Картинки с выставки. Анри Матисс: «Джаз»

Настоящий отзыв дополняет рассказ «Анри Матисс. Взгляд издалека», первая часть которого опубликована ранее, вторая готовится к публикации. Отзыв, как и рассказ, опирается на экспонаты выставки литографий работ Анри Матисса «Взгляд», прошедшей в Перми в сентябре 2020 г. В случае необходимости, фоторепродукции автора с представленных на выставке экспонатов дополняются копиями репродукций из интернета, о чём даются необходимые предупреждения.

Отзыв посвящён наименее известной стороне деятельности Матисса — его книжной графике. Для этого прежде всего используются материалы «выставки внутри выставки», целиком посвящённые книге Анри Матисса «Джаз».

Попутно — краткий очерк деятельности Матисса в жанре livre d’artiste. Для пояснения, что это такое, привожу с сокращениями цитату из Википедии.

Livre d’artiste — направление французского искусства, возникшее в начале XX века, в основном, благодаря усилиям Амбруаза Воллара, ставшее одной из предтеч российского феномена книга художника. Воллар стремился добиться совершенства в полиграфическом исполнении книг. По его заказам для каждой книги изготавливалась специальная бумага, подбирался специальный наборный шрифт. Иллюстрации печатались на офортных и литографских станках первоклассными мастерами-печатниками. Переплёт и футляры делались вручную в лучших переплётных мастерских. Тираж книг был очень небольшим, каждая книга стоила баснословно дорого. Впоследствии идеи Воллара были продолжены известными арт-дилерами, которые привлекли к своим проектам таких художников, как Пабло Пикассо и Анри Матисс.

Как отмечал советский искусствовед М. В. Алпатов (1962), «представление о Матиссе как о художнике лучезарно-красочной живописи, авторе широко выполненных, декоративных по общему впечатлению картин, трудно согласовать с представлением о художнике книги, каллиграфе, рисовальщике, графике, иллюстраторе литературных произведений».

Тем не менее, Матисс создал более десяти работ в жанре livre d’artiste.

Первая книга, полностью оформленная Матиссом — сборник стихотворений французского поэта XIX века Стефана Малларме. Работа над сборником шла очень напряженно, т. к. его выполнение в начале 1930-х совпало с выполнением заказа американского коллекционера Альберта Барнса (большое настенное панно «Танец») для фонда Барнса в Мерионе, пригороде Филадельфии. Тем не менее, в феврале 1932 г. в швейцарском издательстве Скира выходят «Поэмы» Стефана Малларме с иллюстрациями Матисса (тираж 154 экземпляра, в книгу вошли 29 офортов).

Матисс часто черпал вдохновение во французской поэзии — как современной (Арагон и Малларме), так и средневековой. Пример последнего — сборник стихов члена королевской семьи Валуа Шарля Орлеанского, которого называют отцом французской лирической поэзии. Работу над этим сборником Матисс начал ещё в 1941 г., но большую её часть осуществил в течение 1943 года. Матисс выполнил иллюстрации цветными карандашами и своей рукой переписал текст стихотворений, а также выполнил портрет автора, французского поэта XV века Шарля Орлеанского (1394–1465). «Поэмы Шарля Орлеанского» были опубликованы тиражом 1230 экземпляров в 1950 г.

На выставке представлена литография портрета Шарля Орлеанского, выполненного Анри Матиссом.

1
Шарль Орлеанский, 1943. Литография 1954 г., Париж.
Шарль Орлеанский, 1943. Литография 1954 г., Париж.

Другие книги серии livre d’artiste были начаты Матиссом после тяжёлой онкологической операции, перенесённой им в начале 1941 г. Об этом кратко и сухо сообщает Хилари Сперлинг в своей биографической справке.

1941, май — возвращается в Ниццу; начинает работать над иллюстрациями к «Избранной любовной лирике» Пьера Ронсара и «Пасифае» Анри де Монтерлана.

