Экскурсионно-паломническая служба в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре работает довольно слаженно и находится за оградой монастыря по адресу Международная улица дом 1. На сайте монастыря вся информация изложена и телефон, по которому можно записаться на экскурсии прилагается: +79113601177.
5
Не путайте с Экскурсионным бюро на улице Псковской — это другая организация, которая может предложить вам экскурсии не только по святой обители (перечень более скромный, нежели монастырские предложения), но и иные маршруты. Мне же услуги того бюро, в данные два посещения Печор (август и сентябрь), оказались не нужны.
Итак, на официальном сайте монастыря подробно рассказано, как можно записаться на экскурсии одиночным паломникам и туристам, в отличие от «организованных посетителей». Эти обычно приезжают на автобусах, нередко с предварительным посещением Изборска, его замечательной крепости, поэтому времени у них, как правило, немного и знакомство с монастырем ограничивается «экскурсией по монастырю». Однако в Псково-Печерский монастырь стремятся не только «организованные», которым, кстати, ни о чем и заботиться не надо — за них все устраивают организаторы, но прибывает и очень большая часть «неорганизованных». Вот им полезно знать все особенности записи на экскурсии и посещения заветных мест, расписания, цены и прочее.
И вновь повторюсь — на официальном сайте монастыря все изложено подробно и доходчиво. От меня же может пригодиться информация эксклюзивная, хотя она может быть помножена на случайность, тем более, что мне, как сказал бы человек мирской — «везет», а я воспринимаю это «везение», как Милость Божью.
3
В этот раз мне хотелось при посещении монастыря непременно побывать в Богом зданных пещерах, чтобы поклониться месту упокоения замечательного старца — о. Иоанна (Крестьянкина), которого при жизни встречала дважды. Хотелось побывать на экскурсии по монастырю, ибо сколько раз в монастыре была, а экскурсию услышала только единожды, причем так давно, что и не вспоминается так подробно, как хотелось бы. Помню, конечно, что экскурсоводом нам (группе студентов и преподавателей из Эстонии, где я читала лекции в вузе) назначили молодого и очень веселого, позитивного юношу-монаха… Эмоциональные впечатления всегда остаются в памяти дольше информации.
Еще в этот раз я, конечно же, хотела увидеть свою любимую икону, побывать на службах.
Вообще я ехала как паломница, хотя и с «туристическим оттенком».
Должна перед вами отчитаться, что все задуманное свершилось и вот здесь кому-то может пригодиться мой личный опыт.
Например, на сайте паломнической службы приводится дежурно-отстраненная рекомендация о посещении «Богом зданных пещер»: записываться заранее, по телефону, который я уже приводила. Я не воспользовалась этой рекомендацией и когда пришла в «службу», мне объяснили, что записать меня могут только через полторы недели — «мест нет». Никакие мои уговоры не подействовали, так что пришлось идти прямо к пещерам, где все же удалось примкнуть к какой-то группе. Так что мой совет вам — не отчаиваться: «Стучите и откроется»!
Экскурсию же удалось получить в тот день, когда я появилась в той «вспомогательной» службе. Назначили время, люди собрались. Вызывали по фамилиям, сформировалось несколько групп, каждую возглавил экскурсовод и все пошли знакомиться с монастырем. Поскольку мы приехали в Печеры на несколько дней, я впоследствии (в другие дни), проходя по территории монастыря, слышала о чем говорят экскурсоводы. Естественно, говорили об одном и том же, потому как история обители одна — древняя, великая, порою трагическая, но освещенная светом Божественного присутствия.
Однако экскурсии все же отличаются. Кому-то удается в процессе ознакомления побывать в келье старца о. Иоанна (Крестьянкина), кто-то посещает большее количество храмов, а наша экскурсовод (очень достойная юная девушка) кроме прочего повела нас в келью преподобного Симеона (Желнина) (1869–1960) и архимандрита Серафима (Розенберга) (1909–1994). Теперь эти пещерные кельи называются «музей старцев». Хочу заметить, что в группы «одиночных паломников» для посещения этого музея, обычно записываются на время 14.30. В это время эти группы и отправляются в путь по монастырю.
