К пермским богам

В Перми рядом с Набережной, в центре города виднеется шпиль. Саша, который в этом городе впервые, машет в ту сторону рукой и говорит: «там еще церковь». Но, я, то знаю, что это не так. Это Пермская художественная галерея, куда мы сейчас и направляемся.

Так уж получилось, что я третий раз в Перми, но, ни разу не была в этой галерее. Но, как говорится лучше поздно, чем никогда.

8
К пермским богам

Пермская художественная галерея — старейший музей Урала был создан в начале ХХ века одним из первых на Урале. Пермская государственная художественная галерея считает датой своего основания 7 ноября 1922 года, когда к 5-летию Октябрьской революции был открыт художественный музей. Здесь хранятся сокровища, ради которых стоит ехать в Пермь.

3
К пермским богам

Первое сокровище коллекции галереи — это строгановская коллекция.

5
К пермским богам

«Строгановы, одна из самых известных русских семей. В 1558‑м Иван Грозный отдал Строгановым огромные территории по берегам уральских рек Чусовой и Камы. С этого времени бизнес Строгановых стал одним из главных двигателей русской колонизации. Их энергия и предприимчивость не только продвинули российские границы на восток, но и преобразили земли, на которых Строгановы добывали соль, руду и лес». Иванов в документальном фильме «Урал -хребет России» про это преображение говорит даже как про создание новой цивилизации, основой которой был принципиально новый тип поселения — города-заводы. «Вместе с заводами строились и церкви, следом появлялись артели иконописцев и мастерские по изготовлению церковной утвари. Строгановы приглашали и мастеров из Москвы. Музейные экспедиции 1920‑х годов позволили сохранить многое из созданного строгановскими мастерами». (с сайта музея)

В музее около полусотни икон, созданных по заказам Строгановых в конце XVI — первой половине XVII века. Небольшую часть этой коллекции можно увидеть на первом этаже.

Истома Савин — автор одной из самых известных икон строгановской школы, Богоматери Владимирской со «Сказанием о чудесах иконы Владимирской Божьей Матери» в восемнадцати клеймах. Но иконы — это только часть строгановского наследия. Первое, что попадет в поле зрения посетителя это портреты самих хозяев земли Пермской кисти известных и неизвестных авторов.

3
К пермским богам

От портретов неизвестных художников начала XVIII, постепенно переходим к известным художникам 19 века: академистам Брюллову, Верещагину, Бруни. Полотна Саврасова, Куинджи, Левитана, Крамского, Репина и Серова, безусловно, являются одними из самых интересных произведений художественной галереи в Перми, демонстрируя апогей развития русской живописи во второй половине XIX — начале XX века. Так мы знакомимся с историей развития всего русского искусства на протяжении двух веков.

1 из 8

Коллекция русской и зарубежной живописи сформировалась в 20-е годы XX века, когда из расформированного Московского музея новой живописной культуры было передано свыше 500 единиц хранения. Из московского музея в Пермь были переданы полотна Айвазовского, Серова, Репина, Левитана. В 1928 году пермский художественный музей получает статус картинной галереи, благодаря чему начинается планомерная работа по собранию экспонатов именно в рамках выставляемых коллекций. Большая работа, проведенная в довоенные годы, позволила сформировать в Перми государственную художественную галерею общероссийского значения, обладающей уникальной коллекцией.

1
К пермским богам
9
К пермским богам

Здесь можно увидеть не только полотна известных русских живописцев, но и красивый фарфор всех русских фабрик, начиная от Императорского завода заканчивая интересными образцами агитационного фарфора 1920-х годов со всевозможными надписями.

1 из 2

Основная концепция галереи показать искусство Урала на фоне искусства страны. Поэтому здесь есть место и уральским художникам. Много их картин в зале с полотнами авангардистов.

1 из 3

Вот так разглядываешь, произведения авангардистов и уже собираешься идти на второй этаж, как вдруг смотрительница тихо говорит: «там за стенку можно заглянуть, там есть иконостас». Заглядываю, на контрасте с авангардом и агиткой — это оказывает еще более сильное впечатление.

1 из 5

Как так получилось, что здесь есть алтарь? Самое время сказать пару слов о помещении, что занимает галерея. Это памятник архитектуры XIX века — Спасо-Преображенский собор на берегу Камы, его строительство было завершено в 1832 году. Одной из ключевых вех развития картинной галереи стал переезд музея в здание Спасо-Преображенского собора, самый крупный храм Перми. После переезда были организованы выставки древнерусской иконы, пермской деревянной скульптуры, произведений из драгоценных металлов, прикладного искусства, а также выставка местных художников.

Но, даже не этот великолепный алтарь — главное сокровище галереи. Оно на самом верху на третьем этаже — это коллекция деревянной культовой скульптуры.

2
К пермским богам

Обретение этой уникальной коллекцией Пермская художественная галерея обязана одному человеку — Николаю Николаевичу Серебренникову. Он был директором Пермской художественной галереи в 1925–1949 годах, а позже — её главным хранителем. Но, что самое главное, он был гений места, совершенно по Петру Вайлю: «связывающий интеллектуальные, духовные, эмоциональные явления с их материальной средой».

