1913): И. К. Айвазовский, А. А. Ахматова, А. Н. Бенуа, В. В. Васнецов, О. Л. Книппер-Чехова, К. А. Коровин, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, Л. Н. Толстой, И. В. Цветаев. Во дворце имелась богатая библиотека, которой с удовольствием пользовался Толстой когда работал над романом «Воскресение». Кстати, главного героя романа зовут Дмитрий Нехлюдов — начало и конец фамилии как у строителя усадьбы — Нечаева, которого тоже звали Дмитрием.
Нечаев-Мальцов выделил деньги на строительство упоминавшиеся нами ранее мемориальной Дмитриевской церкви в мавританском стиле в честь павших на Куликовской битве в селе Берёзовка (1891). Архитектор — Александр Никанорович Померанцев (1849–1918). Фрески расписывал Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926). Кровлю, лестницы и прочие конструкции проектировал инженер Владимир Григорьевич Шухов (1853–1939). Церковь была построена не в Полибино, а в 15 км от него в Берёзовке, так как это село стоит на старой Московской дороге, по которой и шёл возможно Мамай на Куликово поле. И снова Шухов построил в 1896 году для Нижегородской промышленно-художественной выставки ажурную 37-метровую водонапорную башню гиперболоидной конструкции, которая стала первым в мире такого вида сооружением. Нечаев-Мальцов купил её и в том же году перевёз в Полибино. С тех пор она так и стоит.
1 из 2
2
Шуховская башня. Объём бака 9 м³. Верится в это с трудом. Мой опыт подсказывает, что, если смотреть снаружи, не меньше 20. Правда внутри бака пролегает вертикальный лаз наверх. Его диаметр не ясен, поэтому может всё же и 9 м³
Отец Нечаева-Мальцова Степан Дмитриевич Нечаев (1792–1860) родился и умер в этой усадьбе. Интересен он тем, что владел землями, в пределах которых, как он сам считал, в 1380 году произошла Куликовская битва. В связи с этим Степан Дмитриевич способствовал установке в 1850 году на месте битвы той самой 30-метровой мемориальной колонны, которая стоит там и сейчас. Также С. Д. Нечаев собрал коллекцию антиквариата, имевшего отношение к Куликовской битве, из которой в своём дворце создал музей. В 1917 году музей закрылся.
Построен дворец в изначальном виде без флигелей был при отце С. Д. Нечаева — Дмитрие Степановиче Нечаеве — архитектором Василием Ивановичем Баженовым (1737–1799) в XVIII веке, но точная дата не известна. Флигели с галереями достроены уже в XIX веке.
Жена Дмитрия Степановича — Анна Ивановна (до замужества имевшая датскую фамилию Сиверс) — приобрела село Полибино в 1785 году, значит раньше здесь дворца быть не могло.
До этого село находилось во владении потомков стольника Богадана Фёдоровича Полибина (?-1698), получившего окрестные земли за заслуги перед Петром I. По фамилии его и получило название село Полибино.