1942, март — более двух месяцев прикован к постели, не может писать из-за болей в печени и желудке. Иллюстрирует «Цветы зла» Шарля Бодлера; иллюстрирует «Поэмы» Шарля Орлеанского.

Большинство других книг, за оформление которых брался Матисс, были исполнены также в 1943—1948 гг., в период, проведённый Матиссом с его верной помощницей Лидией Делекторской в провансальском городке Ванс неподалёку от Ниццы, в небольшой вилле со звучным именем «Мечта». Масштаб жилища и отсутствие большой мастерской сами по себе диктовали художнику в основном камерный характер его работ этого периода. Вот краткие сведения из биографической хроники Матисса о работах серии livre d’artiste этого периода.

1943, конец июня — из-за бомбардировок Симье переезжает в Ванс на виллу «Мечта», где начинает работу над серией декупажей, известных под названием «Джаз».

1944 — работает над декупажами к альбому «Джаз».

1946 — иллюстрирует «Письма португальской монахини» Марианны Алькафадро и «Лица» Пьера Реверди (тираж 250 экземпляров). Делает бумажные макеты гобеленов на темы Океании. Выходят в свет 23 литографии к «Цветам зла» Шарля Бодлера с предисловием Арагона.

1947, 23 января — выходят «Цветы зла» Бодлера с иллюстрациями Матисса.

1947, начало осени — едет в Париж наблюдать за печатанием в издательстве Териада альбома «Джаз» (тираж 270 экземпляров).

1948 — опубликована «Избранная любовная лирика» П. Ронсара (тираж 320 экземпляров).

Привожу литографию одного из портретов этого сборника, имеющуюся на выставке. Не нашёл описаний к этому рисунку, но похож он на известные рисованные портреты Лидии Делекторской.

2
«Антология любви Ронсара. Рисунок XVIII». Издание 1948. Литография 1970 г., Париж.
«Антология любви Ронсара. Рисунок XVIII». Издание 1948. Литография 1970 г., Париж.

После необходимых вступительных слов привожу фото общего вида зала, где размещены литографии цикла «Джаз»

Картинки с выставки. Анри Матисс: «Джаз»

и самую первую литографию, предваряющую эту экспозицию

1
«Джаз»: заглавная страница и литография «Клоун»
«Джаз»: заглавная страница и литография «Клоун»

По виду самой первой картинки — сразу вопрос: а как это сделано? В ходу обычно выражения типа «вырезы», «вырезки», на худой конец «аппликации». Но вот где-то я вычитал, что применительно к обычным людям это всё применимо, но когда речь о больших художниках — применяют термин «декупаж». К Матиссу это относится в полной мере, тем более что он является основоположником (можно сказать изобретателем) применения техники декупажа при подготовке к конечному закрашиванию больших и очень больших полотен.

Тот же мерионский «Танец» — его размеры по горизонтали 15 м, в высоту более 6 м. Матисс предложил предварительную раскраску фигур и фона панно подбирать при помощи бумажных вырезок разного цвета. Маляры раскрашивают гуашью заданного цвета большие листы, художник вырезает из них нужные фигуры, а его помощницы прикалывают полученные вырезки в нужных местах. И так — раз за разом, пока не получится то, что надо. И только после этого художник переносит «то, что надо», красками на холст панно.

Та же техника, но в миниатюре, и без маляров, холста и красок, применена при изготовлении всех изображений «Джаза»: все они рождены фантазией, ножницами и ловкими руками Мастера. Разумеется, литография — это уже не аппликация, здесь всё выглядит без первоначальных стыков. Но цель достигнута: изображение получается, как контрастная картина переплетения и соперничества изначально плоских чистых цветов.

Далее привожу несколько своих (признаюсь: неважного качества) фоторепродукций с этой выставки литографий с работ Матисса. Увы, то, что мы видели — совсем не из тех 20 экземпляров, о которых говорили в Эрмитаже. И даже не из тех 270, о которых речь в биографической хронике Матисса (Хилари Сперлинг). Эти литографии изготовлены в 1963 году в Мюнхене, так что насколько они близки авторским экземплярам — не могу судить.

