Пермскому академическому театру оперы и балета им. Чайковского больше 150 лет. Днем рождения театра считается 24 ноября 1870 года, когда была поставлена опера «Жизнь за царя». Первый балетный спектакль «Жизель» был поставлен только в 1926 году в исполнении учащихся местной хореографической студии.
6
Балет как искусство зародился в Италии, а название балет произошло от итальянского «ballo» — танцую. Итальянских танцмейстеров стали приглашать к французскому двору. Первый балетный спектакль был поставлен 15 октября 1581 года при дворе Генриха III его матерью, вдовствующей королевой Екатериной Медичи. Постановщиком балета был итальянец Бальтазарини Бельджозе, а спектакль назывался «Цирцея». Цирцея — волшебница из «Одиссеи» Гомера, у которой Одиссей прожил год. Королева и ее родственники принимали участие в спектакле. В балете были танцы, пение и стихи. Длился балет более 5 часов, действие происходило среди красивых декораций, изображающих сад и рощу, закончилось представление танцами наяд, нимф, пана и богов.
В России первый балет был показан в 1673 году при царе Алексее Михайловиче.
Это был «Балет об Орфее и Эвридике» на музыку Генриха Шютца.
При правлении Анны Иоановны был организован оперно-балетный театр и в 1738 году открыта Танцевальная школа, в которой сейчас Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой.
В Перми первые антрепризные труппы начали выступать в 1843 году на соляном складе Строгановых, а в 1846 году было построено первое в Перми здание театра около Мариинской гимназии. В 1863 году театр сгорел и новое деревянное здание построено в 1864 году через дорогу от старого, на Плац-парадной площади, где в 1824 году Александр I принимал парад и производил развод пермского войска. Сейчас это театральный сад. В 1878 году деревянное здание разбирают и строят по проекту Рудольфа Карвовского трехэтажное каменное здание. Основная часть строительства велась на пожертвования горожан, но была и банковская ссуда. Большой вклад сделал дед Сергея Дягилева Павел Дягилев.
Театр был маленьким, но построен с хорошей акустикой, использован опыт постройки церквей, сделаны слуховые трубы из особых пород дерева. На старой фотографии он выглядел так.
3
После реконструкции, проведенной в 1957 году, сохранилось фойе старого здания.
4
Можно посмотреть толщину первых стен театра, которая была 2 метра.
1
Длина сцены была всего 15 м.
В 1887 году в Пермском городском театре прошли «Русские исторические концерты с живыми картинками», организованные жителями города семьей Дягилевых с участием членов семьи и Пермского музыкального кружка. Эту семейную идею реализует Сергей Дягилев через 20 лет в Париже на «Русских сезонах».
Только с 1920 года в театре появилась своя труппа. Музыкальные постановки в театре чередовались с драматическими спектаклями. В 1926 году после постановки балета «Жизель» на музыку А. Адана балету отдается приоритет и драматический театр переезжает в другое здание.
Во время Великой Отечественной войны в здании театра размещается Ленинградский (Мариинский) театр оперы и балета, а труппа Пермского театра ездит с гастролями по Уралу.
В июне 1944 года ленинградцы уезжают и 4 ноября Пермский театр оперы и балета открывает новый сезон оперой «Князь Игорь».
Более четырех лет пребывания одного из лучших балетов мира в городе не прошло бесследно. Если первые балетные спектакли Ленинградского театра проходили при полупустом зале, то к 1944 году балет стал фаворитом в Перми-Молотове. На сцене Пермского театра в годы войны танцевала Галина Уланова.
А самое главное то, что в городе с 1945 года появилось хореографическое училище.
Появлению училища и прекрасной Пермской школы балета помогли трагические обстоятельства.
В 1942 году по ложному доносу в Ленинграде была осуждена Гейденрейх Екатерина Никодимовна(1897–1982). Солистка Ленинградского балета и преподаватель хореографического училища с лишением прав и конфискацией имущества была этапирована в лагерь недалеко от Соликамска Пермской области. Назначенный срок был 10 лет. Через пять месяцев по состоянию здоровья ее освободили без права покидать Пермскую область.
Вместе с Ленинградским балетом в Молотов было эвакуировано и Ленинградское хореографическое училище, где стала работать Екатерина Гейденрейх.
