Настоящий отзыв дополняет рассказ «Анри Матисс. Взгляд издалека», первая часть которого опубликована ранее, вторая готовится к публикации. Отзыв, как и рассказ, опирается на экспонаты выставки литографий работ Анри Матисса «Взгляд», прошедшей в Перми в сентябре 2020 г. В случае необходимости, фоторепродукции автора с представленных на выставке экспонатов дополняются копиями репродукций из интернета, о чём даются необходимые предупреждения.
Отзыв посвящён наименее известной стороне деятельности Матисса — его книжной графике. Для этого прежде всего используются материалы «выставки внутри выставки», целиком посвящённые книге Анри Матисса «Джаз».
Попутно — краткий очерк деятельности Матисса в жанре livre d’artiste. Для пояснения, что это такое, привожу с сокращениями цитату из Википедии.
Livre d’artiste — направление французского искусства, возникшее в начале XX века, в основном, благодаря усилиям Амбруаза Воллара, ставшее одной из предтеч российского феномена книга художника. Воллар стремился добиться совершенства в полиграфическом исполнении книг. По его заказам для каждой книги изготавливалась специальная бумага, подбирался специальный наборный шрифт. Иллюстрации печатались на офортных и литографских станках первоклассными мастерами-печатниками. Переплёт и футляры делались вручную в лучших переплётных мастерских. Тираж книг был очень небольшим, каждая книга стоила баснословно дорого. Впоследствии идеи Воллара были продолжены известными арт-дилерами, которые привлекли к своим проектам таких художников, как Пабло Пикассо и Анри Матисс.
Как отмечал советский искусствовед М. В. Алпатов (1962), «представление о Матиссе как о художнике лучезарно-красочной живописи, авторе широко выполненных, декоративных по общему впечатлению картин, трудно согласовать с представлением о художнике книги, каллиграфе, рисовальщике, графике, иллюстраторе литературных произведений».
Тем не менее, Матисс создал более десяти работ в жанре livre d’artiste.
Первая книга, полностью оформленная Матиссом — сборник стихотворений французского поэта XIX века Стефана Малларме. Работа над сборником шла очень напряженно, т. к. его выполнение в начале 1930-х совпало с выполнением заказа американского коллекционера Альберта Барнса (большое настенное панно «Танец») для фонда Барнса в Мерионе, пригороде Филадельфии. Тем не менее, в феврале 1932 г. в швейцарском издательстве Скира выходят «Поэмы» Стефана Малларме с иллюстрациями Матисса (тираж 154 экземпляра, в книгу вошли 29 офортов).
Матисс часто черпал вдохновение во французской поэзии — как современной (Арагон и Малларме), так и средневековой. Пример последнего — сборник стихов члена королевской семьи Валуа Шарля Орлеанского, которого называют отцом французской лирической поэзии. Работу над этим сборником Матисс начал ещё в 1941 г., но большую её часть осуществил в течение 1943 года. Матисс выполнил иллюстрации цветными карандашами и своей рукой переписал текст стихотворений, а также выполнил портрет автора, французского поэта XV века Шарля Орлеанского (1394–1465). «Поэмы Шарля Орлеанского» были опубликованы тиражом 1230 экземпляров в 1950 г.
На выставке представлена литография портрета Шарля Орлеанского, выполненного Анри Матиссом.
1
Шарль Орлеанский, 1943. Литография 1954 г., Париж.
Другие книги серии livre d’artiste были начаты Матиссом после тяжёлой онкологической операции, перенесённой им в начале 1941 г. Об этом кратко и сухо сообщает Хилари Сперлинг в своей биографической справке.
1941, май — возвращается в Ниццу; начинает работать над иллюстрациями к «Избранной любовной лирике» Пьера Ронсара и «Пасифае» Анри де Монтерлана.
1942, март — более двух месяцев прикован к постели, не может писать из-за болей в печени и желудке. Иллюстрирует «Цветы зла» Шарля Бодлера; иллюстрирует «Поэмы» Шарля Орлеанского.
Большинство других книг, за оформление которых брался Матисс, были исполнены также в 1943—1948 гг., в период, проведённый Матиссом с его верной помощницей Лидией Делекторской в провансальском городке Ванс неподалёку от Ниццы, в небольшой вилле со звучным именем «Мечта». Масштаб жилища и отсутствие большой мастерской сами по себе диктовали художнику в основном камерный характер его работ этого периода. Вот краткие сведения из биографической хроники Матисса о работах серии livre d’artiste этого периода.
1943, конец июня — из-за бомбардировок Симье переезжает в Ванс на виллу «Мечта», где начинает работу над серией декупажей, известных под названием «Джаз».
1944 — работает над декупажами к альбому «Джаз».
1946 — иллюстрирует «Письма португальской монахини» Марианны Алькафадро и «Лица» Пьера Реверди (тираж 250 экземпляров). Делает бумажные макеты гобеленов на темы Океании. Выходят в свет 23 литографии к «Цветам зла» Шарля Бодлера с предисловием Арагона.
1947, 23 января — выходят «Цветы зла» Бодлера с иллюстрациями Матисса.
1947, начало осени — едет в Париж наблюдать за печатанием в издательстве Териада альбома «Джаз» (тираж 270 экземпляров).
1948 — опубликована «Избранная любовная лирика» П. Ронсара (тираж 320 экземпляров).