2
Конечно, словосочетание «одиночный паломник» звучит как-то одиноко, словно ты «отщипенец» какой-то. Однако вспомните, что слово монах происходит от слова «монос» — один. И старцы говорят, что даже несмотря на уединение, которые избирают некоторые монахи, они не одиноки, потому что «где живет один монах — там уже монастырь, потому что он освящает место своей молитвой».
Обычно в одиночестве в монастырях благословляют жить не всех, а избранных и обычно схимонахов. Остальные, как правило, живут в келье вдвоем. Эта традиция имеет несколько причин, одна из них — вдвоем легче молиться.
Не буду вводить вас в некоторые тайны монастырской жизни, они суть внутренней жизни каждой обители.
Я была несказанно рада, что мне выдалась такая возможность — побывать в гостях у старцев и о своих впечатлениях готова рассказать.
2
Оба старца жили в двух разных кельях, которые находились рядом. Так что жили и вместе, но не в одиночестве, так как архимандрит Серафим был келейником старца Симеона, а значит за ним были закреплены определенные обязанности, это было общение ученика и духовного учителя.
Расскажу немного об этих удивительных подвижниках. Именно воспоминания о них действительно освещают их жилища, где вроде бы и смотреть нечего — скромный монашеский быт… Однако когда читаешь воспоминания о их земном пути, то каждая вещь, будь то облачение, которое осталось, помянники, иконы, воспринимаешь не как фетиши, а как свидетелей монашеских молитв (и за нас с вами, даже в то время еще не родившихся). Ждешь духовного прикосновения Вечности, в которую они уже вошли…
3
Преподобный Симеон был прославлен церковью 1 апреля 2003 года. Он был прославлен в лике святых Псково-Печерских. Его мощи ныне покоятся в Сретенском храме монастыря.
Если подвижник прославлен церковью, то пишется его икона, составляется житие. Житие отличается от биографии тем, что включает не все перепитии судьбы человеческой, а рассказывает лишь о тех событиях, которые привели его к святости, те, которые могут нести вразумительный оттенок.
3
3
(ин-т)
Однако почивший в Бозе (1960 год) преподобный Симеон все же еще и наш современник, поэтому не стерлись в памяти воспоминания о нем, как о живом человеке — истинном подвижнике веры.
Как рассказать о монахе! Преподобный — это значит святой, угодивший Богу своим истинно монашеским поведением. Какое это поведение? Смирение и послушание, вместе с этим молитва и покаяние, потому что, кто мнит себя выше других, не исправляет свои ошибки — как он может кого-то слушаться! Это будет мукой.
Иногда у людей далеких от истинно монастырской жизни возникает мнение, что смирение, покаяние, послушание — это свидетельство чуть ли ни «бесхарактерности», слабости. Однако, все совсем наоборот. Обретение такого состояния — великий духовный труд, причем труд добровольный.
2
Для чего? Причина присутствия Зла в нашем мире — это результат своеволия человека (не буду углубляться в Священное писание). Именно поэтому умение обуздать своеволие, дабы исполнить Волю Божью, искать ее, не исказить — это цель жизни монашествующего. Монастырь — это школа, которая учит правильно пройти этот путь и это трудный путь, на который способны далеко не многие (и не все монашествующие).
Вообще трудное это дело — объяснить моим читателям, среди которых есть и откровенные богоборцы, суть прославления в лике Преподобного. Но будем считать, что я немножко намекнула на то, в каком направлении стоит думать (если есть желание, конечно).
Вот здесь сидели духовно больные люди — ждали «отчитки». Есть такое явление — одержимые люди (одержимые нечистой силой). Это очень страшно.
У нас в стране немного священников, которые имеют способности и благословение отчитывать таких больных.
2
Каждая экскурсия не обходится без рассказа о чудесах — это любимая тема людей, приезжающих в монастырь, особенно людей, которые только стоят на пороге Церкви — новообращенные. Рассказами о чудесах пестрят и словесные сопровождения экскурсоводов — тогда ведь и экскурсия покажется интересной, запомнится надолго.
