В декабре 2021 г. у нас состоялся семейный поход (я, жена, оба сына и младший внук) в Пермскую арт-резиденцию. Основная цель была — познакомиться с работами пермских и зарубежных фотохудожников на Международном Фото Биеннале — 2021. К особняку арт-резиденции мы подъехали на машине, которую с трудом припарковали на обочине проезжей части. Главный вход в арт-резиденцию — со стороны ул. Свердловской.
2
У входа табличка с названием учреждения, которое здесь находится: департамент «Пермская дирекция по организации городских культурно-массовых мероприятий». Красочные венки, обрамляющие вывески, означают приближение Нового Года.
2
Внутри нас встретили строгие охранники, проверили QR-коды и продали нам билеты (полный 100 руб, льготный 50 руб., внучек бесплатно). Режим работы 12:00 — 19:30 (понедельник — выходной). Внутри обнаружили, что здание довольно просторное, и в нём одновременно действуют несколько выставок. Довольно прохладно (мы вообще не снимали и не сдавали верхнюю одежду).
Вот лестница, ведущая на второй этаж. Естественно, появились вопросы: а что это вообще за здание, как оно превратилось в арт-резиденцию
Покопался в интернете, обнаружил кое-что интересное. Краткий исторический очерк привожу в основном по материалам статьи «История пермской арт-резиденции» в электронной газете «Пермь онлайн» 59.RU от 06.08.2021 https://59.ru/text/culture/2021/08/06/70063601/
Двухэтажный кирпичный особняк в Перми по адресу: Монастырская, 95а, на пересечении с ул. Свердловской построен в начале XX века. Здание возведено по проекту известного пермского архитектора Василия Попатенко. В 1910 году там открылась ремесленно-учебная мастерская. В советское время была Пермская механическая школа, потом — училище при заводе имени Сталина (сейчас завод «Пермские моторы»). С 1940-х гг. здесь располагалась Детская инфекционная больница. Для этого большие учебные классы разделили перегородками и сделали дополнительные пристройки.
В 2011 году здание передали городскому «Агентству социокультурных проектов» (сейчас, насколько понимаю, оно называется так, как указано на вывеске у входа). С этого и началась история пермской арт-резиденции. Тогда планировалось, что здесь появится арт-сквот европейского формата, где художники будут не только показывать свои работы, но и творить.
Историческую часть продолжим несколько позднее, а пока проследуем по лестнице наверх и посмотрим, что там есть. В первой от лестницы комнате расположилась выставка «Компот — 2».
Общая направленность этой выставки — живопись, графика, инсталляции. Вся выставка посвящена 80-летнему юбилею Юрия Николаевича Лапшина — известного пермского художника, члена Союза художников России, с которым участники этой выставки (всего здесь представлены 34 художника и дизайнера) сотрудничали, многие были его учениками.
1
Видимо, таким поздравительным характером этой выставки и объясняется её полная анонимность: я не видел ни одной этикетки с указанием автора и даты создания. Какие-то сведения обнаружил только в описании на официальном сайте арт-резиденции.
В целом, однако, выставка произвела самое благоприятное впечатление.
А этот «велосипедик» с наивным хвостиком вообще похож на какое-то несуразное удивлённое существо: «а что это я здесь делаю»?
2
Да, такая тёплая выставка посвящена одному человеку. Видимо, не случайно. Творческий стаж Юрия Лапшина более 50 лет. Из них 45 лет (с 1976) он отдал Перми. Служил главным художником в нескольких театрах, в том числе в Пермском ТЮЗе. Выставки картин проходили в России, США и Европе, а сам он приглашал в Пермь зарубежных мастеров.
Стоит остановиться на его вкладе в развитие арт-резиденции, узнать его мысли по этому поводу. Вот как вспоминает сам художник Юрий Лапшин:
»Арт-резиденция появилась в Перми во времена культурной революции. Тогда её делали очень спешно. Подумали, что у всех есть арт-резиденция, хорошо бы, чтобы и у нас была. Но после нескольких выставок активность затихла, был простой».