После возвращения эвакуированного театра в родной город Гейденрейх вернуться не разрешили. Она стала преподавать в балетной студии при Пермском театре, а с 1945 года студию преобразовали в Хореографическое училище и Екатерина Никодимовна стала его первым руководителем. В 1956 году Е. Н. Гейденрейх была реабилитирована и вернулась в родной город, где работала педагогом -репетитором в Малом оперном театре до 1962 года.
На стене Пермского хореографического училища установлена мемориальная доска, фото нашла в интернете.
3
В 2000 году посмертно Екатерине Никодимовне присвоено звание «Выдающийся деятель пермского балета XX столетия». Посмертно, хотя Гейденрейх умерла в 1982 году и были уже видны пермские плоды ее просвещения.
Хотя Е. Н. Гейденрейх уехала из города в 1956 году, в хореографическом училище она создала себе достойную смену.
Из Москвы в Молотов в 1947 году приехала балерина Сахарова Людмила Павловна (1926–2012), окончившая Московское хореографическое училище. В ее планы входило поработать в театре несколько лет т. к. в Большом театре на главные партии были большие очереди. В Пермском хореографическом училище, куда ее пригласила Екатерина Никодимовна, она стала замечательным педагогом и продолжила лучшие традиции русского балета.
Сахарова была балериной хорошей, а педагогом стала выдающимся. Она воспитала Любовь Кунакову, Надежду Павлову, Ольгу Ченчикову и других известных балерин. Сахарова Л. Н. была художественным руководителем балетной труппы Пермского театра в 1977—1980 гг. и в 1982—1983 гг., преподавала в хореографическом училище с 1956 до 2004 г. и была художественным руководителем училища с 1973 до 2004 года.
Сахарова Л.П. имела множество наград, она почетный гражданин города Перми.
Вот так и родился прекрасный Пермский балет.
Здание театра было маленьким, в зале было 900 мест, сцена 15 метров. В 1957 году по проекту архитектора Николая Кузнецова провели генеральную реконструкцию здания, в результате которой площадь помещений увеличилась в 1,5 раза, сцена до 22 м.
2
Высота сцены с семиэтажный дом.
1
Количество мест в зале стало 1020. Сцена ограничивается теперь старыми стенами театра, а вокруг построили дополнительные помещения.
2
При экскурсии по театру можно увидеть старые стены с заложенными окнами.
1
Места в театре недостаточно и сейчас.
Декорации хранятся в отдельном здании и перед спектаклем их привозят и поднимают через специальный люк.
1
В оркестровой яме тоже тесновато.
1
2
Оркестровая яма имеет разную глубину для лучшего звучания.
1 из 2
2
На пюпитрах приготовлены ноты балета «Щелкунчик», который будет показан вечером.
Место дирижера выделено белым цветом для удобства музыкантов и артистов.
2
Когда в театре выступает симфонический оркестр, то на маленькой сцене он не помещается, поэтому оркестровую яму поднимают до высоты сцены специальными приспособлениями.
1
Осмотрев оркестровую яму и сцену, по красивым лестницам поднимаемся на самый верх.
2
3
Сейчас здесь галерка или галерея. Раньше это был раек со стоячими местами.
2
Красивую роспись потолка сделали московские художники.
4
Оказывается лепнина на потолке и стенах не только для красоты — это улучшает акустику.
2
Для этого же служит бархатная обивка на креслах.
Красивую люстру раз в год опускают для замены лампочек и чистки, для этого из партера убирают 9 рядов.
4
по красивым вестибюлям
5
2
проходим к музейным экспонатам театра.
1 из 3
2
Здесь же стоят элементы декораций к спектаклям.
1 из 4
1
Нам рассказывают про пуанты.
2
Некоторые спектакли для детей проводят в фойе.
4
Очень интересно познакомится с театром немного поближе. Экскурсия по Пермскому театру оперы и балета им. П. И. Чайковского стоит всего 200 рублей.
Вечером с 19 часов идет балет «Щелкунчик», здесь билеты подороже. Самый дешевый билет 2000 рублей.
3
Зал полон. После очередной реконструкции в зале 843 места, места расположены очень удобно.
2
Билеты на оперные спектакли гораздо дешевле.
Адрес театра: город Пермь, ул. Петропавловская, 25 А. Билеты можно купить на сайте театра.