Что я знаю о льне! Тем более что я знаю о такой культуре, как конопля…
Что я знаю о льне! Тем более что я знаю о такой культуре, как конопля…
Оказывается, обе культуры объединяются понятием «Лубяные культуры», но это я узнала позднее, после посещения музея — посольства льна и конопли «Льняная губерния», что находится в Печорах.
Нет-нет! Не думайте, что я буду долго и нудно рассказывать о чем-то неинтересном. Не поверите! Я сама слушала в музее о льне и конопле более часа, и расставаться с нашим всеведущем экскурсоводом и сохозяином Владимиром (музей частный), не хотелось — так увлекательно!
Организаторами интересного музея были Владимир Москвин, Вера Фест и супруги Гуренко, случилось это не так давно — музей молодой. В этот раз нашим незабываемым экскурсоводом стал Владимир.
(фото ин-та)
Ну, а до того, как мы остановились по адресу ул. Рижская 75в и вошли в незнакомый двор, я все же укладывала в памяти мне известное.
Я помнила магазины «Русский лен», где когда-то можно было купить не только готовую одежду из льна, но и ткани. Эти магазины были во многих наших городах. То было время, когда из открытых окон чаще всего раздавались не звуки популярных песен, с виниловых пластинок, а фортепьянные экзерсисы — учить детей «музыке» было хорошим тоном, даже в малообеспеченных семьях. А еще часто слышалось стрекотание швейных машинок. Легкая промышленность в нашей стране долгое время хромала и все умудрялись как-то обходиться своими силами. Помню несколько льняных платьев — моих и моей мамы с аппликациями по подолу, выполненными из тех же нитей, что и материя (приходилось материю распускать на пряжу). Это было красиво. А материя была совсем дешевая. Это потом, когда иностранцы взвинтили цены на то, что у нас считалось «дешевкой», а у них «писком моды», лен для потребителей и у нас подорожал.
Вообще на Руси лен выращивали с древних времен (X—XI вв.) — это один из главных продуктов экспорта. В лен одевались, льняное масло использовали в пищу, оно давало здоровье и силу — его давили из зерен.
Бумажные деньги, паруса и морские канаты, пряжа и ткани, краски, бумага, порох (!), незаменимые средства при строительстве, — не берусь все и перечислить!
Вообще история льняной промышленности в России — это тема серьезной научной работы.
Но я обещала вас развлекать, а не утомлять.
Конечно, за многовековую историю были взлеты, были некоторые спады, но до 1917 года, Россия во многом имела прибыль именно от этого экспорта — лен и конопля были с давних-предавних времен «золотом» России.
Что еще я знала об этих культурах?
С далекого детства помнила рифму, что подобрал Незнайка к заданному поэтом Цветиком слову «пакля». Пакля — шмакля!
А то, что пакля — это волокно, отход от первичной обработки льна и конопли, что всегда использовался для прокладок в строительстве, это было невдомек.
Еще я знала, что предметом экспорта на Руси была пенька (пенька, деготь — это еще в школьных учебниках истории читалось). Но что такое пенька? Представление было смутное.
Википедия дает очень мудрое и скучноватое определение.
«Это конопляная бо́лонь, подкорье (как лыко липовое), воло́кна конопли, отделанные мо́чкою в воде, мятьём в мялке, трёпкой и чёской от кострыги или деревянистых частей и коры́…»
Переводить с русского на русский не берусь.
Да. Сложно. Хотя то, что канаты из пеньки не гниют в морской соленой воде — это запомнится сразу.
Конечно! Такое ценное сырье покупали в далеких землях!
И везли купцы и заморские, и наши родные, пеньку в чужие земли и были те торговые пути не безопасны — разбойнички подстерегали. Особенно в тех местах, где с одной воды до другой суда древние волоком волочили. Эти волокитчики иногда и в сговор с разбойничками входили, потому и возникло такое ругательное слово — «сволочи» — от сволочить, отволочить…
Еще, когда я эстонские руны записывала (тема научной работы), были там короткие попевки, которые пели на зимние праздники. На санях катались и то ли в шутку, то ли всерьез, но что-то вроде соревнования устраивали: Кто дальше прокатится с горы, у того и лен уродится длиннее, а это было важно для будущей пряжи. Потом в Пушкиногорье, в Бугрово, узнала, что это и наша родная традиция — такие игры, катания с гор устраивать, во славу будущего урожая льна. Так вот каждый думает, что это только его родное, а оказывается и у других народов что-то похожее есть. Вот была такая древняя русская традиция. Где лен выращивали, там и возникала такая игра, постепенно становящаяся традицией. Иногда заимствовали — культура жива взаимообменом, а иногда то, что называется типологическими связями — одинаковые условия, рождали одинаковые культурные ответы.
О конопле я вообще ничего не знала.
«Всесторонне» осведомилась прочитав роман Чингиза Айтматова «Плаха», который был впервые опубликован в 1986 году в популярном журнале «Новый мир».
Романом тогда зачитывались все — это было, несомненно, событие в нашей литературе. Но конопля зафиксировалась в сознании, как большое зло, так уж получилось.
