Церковь Рождества Богородицы в селе Подмоклово — очень интересное сооружение петровской эпохи, которое воплотило в себе черты западноевропейского барокко. И неожиданно увидеть подобную церковь именно здесь — вне города, на границе трех областей: московской, тульской и калужской.
Немного истории. В то время служивший комнатным стольником* Петра I, Григорий Федорович Долгоруков получил Подмоклово при бракосочетании в 1682(?) году с Марией Ивановной Голицыной в качестве приданного. Строительство церкви началось в 1714 году. Работы были приостановлены осенью того же 1714 года в связи с указом Петра I о запрещении каменного строительства по всей стране, кроме Санкт-Петербурга, и возобновлено спустя несколько лет. К внешней отделке здания приступили в 1720 году. В 1723 году, когда строительство было почти завершено, Г. Ф. Долгоруков скончался. Работы прекратились. Освящение церкви состоялось лишь в 1754 году.
Один из архитектурных прототипов Церкови Рождества Богородицы — Темпьетто архитектора Браманте в Риме. Это отдельно стоящая капелла-ротонда, построенная в 1502 году во дворе монастырского комплекса Сан-Пьетро-ин-Монторио.
Источник. Схема расположения скульптур 12 апостолов и 4 евангелистов на балюстраде.
6
Справа от церкви небольшая возвышенность, с которой можно детально рассмотреть все элементы фасада, скульптурную композицию с южной и юго-западной стороны.
7
Скульптуры и резьба исполнены из белого камня Мячковского месторождения. Из этого известняка построены соборы московского Кремля, им отделаны многие старинные церкви и усадьбы Подмосковья.
7
В ходе последних реставрационных работ (окончание — 2017 год) статуи на фасаде были заменены копиями, а оригиналы выставлены в помещении церкви.
6
3
Слева от входа в церковь установлен крайне гостепреимный столик.
3
Напротив — все для того, чтобы помыть руки, умыться. Говорят, что вода здесь питьевая.
2
Круговая галерея позволяет в самый жаркий день насладиться живописным видом в спасительной тени.
2
1 из 8
4
Скульптуры XVIII века, почти три века простоявшие на балюстраде.
2
В 1875 г., в ходе капитального ремонта, храм был сделан «теплым». При этом были заложены арочные проёмы кольцевой галереи (кроме её восточной, алтарной части). Впоследствии внутри притвора, образованного закладкою арок; на западе, рядом с выходом из церкви появилась картина Страшного суда. Осенью 1893 г., при очередных ремонтных работах, проведённых церковным старостою купцом Василием Ивановичем Каштановым, настенная живопись была обновлена, возможно — с изменением второстепенных деталей. Как бы то ни было, в этой композиции Страшного суда, среди грешников, ввергаемых в адский огонь, изображён некто с явными портретными чертами М. Ю. Лермонтова.
В начале 1934 г. это изображение было снято со стены и отправлено на реставрацию. Сейчас оно хранится в фондах Государственного музея истории религии в Санкт-Петербурге.
Еще одна, скорее бывшая, достопримечательность в Подмоклове — руины усадьбы. На сегодняшний день сохранились лишь стены одного из флигелей бывшей усадьбы.
1
В такое состояние здание пришло в последней четверти прошлого века.
Всего для посещения церкви, и окружающего его небольшого парка понадобится не более одного часа. Храм открыт для посещения в выходные дни с 9 до 18 часов. В будние дни, как указано при входе, храм может быть открыт по предварительной договоренности для проведения экскурсий и треб.