Начало Острогожскому историко-художественному музею было положено в 1907 году, когда при Острогожской общественной библиотеке была учреждена художественная галерея им. Ивана Николаевича Крамского, и это один из старейших провинциальных музеев страны, созданный по инициативе общественности.
В создании галереи участвовали дети И. Н. Крамского, ученики и друзья художника, а также Императорская Академия художеств. С момента основания при галерее существовал краеведческий отдел, основу которого составила обширная коллекция местного библиотекаря, любителя старины, Глеба Николаевича Яковлева, включавшая минералогические, палеонтологические, нумизматические и иные экспонаты.
3
Глеб Николаевич вёл переписку с семьёй художника, его учениками. Уже весной 1907 г. прислали в Острогожск свои работы И. Е. Репин, В. Д. Поленов, А. И. Куинджи, М. Л. Щербатов, Е. М. Бём, Н. А. Кошелев, Э. К. Гаугер и другие. Среди присланных Академией было много ученических работ Крамского.
Для такого количества работ необходимо было достаточно просторное здание, но собрать нужную для строительства не удалось. Тогда в центре города, в здании пожарной части, существовавшей с 1880 года, было выделено две комнаты, где и разместились библиотека, музей и присланные картины, рисунки, скульптуры. На собранные деньги было решено соорудить надстройку второго этажа над зданием пожарной части.
Сын Ивана Николаевича Крамского, Николай, работавший архитектором при Зимнем дворце, безвозмездно составил проект. Техническое руководство, и тоже безвозмездно, взял на себя Вадим Павлович Брюллов, внучатый племянник известного живописца Карла Брюллова, работавший в то время в Острогожске инженером путей сообщения. С 1909 по 1910 год шли строительные работы.
12 сентября 1910 года прошло торжественное открытие отстроенного здания. Здесь разместились библиотека, краеведческий музей, а под картинную галерею был отдан весь второй этаж. О новом музее писали газеты и журналы. Это было уникальное явление в провинциальной жизни.
6
Музей располагал значительной коллекцией русского и европейского фарфора, бисерных и гарусных вышивок, золотошвейных церковных покровов и облачений, праздничной крестьянской одежды, нумизматической коллекцией. Библиотека музея насчитывала около 5000 томов, в том числе по искусству и энциклопедические издания.
Вплоть до начала Великой Отечественной войны шёл процесс пополнения фондов галереи. 4 июля 1942 года Острогожск подвергся вражеской бомбардировке. Почти все здания в центре были разрушены и сожжены, уничтожено и здание музея. Часть художественных ценностей успели отправить в эвакуацию. Оставшиеся в музее коллекции погибли в огне, частью — разграблены оккупантами. Уничтожены были также описи и каталоги. Краеведческий отдел и библиотека погибли полностью.
20 января 1943 г. Острогожск освобождён и уже в феврале было принято решение об организации музея в Острогожске заново. Процесс возвращения эвакуированных ценностей затянулся до 1957 г., пока не было отстроено здание музея. Жители Острогожска считали своим долгом пополнять сохранившуюся часть художественной коллекции, а также заново сформировать краеведческую часть. Музей возродился буквально «из пепла».
Давайте пройдём по его залам и познакомимся с историей города и великолепной экспозицией.
Город на берегу реки с поэтическим названием Тихая Сосна был основан в 1652 году, как военная крепость по указу царя Алексея Михайловича для охраны южных рубежей Государства от набегов крымских и ногайских татар. Название своё он получил по имени впадавшей в Тихую Сосну речки Острогощи.
Строилась крепость вольными людьми, прибывшими из разных городов России — 40 стрельцов, 20 пушкарей, станичники и дети боярские, всего более 200-от человек. Первым воеводой и руководителем был Фёдор Юрьевич Арсеньев — представитель дворянского рода Арсеньевых. Позднее город принял и разместил более 1000 украинских переселенцев, прибывших в русские владения под руководством полковника Ивана Николаевича Дзиньковского.