Как видите — от «пакли-шмакли», до песенной культуры святочных катаний — диапазон моих «знаний» был довольно широкий. Но, признаюсь, неглубокий.
Для того, чтобы в музее вас ожидали и встретили, нужно заранее заказать экскурсию
(+7 (901)700 56 47.
Мы приехали без предупреждения, но экскурсию получили, хотя наша «группа» слушателей составила всего два человека — наша семейная пара.
Сначала нас встретила Вера и показала готовые, авторские, наряды, сшитые из льна.
Потом подошел Владимир и повел в помещение музея.
Вначале Владимир, видимо хотел нас «вовлечь» в процесс постижения и задавал вопросы у стендов и плакатов. Я таращила глаза и… отвечала невпопад.
Ну как мне выделить среди многих снопов коноплю, да лен!
Как среди разных голубых цветочков на плакате указать именно на цветы льна!
Но дело двигалось, Владимир рассказывал, и я постепенно вразумлялась.
Конечно, наш сопроводитель был увлечен своим делом — возродить выращивание ценных культур в России-Матушке, заинтересовать всех, кто приходит в музей, утраченной традицией! Мне показалось, что сейчас у милой семейной пары, которая нас встретила по хозяйски гостеприимно, это увлечение уже стало жизненным credo.
Вообще увлеченность контагиозна и вот уже он артист, читающий стихи и рассказывающий много интересного, преподающий интереснейшие факты, а я восторженный слушатель.
Обычно запоминаются именно интересные факты.
Вот машина, которую создал Форд. Здесь все из конопли… Конечно, это рекламный трюк, но заводилась и ездила.
Российская пенька была так популярна во всем мире, что когда на Филиппинах из определенного сорта банановых листьев стали производить волокно, его стали называть манильской пенькой.
В конце 19 века в России производили порядка 140000 тонн пеньки! Да и в СССР, в первые годы коноплю, как ценный продукт выращивали, ибо была выгода.
Хотя уже к началу Великой Отечественной войны производилось всего порядка 50000 тонн (почти в три раза меньше!)
Однако понимание ценности культуры было. Об этом свидетельствуют хотя бы детские книжки, которые в стихотворной увлекательной для детей форме, рассказывали о применении конопли и льна, о том, как эти культуры выращивали и обрабатывали.
Тоже знакомство с исконной русской традицией, причем с детства.
Среди золотых фигур известного фонтана «Дружба народов», была одна, в чьих руках был сноп с участием и наших лубяных культур.
В морском деле лубяные культуры вообще незаменимы, потому что канаты из конопли не гниют в морской воде, да и материя «парусина» получила название от парусов, которые тоже создавались из лубяного материала.
На морях-окиянах шли битвы и морские бои, а сырье для ткани на паруса у противников чаще всего были выращены на одной земле — Русской.
Лубяные культуры культивировали и в других странах. К великому сожалению, мы уступили свою исконную пальму первенства после того, как в 1961 году СССР ратифицировал инспирированную США конвенцию ООН. Тогда с мирового рынка и исчезла русская пенька. Сейчас главными производителями пеньки являются Канада, Франция, Китай, а главным потребителем США.
Мы же покупаем сырье для изготовления канатов и веревок из Беларуси…
Интересна и история джинсовой материи.
Раньше вся Русь Великая ходила в «джинсах» — самый дешевый, полезный для здоровья и экологичный тканевый материал. А поскольку была эта материя грубая, но и дешевая, одевалась в нее в основном крестьянская, да работная Русь.
Вообще мы уже говорили о типологических связях. В парусиновой одежде ходила не только Русь. Подобную одежду ввиду ее практичности стали шить моряки из рваных парусов, потом эту одежду оценили золотоискатели в Америке. Вначале эти популярные штаны в Америке шили из конопляной парусины, но потом конопля в этом производстве была вытеснена хлопком.
«Джинсовая история» длинная и древняя. Американцы в конце 19 века ткань запатентовали, так что получилось, что остальные и не при чем. А ведь еще в 14 веке во французском городе Ниме изготовляли ткань из которой стали потом шить джинсы.
Чехи тоже могли бы припомнить свою историю. Они считают, что первую джинсовую материю соткал чех Густав Марбург. Получилась она совсем нечаянно из-за сбоя в производстве партии парусины. Будучи предприимчивым человеком, он продал большую партию «испорченной» ткани в 1876 году на выставке в Вене. Тогда один американский торговец купил эту ткань и отвез в США, где еще более предприимчивый Ливай Страусс ее запатентовал.
Итак получается, что коллективный разум человечества с древних времен обратил внимание на лубяные культуры и росли они во многих странах.
Знаете ли вы, что знаменитая Туринская площаница — это льняное полотнище.
Однако именно на Руси эта культура стала выращиваться и использоваться в промышленных масштабах, стала предметом экспорта.
Когда-то Псковская губерния была центром производства льна, но сегодня традиция растворилась во времени. Создание музея — попытка привлечь внимание к проблеме и возродить утраченное.