Введенская церковь стала крайней точкой моего хаотического движения от железнодорожного вокзала по Пензе. От неё я отправился в обратный путь.
Интересные выверты творит история. Когда-то в этом месте было кладбище, кладбища в старинных городах были разбросаны тут и там, ныне же следов их отыскать невозможно.
Была на нём деревянная Архангельская церковь, первое упоминание о ней датировано 1676 годом, через 13 лет после основания города Пенза. Вполне возможно, что она была построена несколько раньше.
Сожгли её.
Взаимоотношения между Россией и монголами долгое время регулировалось шертями.
Шерть (от араб. šart «соглашение, условие», см.: алт. šert «клятва»; хак. сирт) — присяга на верность договорным отношениям с Русским государством.
Шертями от 4 февраля 1655 года и 30 марта 1657 года Россия признавала, что калмыцкие кочевья могут простираться по крымской стороне до Царицына, по ногайской стороне до Самары.
Россия, признав с одобрением факт добровольного вхождения калмыков в ее состав, официально от имени великого государя законно закрепила Грамотой Посолького приказа от 6 июля 1657 за своими подданными территорию: летом — от Астрахани до верховья Волги и зимой — побережье Каспийского моря, поросшее камышом.
В 1664 году Калмыцкое ханство было официально признано Россией.
В 1677 году под Астраханью воеводой Πетром Μихайловичем Салтыковым была заключена с калмыцкими старшинами шерть, по которой договаривающиеся стороны взаимно обещали «ссор и задоров не чинить».
Вот только не всё было гладко. Вхождение в состав Российского государства накладывало определённые обязанности.
Сыграло роль также введение крепостного права. В 1649 году произошло окончательное оформление крепостного права, соборное уложение 1649 года отменило урочные лета, закрепив таким образом бессрочный сыск беглых крестьян. В 1675 году вышло разрешение продавать крестьян без земли.
В июле 1680 году на Пензу был совершен набег объединенных ватаг низовых казаков и калмыков. Крепость взять не смогли, но было сожжено 350 домов. Сгорела и церковь.
В 1721 году было построено новое деревянное здание храма. Когда была построена деревянная Введенская церковь рядышком -точно неизвестно. Но завершилось дело построение одного, уже каменного, храма на месте двух церквей.
«ВВЕДЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ в Пензе, камен. церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы с приделами во имя Архангела Михаила (справа) и во имя трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (слева). Была построена в Пешей слободе в 1767».
Потом храм был расширен.
Стефан Васильевич Филаретов (1816 — 1892) после окончания Пензенской духовной семинарии в 1841 году был рукоположен во священники. В Введенской церкви он прослужил свыше 50 лет. Долгий срок!
С 1873 года был епархиальным духовником, благочинным городских церквей и духовник благотворительницы М. М. Киселевой. Про Марию Михайловну Киселёву я рассказывал в материале Церковь, покинутая монастырем, а затем монастырем ставшая.
В Спасо-Преображенском мужском монастыре Пензы находится часовня с её мощами.
Стефан Васильевич Филаретов был похоронен под сводами своего храма. От захоронения ничего не осталось.
Мария Владиславовна Захарченко-Шульц (урождённая Лысова, в первом браке Михно́;1893 -1927) была уникальной женщиной. Участвовала в Первой мировой войны, стала кавалером двух Георгиевских крестов.
https://cdn-images.mn.ru/images/2022/09/mariya-zaharchenko-shulcz-3.jpg
Женщина в армии была редкостью. По Высочайшему разрешению, полученному при помощи императрицы и её старшей дочери, Мария, под именем своего первого мужа, — Михно, оставив дочь на попечении близких, в начале 1915 года поступила вольноопределяющимся в 3-й Елизаветградский гусарский Её Императорского Высочества Великой Княжны Ольги Николаевны полк — полк Русской императорской армии, шефом которого была Великая княжна Ольга.
В «Полковой песне Елисаветградских гусар» звучали слова:
«…Мы гусары не из фольги,
Всяк из нас литой булат,
Бережём мы имя Ольги,
Белый ментик и штандарт.
В поле брани, в поле чести
Имя Ольги нам закон…"
Её однополчанин штабс-ротмистр Б. Н. Архипов в своих воспоминаниях рассказывал:
«Мария Владиславовна недурно ездила верхом по-мужски, но, конечно, никогда не обучалась владению оружием и разведке: значит, с боевой точки зрения была бесполезна. Мало того, постоянное днём и ночью присутствие молодой женщины, переодетой гусаром, очень стесняло офицеров и солдат. Командир полка и не прочь был бы избавиться от такого добровольца, но ему подтвердили, что всё сделано по личному желанию Государя Императора. Пришлось смириться со свершившимся фактом.
Следует упомянуть, что за период, проведённый в рядах полка, находясь постоянно в боевых делах, М. В. Михно обучилась всему, что требовалось от строевого гусара, и могла на равных соперничать с мужчинами, отличаясь бесстрашием, особенно в разведке».
Помимо двух Георгиевских крестов Мария Владиславовна заслужила медаль «За храбрость».
В Введенской церкви Мария Захарченко была крещена, венчалась первым браком и крестила свою дочь.
После развала армии она вернулась в Пензу, где укрывала у себя бывших офицеров и, снабдив их документами, отправляла к белым. Затем сама добралась до Белой армии и эмигрировала после разгрома.
Захарченко-Шульц стала одним из персонажей романа советского писателя Л. В. Никулина «Мёртвая зыбь», повествующего о чекисткой операции «Трест». По роману был снят в 1967 году фильм «Операция „Трест“».
Архиепископ Иоанн (в миру Иван Андреевич Поммер, латыш. Jānis Pommers, 1876 -1934) — епископ Православной российской церкви, архиепископ Рижский и Латвийский, предстоятель Латвийской православной церкви — тоже имел отношение к Введенской церкви.
В октябре 1918 года приговорён к расстрелу большевиками, но помилован как иностранный подданный. В октябре 1919 года на четыре месяца заключён в тюрьму за «участие в контрреволюционной организации». Успешно вёл борьбу с «народной» церковью, организованной в Пензе лишённым сана архиепископом Владимиром (Путятой), за что один из сторонников Путяты покушался на епископа Иоанна и ранил его в ногу. Об этом странице жизни архиепископа Иоанна повествует мемориальная доска в виде креста на фасаде здания.
В августе 1920 года он избран на кафедру архиепископа Рижского и всея Латвии. После долгих переговоров советская власть дала разрешение на выезд его из России.
В 1929 году храм закрыли, в 1930 году хотели снести, но передумали и организовали в здании пожарное депо.
В 1999 году храм вернули в лоно церкви. Но даже в 2017 году — вид был ужасающий.
Хотя храм был возвращён, но под его стенами вплоть до 2005 года располагался «блошиный» рынок. Так себе соседство. Казалось, что здание может развалиться прямо на твоих глазах.
А вот фасад с той стороны, откуда подошёл я и где расположена мемориальная доска, выглядит вполне прилично.
В 2012–2016 годах рядом со зданием храма был построен двухэтажный причтовый дом. 10 сентября 2016 года митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим (Домнин) совершил в нём чин великого освящения храма-крестильни во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Снова два храма возле друг друга, как и несколько сотен лет назад.
Адрес: Россия, Пензенская область, г. Пенза, пл. Куйбышева, д. 1