В этой связи мне невольно вспоминается несостоявшийся Пермский Арбат с похожей судьбой, также зародившийся в 2011, а потом бесславно канувший в Лету. В 2013 г., после не очень удачного старта арт-резиденции, пермские власти предложили Лапшину стать её художественным руководителем. Узнаем от самого художника, что надо было сделать здесь прежде всего:
»Помню, каково было состояние самого пространства. Стены тогда были зашиты гипсокартоном, а это довольно недолговечный материал. Всего в двух залах было смонтировано освещение. А всё остальное требовало не то, чтобы реконструкции — там это сделать было невозможно. Надо было понять, как приспособить, преобразовать пространство для выставок. Но мне тогда помог мой театральный опыт — для меня любое пространство интересно. Это прекрасное кирпичное здание! Как можно было зашивать кирпич картонными плоскостями? Кирпич надо было оставить и как можно больше использовать его фактуру. На нем можно практически всё показывать».
Тогда многие стены очистили от гипсокартонных коробов, сделали дополнительное освещение. Но не везде. Мы, например, видели (дальше я покажу), что стены в большом зале второго этажа, где сейчас расположилась часть фото-биеннале, по-прежнему остаются уныло-серыми, да и освещение там «оставляет желать» … Сам Лапшин считает сейчас (и я с ним согласен) арт-резиденцию полувыставочным пространством — хорошо, но не идеально. Чтобы было идеально, необходимы значительные деньги.
Арт-резиденция занимает не всё здание на Монастырской. Сейчас это несколько выставочных залов. Недавно для выставок приспособили и коридор второго этажа. Проект так и назвали «Арт-коридор». Здесь проходят мини-выставки начинающих художников или анонсируются большие проекты.
В числе участников арт-группы «Коридор» снова видим знакомое имя. Да, инициатором этой импровизированной выставки для начинающих был Юрий Лапшин.
1
Коридор этот, надо сказать, довольно широк, здесь при желании можно и представления давать. В конце коридора видна дверь, за которой, как я понимаю, и располагается городская структура, обозначенная у входа в здание.
1
В отходящем от общего коридора небольшом тупичке увидели пеликана. И он куда-то показывал
1
Присмотрелись — оказалось, что в конце «тупичка» открытая дверь, а рядом с ней светящаяся вывеска какого-то мероприятия.
1
Там оказался вот такой электронный плакат. О, так это же как раз то, зачем мы сюда и шли!
Заглянули в открытую дверь — а там просторный зал, в котором как раз и выставлены фотографии. Весь, правда, какой-то серый и голый, ну да ничего, посмотрим потом на содержание. Что касается самого зала… Судя по первоначальному назначению здания, здесь необходима была большая глубина помещений при хорошем их естественном освещении. Поэтому — высокие потолки и громадные окна. Но это, как заметно даже на моём снимке — совсем не выставочное пространство, экспонатам (хоть картинам, хоть фотографиям) здесь очень неуютно.
1
Материалы с фотовыставки я дам отдельно, а пока спускаемся на первый этаж. У меня осталось очень благоприятное впечатление от этой террасы на уровне второго этажа и просторной площадки между этажами.
2
1
А на первом этаже, оказывается, ещё один зал отведён под биеннале. Здесь и стены кирпичные, и окна занавешены, и свет получше. Вообще, как-то поприятнее, чем в зале наверху. Но о самой выставке — потом.
2
А пока заглянем ещё в одно помещение на первом этаже, состоящее из двух комнат. В первой комнате в углу поверх небрежно наваленных картонов и принадлежностей — портрет. Это художник Юрий Лапшин. В 2021 г. арт-резиденции исполнилось 10 лет, Юрию Лапшину — 80. Видимо, этому юбилею и посвящена выставка.
