Выставка Сальвадора Дали работает в Центральном выставочном зале (ЦВЗ) Перми с 9 апреля по 30 мая 2021 года. Мы посетили её 7 мая, и вот наконец представляю свой обзор.
Официально мой обзор квалифицируется как «Отзыв об объекте», т. е. о ЦВЗ. Честно говоря, скулы сводит от этой канцелярщины — нигде от неё не скрыться. Ну какой отзыв я могу дать о ЦВЗ? Три небольших зала, в основном голые стены, которые каждый, кто выставляется, оформляет по-своему (и это хорошо, как увидим). Никакой тебе лепнины и прочей красоты, даже дом, в котором расположен ЦВЗ — самая обыкновенная хрущёвка.
Но всё это — сосуд, в который каждый художник волен плеснуть чего-то своего. И каждый раз я пытаюсь писать не о сосуде, а о налитом в него напитке — когда-то с богатым оригинальным вкусом, а когда-то и так себе. Почему бы для таких случаев не придумать такую, например, форму, как «обзор события» или что-нибудь подобное, с привязкой этого события при необходимости к объекту или месту, где оно происходит. Но пока такого нет, я как дисциплинированный гражданин, соблюдая правило «слушаю и повинуюсь», пишу просто отзыв. Якобы о ЦВЗ, в котором по недоразумению в этот момент что-то происходит.
Да. Информацию о том, что здесь происходит, почерпнул из официального сайта ЦВЗ, а также многочисленных плакатов и листовок, удачно привязанных устроителями к разделам выставки. Воспользовался также информацией из интернета, в т. ч. из Википедии.
Выставка подготовлена С-Петербургской галереей современного искусства PS Gallery, созданной в 2010 г. и ставшей известной благодаря её выставкам и сотрудничеству с Государственным Эрмитажем. В коллекции галереи находится самое крупное в России собрание графики испанского сюрреалиста Сальвадора Дали (1904–1989), погружающей зрителя в мир парадоксальных ощущений автора.
Так выглядит анонс выставки перед входом в ЦВЗ со стороны Комсомольского проспекта.
Кстати, о названии выставки. Основателем и лидером сюрреализма считается французский художник Андре Бретон. В 1929 году к этому течению официально примкнул Сальвадор Дали. Потом они с основателем «не сошлись во взглядах», в основном политических. В 1934 г. Дали обвинили в «антиреволюционной деятельности». В 1939 году Бретон изгнал Дали из рядов сюрреалистов. Тогда Дали и произнёс: «Сюрреализм — это я». Судя по экспонатам выставки, художник остался верен этому лозунгу.
На общих видах одного из залов ЦВЗ, где разместилась выставка, видно, что по центру зала на специальных постаментах под стеклянными колпаками размещены какие-то экспонаты. Это скульптуры из стекла, также выполненные Дали. Две из их недавно вошли в состав коллекции галереи и экспонируются впервые.
Если уж речь зашла о стеклянных скульптурах Дали, покажу одну из них вблизи. Это «Гитара», 1971 год. Всем стеклянным скульптурам, как мне кажется, здесь не хватает специальной подсветки, которая помогла бы «играть» стеклянной фактуре.
По личному впечатлению, на выставке в Перми представлены более 100 графических работ Сальвадора Дали (в основном литографии, заверенные лично автором). Всё, что выставлено — достойно самого внимательного рассмотрения. В кратком отзыве постараюсь показать образцы произведений каждой авторской серии (а их здесь более полутора десятков!), которые расположил здесь в хронологическом порядке.
Фото 1960 года
Начну вне общей хронологии, с фотографий 1960 года. Что интересно: перерыл интернет (в поисках имён) — не нашёл этих фотографий. Видимо, действительно эксклюзив.
1
Каждая фотография снабжена биркой, удостоверяющей подлинность фото.
На следующем фото с Дали — молодая красивая женщина. Едва ли это жена и муза Сальвадора Дали — Гала (Елена Дмитриевна Дьяконова). И по возрасту не подходит, и выглядит иначе, с какого ракурса ни посмотри. Так что для меня она так и осталась прекрасной незнакомкой.
1
«Дон Кихот Ламанчский», 1957
Это самая «старая» серия из всех, какие можно увидеть на выставке в Перми. В 1957 г. парижский издатель Жозеф Форе предложил Сальвадору Дали создать иллюстрации к роману Мигеля де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», своеобразной энциклопедии испанской жизни начала XVII века.
Первая иллюстрация, которую здесь представляю — «Появление Дульсинеи». Даю вместе с этикеткой, достаточно типичной для этой серии в части выходных данных издателя. Другие произведения серии будут без этикеток.