Для сравнения — два варианта композиции «Похороны Пьеро», наглядно показывающие, что цветные произведения автора нужно и рассматривать в натуральном цвете при естественном освещении.

«Похороны Пьеро», фоторепродукция литографии с выставки.
«Похороны Пьеро», фоторепродукция литографии с выставки.
«Похороны Пьеро», разворот книги «Джаз». Фото из интернета.
«Похороны Пьеро», разворот книги «Джаз». Фото из интернета.

Названия всех картинок даю такими, как на выставочных стендах. Признаюсь, некоторые мне самому не понятны. Только «тобогган» кое-как расшифровал.

«Метатель ножей»
«Метатель ножей»
«Икар»
«Икар»
«Лагуна»
«Лагуна»
«Кодомасы»
«Кодомасы»

Внимательные зрители. На переднем плане мольберт с набросками копий с автопортрета Анри Матисса.

Картинки с выставки. Анри Матисс: «Джаз»
«Кошмар белого слона»
«Кошмар белого слона»
«Цирк»
«Цирк»
«Лошадь, всадник и клоун»
«Лошадь, всадник и клоун»
«Волк»
«Волк»
«Тобогган» (индейские сани)
«Тобогган» (индейские сани)
«Месье Лояль»
«Месье Лояль»
«Пловец в аквариуме»
«Пловец в аквариуме»
«Глотатель мечей»
«Глотатель мечей»
«Судьба»
«Судьба»

Вот так примерно выглядел творческий процесс декупажа для книги «Джаз», правда, лет за десять до этого снимка (фото из интернета).

Анри Матисс у себя в квартире в отеле «Режина» в Симье на окраине Ниццы, 1953.
Фото из интернета.
Анри Матисс у себя в квартире в отеле «Режина» в Симье на окраине Ниццы, 1953. Фото из интернета.

И ещё несколько слов о книге «Джаз», которые были сказаны генеральным директором Государственного Эрмитажа Михаилом Борисовичем Пиотровским в декабре 2019 г.:

«Мы открываем небольшую, но очень важную выставку. В честь 150-летия Анри Матисса, которое отмечается 31 декабря, представляем его книгу „Джаз“ из коллекции Эрмитажа. Её подарила музею Лидия Делекторская — муза и помощник Матисса. Книга была в 20 экземплярах, которые не предполагалось продавать».

Дальше — текст ТАСС по этому случаю с небольшими сокращениями.

Книга «Джаз» создавалась в 1943–1944 годах. Матисс сначала создал серию декупажей, вырезая силуэтные формы из окрашенной гуашью бумаги и составляя из них композиции, затем написал от руки текстовые пояснения к изображениям. Для издания текст был репродуцирован факсимильно, а декупажи воспроизведены Эдмоном Верелем с использованием той же гуаши, которую применял Матисс. В итоге в книгу вошли 20 цветных композиций и около 70 страниц с текстом.

Сюжеты декупажей навеяны воспоминаниями о цирке, народных сказках и путешествиях. Как установили исследователи творчества Матисса, изначально автор планировал назвать книгу «Цирк», но позднее выбрал для неё музыкальное название, связанное не с тематикой, а с характером композиций.

Эрмитажный «Джаз» Матисса — один из 20 экземпляров, не предназначавшихся для продажи. Его Матисс подарил в 1948 году своей помощнице Лидии Делекторской, а она передала её в Эрмитаж в 1960-е годы, приложив ещё несколько набросков, которые показывают процесс работы над рукописью «Джаза» и её оформлением.

Конечно, здесь представлена лишь часть того, что можно было увидеть на экспозиции «Джаз». Но общее представление я постарался дать. Буду благодарен, если найдутся смельчаки, готовые перевести рукописные французские тексты, сделанные лично Анри Матиссом.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии

Центральный Выставочный Зал

Комсомольский пр., 10, Пермь, Пермский край, 614045 Подробнее об объекте