1
На сайте арт-галереи я видел описание его персональной выставки «Пространство времени. Век XX, век XXI». Но её сроки там обозначены с 26 октября по 26 ноября 2021 г. А мы были 24 декабря, так что не могу утверждать, что мы нечаянно попали именно на эту выставку. Хотя, сопоставляя то, что увидели, с описанием, думаю — та самая. Но я пропущу все умные высказывания умных людей об этой выставке, которые видел на сайте арт-резиденции. Попробую изложить свои личные впечатления.
Экспозиция сформирована внешне беспорядочно. Для того, чтобы как-то сопоставить одно с другим и понять, что хотели до нас донести, надо помнить, что Юрий Лапшин — прежде всего художник театральный, который видит свои произведения не плоско и по отдельности, а в совокупности и в объёме — театральной сцены или вот хотя бы этих двух комнат. Отсюда — такая внешняя разбросанность и отсутствие видимой систематизации экспонатов.
1
Театральную сторону экспозиции я оценить не могу и не берусь. Поэтому из всей совокупности выбрал несколько полотен «пермского периода» художника и разместил их здесь в хронологической последовательности. Такая примитивная систематизации, по крайней мере, даёт возможность лучше увидеть Юрия Лапшина, как художника, почувствовать перемены его мироощущения на переломе эпох.
Самые первые из представленных здесь полотен относятся к 1977 году, когда «пермский период» Юрия Лапшина только начинался.
1
У этой работы я не обнаружил названия, только год: 1977
Дальше — такой уютный уголок, не правда ли? Белая печь на фоне кирпичной стены, мольберт с картиной, полузашторенное окно… Кстати, Кизел в те годы был городом шахтёров. Живой город, хотя и с деревенскими чертами.
3
«Белый снег в Кизеле», 1977
Лейтмотив следующих произведений — ностальгические размышления о связи поколений.
3
Слева «Автопортрет с портретом деда», 1987. Справа «Михаил Булавко - отец Веры», 1991
Работа, расположенная далее справа от окна, относится скорее к сфере деятельности театрального художника. Но мне весь этот уголок со спутанными ветками в сумерках за окном показался почему-то очень домашним.
2
«Мой театр середины восьмидесятых», 1988
То была эпоха до конца 1980-х. Дальше годы 90-е.
2
«Монтаж», начало 90-х
Сложное переплетение мыслей и чувств, попытки понять те события…
1
«Хозяин», 1994
3
Слева «Чёрный июнь», 1990. В центре «Белый туалет», 1995. Справа «История любви», 1996
А это, как я понял, работы Юрия Лапшина уже XXI века.
1
Слева: «Планета перевернулась», 2021
Когда садились в машину, были уже совсем сумерки, и около здания арт-резиденции включили подсветку.
4
Так мы познакомились с Пермской арт-резиденцией, чуть-чуть разобрались, что здесь к чему. Со всеми новинками, в т. ч. расписанием работы и ценами, лучше знакомиться на сайте арт-резиденции http://p-a-r.ru/about/ .
Честно говоря, нас при посещении удивило почти полное отсутствие посетителей на всех выставках арт-резиденции — при том, что не могу ни одну из них отнести к малозначительным. Некоторые причины очевидны: скоро Новый Год, не до выставок. Но есть, мне кажется, и более существенные причины. На здании не видно броской, видной издалека вывески с названием «АРТ-РЕЗИДЕНЦИЯ». Да и место здесь, что называется «не проходное». Как будто недалеко от эспланады, но поток пешеходов здесь минимальный.
Ближайший транспорт — все автобусы, идущие из центра в дальние районы правого берега Камы и обратно. Остановка на ул. Попова (рядом с Монастырской), оттуда пешком до арт-резиденции примерно 400 м. Не очень удобно.
Таким образом, современная Пермская арт-резиденция — перспективная галерея и площадка, но для приведения её в должный вид ещё много чего надо сделать. В отношении доступности: случайный пешеход сюда едва ли заглянет, едут в основном специально, на своих машинах. Но организованной автопарковки рядом нет. Поэтому и посещаемость пока — увы…