Работая над этой серией, Дали изобрёл метод нанесения литографской краски на камни — «булизм». Вместо кисти и карандаша он использовал аркебузу XV века и расстреливал основу будущей литографии специально изготовленной дробью, начинённой тушью. Следующая литография, видимо, так и сделана.
1
С. Дали. Борьба с винными мехами. Из серии «Дон Кихот Ламанчский», 1957
Один из самых интересных листов серии — «Дон Кихот в отчаянии». К сожалению, здесь заметны блики (впрочем, это может быть и образ Дульсинеи в голове несчастного Дон Кихота), но уж очень работа в целом хороша. И здесь в правом верхнем углу впервые на этой выставке отчётливо вижу авторскую монограмму. Похоже, их здесь даже два, и на одном видна начальная буква G — вероятно, это Гала, жена художника.
1
С. Дали. Дон Кихот в отчаянии. Из серии «Дон Кихот Ламанчский», 1957
«Божественная комедия», 1959–1963
Так выглядит зал (в стиле лофт?), в котором представлена серия. Должен сказать, зрителю не стоит впечатляться видами пустынных залов на фотографиях, для этого я просто выбирал моменты. А вообще эта выставка проходит, может быть, и без ажиотажа, но неплохо посещается — сам видел. Особенно комната мультимедийных просмотров, о чём ещё скажу в конце.
Серию представляет сам Сальвадор Дали. Вероятно, рассказывает историю о том, как получил заказ на иллюстрации к поэме Данте в 1951 году от итальянского правительства. и как этому заказу не суждено было осуществиться из-за протестов итальянской общественности (Как? Данте? Испанцу? Сюрреалисту? Ни за что!).
Но Дали был так вдохновлён самой идеей проиллюстрировать Данте, что потратил годы на создание 100 иллюстраций — по одной на каждую песнь поэта, а потом ещё на перенос каждой на специальные деревянные доски, и отслеживание печати каждого оттиска… Кое-что из этой серии покажу и я.
Одну из иллюстраций даю вместе с этикеткой, у остальных этикетки с названиями расположил под иллюстрациями, т. к. там, кроме выходных данных, приводятся отрывки из поэмы Данте.
«Воспоминания Казановы», 1967
Сальвадор Дали. Воспоминания Казановы, 1967. Представление автора и два листа из серии. Пермь, ЦВЗ, 2021
Цветные гелиогравюры фривольного содержания в чопорных чёрных рамках на чёрном фоне стен — придумка устроителей выставки. Вполне удачная, на мой взгляд
С. Дали. Воспоминания Казановы. Фрагмент экспозиции. Пермь, ЦВЗ, 2021
Представлю индивидуально некоторые гравюры этой серии. Первая из них (лист 5), возможно, самая известная. На ней автор, надо полагать, изобразил себя — весь во вкусных воспоминаниях. Слева вензель — похоже, монограмма автора. Кстати, в более поздних произведениях вензель постепенно изменялся, к нему спереди (например, в сериях «Фауст» и «Озорные сны Пантагрюэля») добавилась хорошо различимая буква G, которую можно трактовать как первую букву имени Gala. Однако в более поздних из представленных здесь серий, начиная с 1974 г., фамильный вензель отсутствует.
С. Дали. Воспоминания Казановы, 1967. Лист 5
Этикетка к листу 5 со всеми выходными данными серии. На других этикетках меняются только номера листов.
Другие гравюры серии — без этикеток и без комментариев. Каждый волен фантазировать в меру своей испорченности воспитанности
С. Дали. Воспоминания Казановы, 1967. Лист 8
С. Дали. Воспоминания Казановы, 1967. Лист 10
С. Дали. Воспоминания Казановы, 1967. Лист 12
С. Дали. Воспоминания Казановы, 1967. Лист 14
«Фауст», 1969
Вот сразу видно: загадочный персонаж. Такому в самый раз представлять «Фауста»
Глянем, что он нам представляет — не всё, но хотя бы кое-что.
Первый офорт даю с этикеткой, чтобы можно было посмотреть выходные данные серии.
Дальше все офорты идут без этикеток
С. Дали. Силуэт. Из серии «Фауст». 1968-69
С. Дали. Ведьма на метле. Из серии «Фауст». 1968-69
Интересны рельефные подписи Дали в нижнем поле листов
С. Дали. Портрет Маргариты. Из серии «Фауст». 1968-69
Вся серия заставляет задуматься о прожитом и пережитом — вот как этот старик, вспоминающий полного надежд юного Фауста.
