Переславль-Залесский — районный центр Ярославской области (в 124 км к юго-западу от Ярославля), расположен на юго-восточном берегу озера Плещеево. Был основан в XII веке.
Переславль-Залесский — районный центр Ярославской области (в 124 км к юго-западу от Ярославля), расположен на юго-восточном берегу озера Плещеево. Был основан в XII веке.
Переживший века (Спасо-Преображенский собор).
Погрузиться в глубину Великой Руси — заповедный Переславль-Залесский. Одно только имя этого славного города уже манит и одновременно завораживает. Переславль — «перенявший славу», Залесский — находящийся за лесами, как в присказке: «где-то за лесами, за горами, за широкими морями». Вообще древнерусские имена очень благозвучны: Добрыня — добрый, Благомир — приносящий благо миру, Братислав — брат славы, Вячеслав — славящий совет, Владимир — владеющий миром.
В самом центре Переславля-Залесского, на Красной площади, стоит Спасо-Преображенский собор, который был заложен одновременно с древним городом в 1152 г. Юрием Долгоруким. Достроен же собор в 1157 г. при его сыне Андрее Боголюбском.
Данный собор — единственный из пяти первых белокаменных храмов Северо-Восточной Руси, переживший века, дошедший до нас почти в полной сохранности, не утратив своего первоначального облика. Историки предполагают, что рядом с собором располагалась резиденция князя, его деревянный дворец-терем соединялся галереей с хорами храма. Именно здесь крестились многие удельные и переславские князья, в том числе великий полководец Александр Невский; возвели в сан игумена преподобного Сергия Радонежского, прежде чем он возглавил основанную им Троице-Сергиеву Лавру и др.
Атмосфера около храма благостная и тихая! Мы как раз попали под мелкий летний дождичек, народа было мало, и меня умилила кучка туристов (под разноцветными зонтиками), слушавшая рассказ экскурсовода, как, возможно, такие же туристы с фотографических открыток середины прошлого века («Закаты и рассветы над Переславлем-Залесским»), купленных еще моим дедушкой.
Внешний вид собора отличается простотой и строгостью, поскольку он выполнял не только функцию княжеской церкви, но и гарнизона крепости. Стены собора очень мощные, выложены из известнякового прочного камня (большинство же построек кремля, не дошедшие до нас, были деревянные). Узкие щелевидные окна скорее напоминают бойницы крепости. Это подтверждает и расположение собора — рядом с сохранившимися земляными валами, которые служили оборонительным целям городу-крепости. Предполагают также, что купол/глава собора-богатыря, изначально имела небольшую шлемовидную форму, но приблизительно в 16 в. была заменена на луковичную.
на фотографии: вид на Собор с земляных оборонительных валов.
Но не смотря на отмеченную простоту, в ходе реставрационных работ на створках наружных дверей собора (после очистки слоя краски и ржавчины) открыли изящный цветочный орнамент накладных деталей,
а позже (в 2015 г.) очень красивую гравировку, изображающую единорога, льва и двух птиц — важные символы царской власти, которые были на печатях, монетах и знаменах в годы правления первых царей Романовых.
Происхождение дверей относят уже к 17 в. Это позволяет проследить нерасторжимую связь времен, говорить об огромной значимости, почитаемости собора в разные исторические времена. Привнося новые элементы в убранство собора (а также восстанавливая после разорительных войн и пожаров), люди прошлых столетий стремились сохранить и возвеличить собор.
Двери действительно привлекают к себе внимание, делают собор нарядным и приветливым. Непременно хочется подойти к ним поближе, рассмотреть их растительно-цветочный орнамент, прикоснуться, заглянуть во внутрь храма.
Прогуливаясь по Красной площади рядом с собором (а считают, что Красная площадь в Москве получила свое название по аналогии с переславской), можно погрузиться в древнерусскую атмосферу, поразмышлять над нашим героическим прошлым (недаром храм сравнивают с воином-богатырем), полюбоваться архитектурой домонгольской Руси.
Историю, культуру всегда интереснее изучать, побывав на месте произошедших событий. Увиденное часто пробуждает в нас интерес, дает толчок к дальнейшему осмыслению и формированию собственной точки зрения.