Ну, разве не чудо! О своей кончине преподобный Симеон знал — было ему дано Откровение, что перейдет он в мир иной 15 января. Однако наместник — тогда это был о. Алипий, попросил о. Симеона не умирать на Святки и он вымолил еще три дня — скончался 18 января — в Крещенский Сочельник.
2
(ин-т)
Некоторые, далекие от церкви люди плохо понимают слово «смирение». Им кажется, что это какая-то «бесхребетность», так что любой может «веревки вить». И снова ошибка! Смирение — это жить с миром в душе! Если человек не гневается, мирен, спокойно и с любовью относится к окружающим, то и люди вокруг него входят в целительную тишину души, находят правильные решения в жизненных проблемах.
«Обрети мирен дух и тысячи людей спасутся рядом с тобой» — говорил другой святой, особо почитаемый на Руси преподобный Серафим Саровский.
Преподобный Симеон провел в монастыре почти всю жизнь, с 25 лет.
Послушания были разные — например, помогал восстанавливать Снетогорский монастырь… Но не перечисления заслуг и каких-то видов деятельности (монастырский труд — это «ой-ой-ой, как трудно» — очень часто именно физический труд), вспоминаются в келье. Здесь думается о молитве, иногда в прямом смысле «до седьмого пота», которую творил старец.
В определенный момент ему было предложено стать наместником монастыря. Но преподобный Симеон слезно отказался от такой власти и просил постричь его в схиму. Постриг состоялся в день чествования Симеона Богоприимца, так будущий преподобный стал Симеоном. После пострига епископ привел преподобного в сырую запущенную келью, что была вырыта в скале и сказал: «вот тебе келья, здесь и умрешь».
3
(Дверь справа ведет в пещерные кельи)
2
Сегодня в келии тепло и уютно, но с чего начиналось — трудно и представить!
Следующим местом посещения стала келия о. Серафима (Розенберга), которого в монастыре часто называют самым загадочным монахом (с легкой руки владыки Тихона (Шевкунова).
2
В своей книге «Несвятые святые» он так хорошо рассказывает и о монастыре, и о старцах, и о своем пути монашества, что цитировать нет смысла — возьмите книгу и прочитайте! Переиздана уже 11 раз! Читается на одном дыхании.
Ну, а о жизненном пути о. Серафима что рассказать! Немецкий барон, из добропорядочной семьи, получил прекрасное образование…
2
2
Часто у людей складывается превратное впечатление, что в монастырь идут люди-неудачники, у которых в миру не получилось стать «успешными».
Какое заблуждение!
Сколько талантливых, образованных, великих людей скрылось под монашеской мантией от грешного мира сего.
Вот это рукоделие преподобного Симеона! Какое мастерство! Сколько труда затрачено. чтобы создать этот храм в миниатюре!
2
Эта фотография не очень удачная, но захотелось сфотографировать поближе. Все как в настоящем храме!
3
Нет, они не убежали от мира, но нашли место, где можно отмаливать этот мир из любви к нему и к людям. Это не объяснить…
Владыко Тихон (Шевкунов) вспоминает, как однажды попросил архимандрита Серафима помолиться за него (тогда еще юношу) — хотел стать монахом.
2
(ин-т)
О. Серафим внимательно посмотрел на послушника и сказал: «Для этого нужно главное — ваше собственное произволение».
Впоследствии, в разговоре с тем же будущем владыкой, он же печалился о том, что беда современных монастырей в том, что люди идут в обитель со слабым произволением…
Не могу не согласиться с архимандритом Серафимом. Это так.
А владыко Тихон (Шевкунов), который так любил именно Псково-Печерскую обитель, здесь вырос духовно, стал ее наместником, недавно получил благословение оставить любимое место и отправиться в Крым.
Это и пример послушания. Монахи, да и вообще батюшки, коль получают благословение своего начальства (у военных это приказ), то ослушаться нет возможности. Нравится-не нравится… Значит так надо, потому что верят в промысел Божий о них.
Вот такие мысли возникли у меня после посещения совсем нового музея старцев, что теперь есть в Псково-Печерском монастыре.
2
3
Вроде бы и смотреть не на что, но христианская душа непременно откликнется, и вы согласитесь, что посетили две скромные кельи совсем не напрасно!