Признаюсь, настолько привык к названию «Пермская государственная художественная галерея», что до последнего времени так её и называл. И не заметил, когда и как из названия галереи исчезло слово «государственная» (хотя, в интернет-ресурсах даже официальный сайт галереи содержит эту часть наименования). Вероятно, связано это с тем, что Пермская галерея из объекта культуры республиканского значения возвратилась в ранг регионального музея. Осознал это обстоятельство, только когда рассмотрел внимательно табличку на входе. Бывает же, как долго доходят до сознания некоторые очевидные вещи.
1
У входа в Пермскую художественную галерею. Февраль 2022 г.
Выставка с лаконичным названием «Игорь Грабарь» в Пермской художественной галерее посвящена 150-й годовщине художника. Правда, юбилей состоялся 25 марта, а выставка начала работать в ноябре 2021 года, но для юбилейного года это не имеет значения. А мы вот собрались на неё в предпоследний день работы, 26 февраля. Как говорится, лучше поздно, чем никогда. Уже в холле увидели плакат, из которого видно, что выставка в очередной раз продлена — до 30 марта 2022 г.
В холле Пермской художественной галереи. Февраль 2022 г.
И всё же: кто такой Грабарь, какое отношение имел он к Пермской художественной галерее? На выставке есть баннеры-листовки, посвящённые И. Э. Грабарю, я даже заснял их и некоторые приведу дальше. Но, поразмыслив, посчитал более целесообразным в качестве вступления привести здесь выдержки из статьи куратора выставки, ведущего научного сотрудника Пермской художественной галереи Тамары Шматёнок, опубликованные на сайте галереи.
»Выставка посвящена жизни и деятельности Игоря Эммануиловича Грабаря (1871–1960). Для отечественной культуры — это личность редкая, по своим талантам универсальная. Природа наделила Грабаря многими дарованиями: прекрасный живописец, художественный критик, историк искусства, руководитель и один из авторов первой научной «Истории русского искусства» (1910–1915), один из основоположников современного музееведения, научной реставрации и охраны памятников искусства и старины, педагог, глава попечительского совета Третьяковской галереи. В каждом направлении своей деятельности он оставил свой след.
Как художник Грабарь был участником множества самых разнообразных выставок: объединения «Мир искусства», «Союза русских художников», дягилевских выставок русского искусства в Петербурге, Париже, Берлине, Венеции, всех крупных выставок советского периода. Уже в дореволюционные годы в Италии, Германии и Франции были изданы монографии, посвящённые его творчеству. В 1900-е годы он занимается преимущественно пейзажем и натюрмортом, позднее появляется портрет. Грабарь полностью нашёл себя как «певец русской природы», открыв миру русский пейзаж своими богатыми колористическими решениями.
Невозможно переоценить роль Игоря Грабаря как инициатора и участника 15 научных экспедиций в сохранении, реставрации и изучении архитектурно-художественного наследия Русского Севера. Он стал одним из наиболее деятельных организаторов охраны памятников искусства и старины, инициатором создания Государственных центральных художественно-реставрационных мастерских, носящих сегодня имя И. Э. Грабаря. Он и его коллеги открыли миру сокровища русской иконы, имена Андрея Рублёва и Феофана Грека.
Деятельность Грабаря оказалась надолго и основательно связана с историей Пермской галереи. В 1925 году он приезжал в Пермь и вместе с директором галереи Николаем Серебренниковым побывал в древнейших поселениях Пермского края — Соликамске, Усолье, Орле-городке и Пыскоре с целью выявления памятников, требующих постановки на учёт и хранение. Игорь Эммануилович первым оценил художественное и культурно — историческое значение Пермской деревянной скульптуры. Первым же из столичных художников он преподнёс в 1926 году в дар галерее свою знаменитую картину «Туркестанские яблоки».
В последующие годы Грабарь оказал пермякам большую помощь в комплектовании, изучении и реставрации коллекций галереи. Благодаря ему из Государственного музейного фонда в галерею поступили, к примеру, произведения Федора Бронникова, Василия Верещагина, Ивана Айвазовского, Алексея Боголюбова, Василия Поленова, Алексея Саврасова, Ивана Шишкина, Константина Коровина, Виктора Борисова-Мусатова, Бориса Кустодиева и других знаменитых художников. Дружба Грабаря с Пермской галереей продолжалась вплоть до ухода его из жизни в 1960 году».
1
Экспедиция по северу Пермского края. 1925. Н.Н. Серебренников (третий справа), И.Э. Грабарь (в центре, рядом с Н.Н. Серебренниковым), Фото с сайта Пермской художественной галереи
На выставке можно увидеть, как следует из той же публикации, «несколько картин самого художника; ряд произведений, поступивших в галерею из Государственного музейного фонда при содействии Грабаря; произведения, отреставрированные в Центральных художественных и научно-реставрационных мастерских им. И. Э. Грабаря; архивные фотографии Грабаря и создателей Пермской галереи; редкие документы, например, рецензию Грабаря на рукопись Николая Серебренникова о Пермской деревянной скульптуре и его переписку с Серебренниковым, а также многое другое».