Николай Николаевич в своей книге «Пермская деревянная скульптура» рассказывает историю, с чего начиналась эта коллекция. Произошло все в селе Ильинском, где на тот момент Серебренников работал заведующим музеем. Идя домой, он услышал, как хлопают створки дверей в кладбищенской часовне. Нехотя он свернул посмотреть в чем дело, и увидел то, что его поразило — деревянные скульптуры, одна из которых — Иисуса Христа с лицом татарина.

1 из 4

Зашел в местный исполком, быстро получил разрешение перенести скульптуры в местный музей. С этого случая и начался интерес Николая Николаевича к деревянной культовой скульптуре. Потом эти скульптуры увидел, приехавший из Перми, Сыропятов тогдашний директор Пермской художественной галереи. Вместе они пришли к выводу, что надо выяснить происхождение скульптур, что они представляют собой с бытовой и художественной стороны. Но для этого надо собрать деревянную скульптуру, рассеянную по Прикамью.

4
К пермским богам

Сын священника, Серебренников понимал, что единственный способ спасти предметы религиозного искусства — переместить их в музей, пусть даже под лозунгами вроде «За новый коммунистический быт — против религиозного дурмана». Т. к. советская власть закрывала, а иногда и уничтожала церкви, вместе с храмами погибали церковная утварь и иконы.

4
К пермским богам

В 1923–1926 годах Серебренников организовал шесть экспедиций в северные районы нынешней Пермской области. Именно эти экспедиции и обогатили галерею иконами, церковной утварью, золотым шитьём и фигурами «деревянных богов». В своей книге он подробно рассказывает, о том, как непросто было доставить эти экспонаты в Пермь, ведь навигация уже закончилась.

5
К пермским богам

Но благодаря ему в Пермской галерее появилось то, чего больше нет ни в одном музее — удивительная деревянная скульптура. Она получила высокую оценку современников. Первую авторитетную оценку дал известный историк искусства Грабарь. Он считал пермское собрание деревянной скульптуры изумительным, а создание его — исключительным музейным событием.

Луначарский после осмотра Пермской художественной галереи написал: «Совершенно потрясающее впечатление производит богатейшая коллекция деревянных скульптур. Это ново, необычайно интересно с художественно- и культурно-исторической точки зрения и в то же время поражает своей художественной силой, как в смысле своеобразного мастерства техники, так и по силе психологической выразительности».

В настоящее время эта коллекция известна на весь мир. У нее есть второе название «пермские боги». Коллекция экспонировалась во многих городах мира.

1 из 6

Как же так получилось, что такое не характерное явление для православных храмов как скульптура, получило развитие именно на северных территориях Пермского края?

Серебрянников предполагает, что здесь оказали влияние языческие верования местных коми-пермяков и манси, которые поклонялись идолам даже после крещения.

Серебренников в книге «Пермская деревянная скульптура» среди обилия фактов долгожительства язычества на Северном Урале упоминает и такой: «Вогулы… в 1715 г. ставили условием принятия ими христианства помещение их идола после крещения».

По экспонатам коллекции можно проследить, как трансформировалось и развивалось искусство деревянной скульптуры, начиная с 17 века. Первые скульптуры и, правда, по исполнению напоминают древних идолов. Но последующие образцы очень искусно выполнены, имеют характерные национальные черты местных жителей, обладают сильной энергетикой и производят какое-то нереальное впечатление.

1 из 8

По задумке авторов важнейший элемент зала деревянной скульптуры — этот великолепный резной храмовый иконостас, огромный, пышный, создающий необыкновенно эффектное пространство. Барочные ангелы и румяные святые иконостаса оттеняют скорбь сдержанных «деревянных богов».

1 из 2

На данный момент здание, в котором располагается галерея, уже формально передано РПЦ. Идет строительство нового здания. Переезд галереи в новое помещение — это лишь вопрос времени. Поэтому стоит поторопиться с ее посещением, чтобы увидеть в том виде, в котором задумали ее создатели.

Какими еще сокровищами обладает Пермская художественная галерея? На втором этаже представлена коллекция Западноевропейского искусства — полотна голландских, итальянских и французских мастеров, таких как полотно Я. Йорданса «Павел и Варнава в Листре», картины Франчабиджо, Я. ван Гойена и Ф. Воувермана.

К сожалению, посетители видят не все сокровища. Быть может новое помещение решит эту проблему. Время покажет… А пока, спешите повидаться с «пермскими богами» в этом уникальном месте.

Режим работы: понедельник — выходной

Вторник, среда, пятница и суббота: с 10:00 до 19:00.

Четверг: 12:00 до 21:00.

Воскресенье: 11:00 до 19:00.

Стоимость билетов: взрослый — 150 рублей.

Перед посещением в праздничные дни лучше уточнять режим работы на официальном сайте Пермской художественной галереи и странице ВКонтакте. Здесь же можно узнать о проектах, экскурсиях, интересных лекциях прочих мероприятиях, проходящих в стенах галереи.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии

Пермская художественная галерея

Комсомольский пр., 4. Подробнее об объекте