С. Дали. Старость Фауста. Из серии «Фауст». 1968-69
«Песнь песней царя Соломона», 1971
Эту серию, как и многие другие, предваряет портрет автора с кратким представлением серии.
Серия расположилась в одном зале с «Божественной комедией», и в этом ощущается какой-то глубинный смысл — достаточно глянуть на портреты Данте и царя Соломона. При этом вспомнить, что в 30-е годы Дали посетил Италию, где был очарован итальянским искусством и его отношением к человеческой сущности, свойственным эпохе Возрождения, но не очень вписывающимся в рамки сюрреализма.
К одному из листов этой серии прилагаю этикетку, т. к. она содержит отрывки из самой «Песни Песней».
А вот самому царю Соломону ничего из «Песни Песней» не досталось. Поэтому привожу только его портрет.
С. Дали. Царь Соломон. Из серии «Песнь песней царя Соломона». 1971
«Далинианские лошади», 1970–72
Пытался сообразить, что это за порода лошадей такая? — не слыхал. А потом внимательно перечитал на сайте ЦВЗ анонс к выставке. На самом деле — это ощущение Dali experience, в русском переводе «далинианский опыт, впечатление», берущие начало от ощущений самого Дали.
Приведу два листа из этой серии. На одном из них («Женщина — конь») невероятное сочетание женской экспансивности и конской непосредственности.
Другой лист называется «Весенний конь». С какой жадной тоской наблюдает он за женщиной — лошадью…
С. Дали. Весенний конь. Из серии «Далинианские лошади». 1970-72.
«Озорные сны Пантагрюэля», 1973
Все литографии этой серии выполнены по мотивам гравюр — иллюстраций к произведению Франсуа Рабле, издания 1965 года. Их оригиналы помещены рядом с этикетками под литографиями Дали, который, как мне показалось, добавил в них изрядную дозу сарказма.
С. Дали. Из серии «Озорные сны Пантагрюэля», 1973. Сон седьмой
С. Дали. Из серии «Озорные сны Пантагрюэля», 1973. Сон тринадцатый
«Бестиарий Лафонтена», 1974
«Бестиарий Лафонтена», вклячающий 12 гравюр на темы басен Лафонтена, издан в 1974 году в содружестве с издателем Робером Муре
«Капричос Гойи», 1977
Вместо самодельных фантазий по поводу этой серии, привожу целиком посвящённую ей листовку с выставки.
Далее покажу некоторые литографии серии. Их названия и выходные данные, а также оригиналы изображений, послуживших первоисточниками для Дали, приведены под каждой литографией. На первой из них хорошо видны надписи. Цифра 9 вверху справа обозначает номер листа в серии. Цифры внизу слева обозначают: в знаменателе — общее количество отпечатков, в числителе — порядковый номер данного отпечатка. Внизу справа — собственноручная подпись Дали, удостоверяющая подлинность отпечатка, его соответствие авторской гравюре.
«Искусство любви. Овидий», 1978
Привожу несколько листов серии без комментариев
«Посвящение Леонардо да Винчи», 1980
Это самая поздняя по времени серия Сальвадора Дали из тех, что представлены на выставке в Перми. И снова в качестве анонса серии представляю листовку с выставки.
Дальше представляю две гравюры из серии, снабжённые этикетками, что избавляет от необходимости дополнительных комментариев
Не могу сказать, что эта серия для Дали была совсем последней. Но после смерти в 1982 году Галы, которая по жизни была не только женой, но и постоянной музой, и менеджером Сальвадора Дали, он больше ничего заметного не создал.
Мультимедиа
Ах да! Чуть не забыл: в заключение посетил комнату (размером примерно 6 на 10 м), в которой осуществлялся мультимедийный формат «ожившие полотна Дали» — тоже часть выставки. Немало удивился, увидев там довольно много молодых лиц (кстати, все они — до того или после — были и в зале). И ещё — убедился, что в этой «мультимедийной комнате» можно просидеть очень долго: сюжеты идут непрерывно, почти не повторяются и в значительной мере дополняют зрительный ряд самой выставки.
Какие-то моменты успел сфотографировать. Привожу те изображения, которых нет на выставке. К сюжетам мультимедиа поясняющих подписей нет, но это точно работы Сальвадора Дали.
В целом от выставки Сальвадора Дали впечатление самое благоприятное. Всем советую. В Перми выставка заканчивает работу 30 мая, но позже, вполне вероятно, переедет в другие города. Так, по крайней мере, считают сами устроители выставки.