Выставка организована самой галереей, поэтому практически все картины, иконы и скульптуры, иллюстрирующие выставку — это либо экспонаты постоянной экспозиции Пермской галереи, либо произведения из её запасников. На этикетках, дающих пояснения к каждому экспонату, в отличие от постоянной экспозиции, указано, когда и откуда он получен, где находился ранее, где и у кого проходил реставрацию. Некоторые экспонаты и их этикетки я сфотографировал.
Один из первых стендов на выставке представляет начальный период деятельности И. Э. Грабаря. Его ранние работы были представлены в Париже на выставке русского искусства, организованной С. П. Дягилевым в 1906 г. Вероятно, к этой выставке как раз и относится цитата самого И. Э. Грабаря, воспроизведённая на стенде. Не случайно здесь в центре стенда приведены портреты совсем тогда молодых И. Э. Грабаря и нашего земляка С. П. Дягилева (1872–1929), а ниже них — официальное извещение об открытии в Таврическом дворце 6 марта 1905 г. «Историко-художественной выставки русских портретов». Коллекция для этой выставки была собрана тем же С. П. Дягилевым.
2
Стенд, посвящённый совместным усилиям И.Э. Грабаря и С.П. Дягилева по пропаганде русского искусства
Агитплакаты первых лет советской власти. Надо сказать, И. Э. Грабарь «без раскачки» включился в работу по сохранению памятников и сбережению художественного наследия.
1
Плакаты в защиту чтения и библиотек. И вообще: «Граждане, храните памятники искусства». Актуально
1
Плакаты о проведении различных выставок в 1920-х гг.
На следующем стенде — портреты тех, кто внёс весомый вклад в дело собирания и пропаганды искусства. Слева вверху — первый директор Пермского художественного музея (1922–1925) Александр Константинович Сыропятов, вместе с которым Н. Н. Серебренников предпринял первые экспедиции по Пермскому краю в поисках уникальных предметов старины.
Первый директор музея Александр Сыропятов писал: «Открытием в Перми Художественного музея положено начало большому и серьёзному делу, значение которого при нормальном его развитии подлежит оценивать в широком, общереспубликанском, но отнюдь не только в пермском масштабе…». Между прочим, Пермскому художественному музею (впоследствии — Художественной галерее) в 2022 г. исполняется 100 лет. Поздравляя коллектив галереи с этой датой, желаю и далее сохранять и приумножать бесценную коллекцию галереи, приобщать к ней народ.
Рядом с А. К. Сыропятовым — портрет совсем тогда молодого учёного Николая Николаевича Серебренникова (1900–1966), собравшего в начале 1920-х гг. уникальную коллекцию Пермской деревянной скульптуры. В 1925 г. он возглавил Пермский художественный музей и рукодил им до 1949 г. В 1932 г. Н. Н. Серебренников добился перевода музея в здание Спасо-Преображенского собора, который тогда собирались сносить. Тем самым Н. Н. Серебренников и улучшил условия для размещения музея, и спас от разрушения собор.
1
Объявления о проведении выставок произведений искусства в Перми в 1924, 1925 и 1926 гг.
При деятельном участии Н. Н. Серебренникова была сформирована и систематизирована одна из лучших в России коллекция произведений искусства, включая отдел Пермской деревянной скульптуры. В 1936 г. художественный музей был переименован в Пермскую художественную галерею. В 1945 г. провинциальная (на тот момент Молотовская областная) художественная галерея обрела статус культурного объекта республиканского значения и титул «государственная» в названии.
Справа на этом же стенде — портрет И. Э. Грабаря эпохи становления Пермского художественного музея (1924). Привожу этот портрет более крупно.
1
Грабарь И.Э., 1924. Копия предоставлена Государственной Третьяковской галереей.
Далее видим несколько стендов, которые на примере произведений из Пермской художественной галереи показывают, как производилось комплектование музейного фонда. Прежде всего представляют интерес подходы к формированию разделов русской живописи, достаточно полно изложенные в следующем баннере-листовке (Т. Д. Шматёнок)
Вот, например, стенды, представляющие русскую школу живописи и графики.
2
Некоторые картины хорошо помню с детских лет, когда совсем робко переступал порог этого храма искусств. Например, вот эту.
5
Богаевский К.Ф. (1872-1943). Генуэзская крепость, 1907. Поступление: Государственный музейный фонд, 1927, ранее - в коллекции В.О. Гиршмана, Румянцевском музее.