Привожу литографию одного из портретов этого сборника, имеющуюся на выставке. Не нашёл описаний к этому рисунку, но похож он на известные рисованные портреты Лидии Делекторской.
2
«Антология любви Ронсара. Рисунок XVIII». Издание 1948. Литография 1970 г., Париж.
После необходимых вступительных слов привожу фото общего вида зала, где размещены литографии цикла «Джаз»
и самую первую литографию, предваряющую эту экспозицию
1
«Джаз»: заглавная страница и литография «Клоун»
По виду самой первой картинки — сразу вопрос: а как это сделано? В ходу обычно выражения типа «вырезы», «вырезки», на худой конец «аппликации». Но вот где-то я вычитал, что применительно к обычным людям это всё применимо, но когда речь о больших художниках — применяют термин «декупаж». К Матиссу это относится в полной мере, тем более что он является основоположником (можно сказать изобретателем) применения техники декупажа при подготовке к конечному закрашиванию больших и очень больших полотен.
Тот же мерионский «Танец» — его размеры по горизонтали 15 м, в высоту более 6 м. Матисс предложил предварительную раскраску фигур и фона панно подбирать при помощи бумажных вырезок разного цвета. Маляры раскрашивают гуашью заданного цвета большие листы, художник вырезает из них нужные фигуры, а его помощницы прикалывают полученные вырезки в нужных местах. И так — раз за разом, пока не получится то, что надо. И только после этого художник переносит «то, что надо», красками на холст панно.
Та же техника, но в миниатюре, и без маляров, холста и красок, применена при изготовлении всех изображений «Джаза»: все они рождены фантазией, ножницами и ловкими руками Мастера. Разумеется, литография — это уже не аппликация, здесь всё выглядит без первоначальных стыков. Но цель достигнута: изображение получается, как контрастная картина переплетения и соперничества изначально плоских чистых цветов.
Далее привожу несколько своих (признаюсь: неважного качества) фоторепродукций с этой выставки литографий с работ Матисса. Увы, то, что мы видели — совсем не из тех 20 экземпляров, о которых говорили в Эрмитаже. И даже не из тех 270, о которых речь в биографической хронике Матисса (Хилари Сперлинг). Эти литографии изготовлены в 1963 году в Мюнхене, так что насколько они близки авторским экземплярам — не могу судить.
Для сравнения — два варианта композиции «Похороны Пьеро», наглядно показывающие, что цветные произведения автора нужно и рассматривать в натуральном цвете при естественном освещении.
«Похороны Пьеро», фоторепродукция литографии с выставки.
«Похороны Пьеро», разворот книги «Джаз». Фото из интернета.
Названия всех картинок даю такими, как на выставочных стендах. Признаюсь, некоторые мне самому не понятны. Только «тобогган» кое-как расшифровал.
«Метатель ножей»
«Икар»
«Лагуна»
«Кодомасы»
Внимательные зрители. На переднем плане мольберт с набросками копий с автопортрета Анри Матисса.
«Кошмар белого слона»
«Цирк»
«Лошадь, всадник и клоун»
«Волк»
«Тобогган» (индейские сани)
«Месье Лояль»
«Пловец в аквариуме»
«Глотатель мечей»
«Судьба»
Вот так примерно выглядел творческий процесс декупажа для книги «Джаз», правда, лет за десять до этого снимка (фото из интернета).
Анри Матисс у себя в квартире в отеле «Режина» в Симье на окраине Ниццы, 1953.
Фото из интернета.
И ещё несколько слов о книге «Джаз», которые были сказаны генеральным директором Государственного Эрмитажа Михаилом Борисовичем Пиотровским в декабре 2019 г.:
«Мы открываем небольшую, но очень важную выставку. В честь 150-летия Анри Матисса, которое отмечается 31 декабря, представляем его книгу „Джаз“ из коллекции Эрмитажа. Её подарила музею Лидия Делекторская — муза и помощник Матисса. Книга была в 20 экземплярах, которые не предполагалось продавать».
Дальше — текст ТАСС по этому случаю с небольшими сокращениями.
Книга «Джаз» создавалась в 1943–1944 годах. Матисс сначала создал серию декупажей, вырезая силуэтные формы из окрашенной гуашью бумаги и составляя из них композиции, затем написал от руки текстовые пояснения к изображениям. Для издания текст был репродуцирован факсимильно, а декупажи воспроизведены Эдмоном Верелем с использованием той же гуаши, которую применял Матисс. В итоге в книгу вошли 20 цветных композиций и около 70 страниц с текстом.
Сюжеты декупажей навеяны воспоминаниями о цирке, народных сказках и путешествиях. Как установили исследователи творчества Матисса, изначально автор планировал назвать книгу «Цирк», но позднее выбрал для неё музыкальное название, связанное не с тематикой, а с характером композиций.
Эрмитажный «Джаз» Матисса — один из 20 экземпляров, не предназначавшихся для продажи. Его Матисс подарил в 1948 году своей помощнице Лидии Делекторской, а она передала её в Эрмитаж в 1960-е годы, приложив ещё несколько набросков, которые показывают процесс работы над рукописью «Джаза» и её оформлением.
Конечно, здесь представлена лишь часть того, что можно было увидеть на экспозиции «Джаз». Но общее представление я постарался дать. Буду благодарен, если найдутся смельчаки, готовые перевести рукописные французские тексты, сделанные лично Анри Матиссом.