Ещё один стенд, представляющий русскую живопись
4
Покажу более крупно два портрета из этой подборки, которые мне особенно по душе.
Келин П.И. (1877-1946). Женский портрет, 1914. Поступление: Государственный музейный фонд, 1920. Ранее - в коллекции Кобякова.
Не выпадают из общего течения русской живописи и полотна, созданные самим Игорем Грабарем. В Пермской художественной галерее хранится 4 его работы: «Весенний ветер» (1905), «Туркестанские яблоки» (1920), «Розы на рояле» (1939) и «Весна в Абрамцеве» (1944). На выставке представлена самая ранняя из них. Почти импрессионистская картина «Весенний ветерок» необычайно притягательна, она вся наполнена солнечным светом и тёплым ветром.
3
Других картин Грабаря на выставке я не заметил (возможно, пропустил), но не могу не показать ещё одну. Примечательна эта ставшая знаменитой картина тем, что Игорь Грабарь, первым из столичных художников, преподнёс её в дар Пермскому художественной галерее (тогда ещё художественному музею) в 1926 году.
2
Игорь Грабарь. «Туркестанские яблоки». 1920. Фото с сайта Пермской художественной галереи
Идём по выставке дальше
2
Стенд, посвящённый русской графике
Раскрыть и более крупно показать все работы с этого стенда невозможно, поэтому приведу лишь этикетки нескольких.
Стенд «Русская школа. Графика». Этикетки к работам крайнего левого ряда (сверху вниз)
Стенд «Русская школа. Графика». Этикетки к работам второго ряда справа (сверху вниз)
Стенд «Русская школа. Графика». Этикетки к работам крайнего правого ряда (сверху вниз)
Обращает на себя внимание почти стандартная запись на всех этикетках: «Поступление: Государственный музейный фонд, 192… г.». В этой связи не лишне вспомнить, что если понимать под ГМФ некую структуру, уполномоченную распределять его сокровища по музеям, то за ней снова увидим И. Э. Грабаря, возглавлявшего это направление деятельности ГМФ в 1920-е гг.
В залах, где размещена выставка, довольно многолюдно
1
Экспозиция мастеров западноевропейских школ предваряется обширным текстом
«Западноевропейские школы», вступительная статья
Этот раздел на выставке представлен несколькими картинами. Привожу фотокопию одной из них, снабжённой специальной «выставочной» этикеткой, которая интересна даже сама по себе, т. к. кратко описывает долгий и сложный путь одной из картин Якоба Йорданса — от частной коллекции в Дрездене до коллекции Пермской художественной галереи.
1
Якоб Йорданс. Павел и Варнава в Листре, XVII век.
Вероятно, ни в какой другой сфере связь И. Э. Грабаря и Пермской художественной галереи не проявлялась так отчётливо, как в отношении собирания и реставрации русской иконы и деревянной скульптуры.
Раздел предваряется содержательной статьёй искусствоведа Т. Д. Шматёнок. Привожу её полностью, т. к. даже беглое знакомство с ней позволяет прояснить многие вопросы.
К периоду плодотворного сотрудничества И. Э. Грабаря и Н. Н. Серебренникова относятся их портреты, размещённые рядом.
Вверху: Иогансон Б.В. (1893-1973). Портрет Н.Н. Серебренникова, 1943. Внизу: Вышеславцев Н.Н. (1890-1952). Портрет И.Э. Грабаря, 1944.
На выставке не так много экспонатов, посвящённых теме реставрационной деятельности. Приведу некоторые. Примечательно, что почти на всех иконах даты реставрации относятся к периоду 1941—1944 гг. На некоторых отмечено участие Государственных центральных художественно-реставрационных мастерских, созданных по инициативе И. Э. Грабаря в 1918 г. Вот некоторые из открытых заново икон Семёна Хромого, датируемых началом XVII века.
1
Покажу каждую из них более крупно.
2
3
А это — икона работы Никифора Савина «Никита Воин», 1631 г.
2
1
Икона Царевича Дмитрия, XVII век. Автор неизвестен. Признаюсь, вижу подобное впервые
3
Икона Богоматери Боголюбской, XVII век. Автор неизвестен.
4
Замечу, что все населённые пункты, откуда поступили эти иконы, находятся в северной части Пермского края. И, судя по датам поступления, большинство их были обретены экспедициями Н. Н. Серебренникова.
Есть в разделе реставрации на выставке и несколько деревянных фигур. Привожу изображения двух из них. Мне кажется, они могли бы украсить постоянную экспозицию Пермской деревянной скульптуры, расположенную здесь же, на третьем этаже галереи.
1
1
Выставка позволяет лучше понять личность Игоря Эммануиловича Грабаря. Но она же отчётливо показывает невидимые, но прочные нити, позволившие создать уникальную коллекцию Пермской художественной галереи и объединившие её с общим музейным пространством Советского Союза и России.