1
По периметру крепость была небольшой, всего около тысячи метров. Крепостная стена имела девять сторожевых башен. У каждой башни было своё название и предназначение. Самая высокая — шестигранная Московская башня. Её высота составляла более 40 метров, вид с этой башни открывался почти на 30 километров.
1
Внутри крепости была построена церковь, находились склады с оружием и продовольствием. Из Тайницкой башни был прорыт подземный ход в сторону реки к подземному роднику.
До начала XVIII века Острогожск сохранял облик военной крепости. Во время правления Петра I Острогожский слободской казачий полк принял активное участие в строительстве военного флота на воронежской земле и победоносном Азовском походе 1696 г., а также в других походах русской армии.
В сентябре 1696 года в Острогожске, в специально подготовленном шатре, состоялась встреча царя Петра I с гетманом Украины Мазепой. Ныне в этом месте установлен памятный знак.
В XVIII веке Острогожск утратил свое стратегическое значение, так как южный оборонительный рубеж Русского государства с Белгородской черты отодвинулся дальше на юг.
Дальнейшее развитие города стало определяться родом занятий его жителей. Острогожск изменил свой социальный статус, став торговым центром, где проходили три годовые ярмарки.
А мы с вами пройдём в следующие залы.
И сначала погрузимся в очень далёкое прошлое — мы в Археологическом зале.
Экспозиция зала представляет богатую, а по мне — так уникальнейшую, археологическую коллекцию, отражающую древнюю историю земли Острогожской. Здесь, в Донской лесостепи, природно-географические условия были благоприятны для жизни охотников, рыболовов и земледельцев. Кого только не было в этих землях: охотники на мамонтов, рыболовы нового каменного века, разноликие племена бронзового века, загадочные киммерийцы, скифы, ираноязычные кочевники — сарматы, славяне, лихие скакуны Золотой Орды.
Вот только небольшой перечень потрясающих археологических находок этого зала: — великолепный резной гребень из оленьего рога, украшенный сверху фигурой гепарда, подлинный шедевр скифского искусства, датирован IV веком до нашей эры.
3
— золотые украшения скифской женщины — серьги в виде пантер и нашивные бляшки с головой кабана также датируются IV веком до нашей эры.
2
— медные котлы IV–III веков до нашей эры.
4
— скифский меч акинак.
3
— есть ещё одна уникальная находка — неолитический чёлн (предположительно около III-го тысячелетия до нашей эры) 9,5 метров в длину, выдолблен из цельного дуба, найденный в реке Дон у села Урыв Острогожского района. К сожалению, увидеть в залах музея этот раритет не представляется возможным, так как консервация его слишком дорогостояща. Сотрудники музея при поддержке предприятий города, спасая находку, переправили чёлн в Острогожск, а затем опустили на дно одного из озёр.
А мы с вами проносимся дальше сквозь века и оказываемся в XIX столетии.
В экспозиции «Дворянский быт второй половины XIX века» находится собрание произведений искусства — живописные полотна, акварели, миниатюры, книги, мебель, выполненная из ценных пород дерева.
3
Украшением коллекции является собрание фарфора. Это и высокохудожественные изделия Императорского фарфорового завода, и чудесная фарфоровая скульптура завода А. Попова, и изящные вещицы завода Ф. Гарднера, и фарфор крупного фабриканта М. С. Кузнецова.
4
Следующий зал «Острогожский уезд во второй половине XIX века» воспроизводит интерьер крестьянской избы. Здесь представлены подлинные предметы быта, собранные в сёлах Острогожского района — глиняная посуда, утварь, ткацкий станок и др.
2
Далее нас ждет зал, посвящённый освоению космоса и воздухоплаванию. Казалось бы, причём здесь Острогожск? Всё просто — среди острогожцев были и свои известные покорители неба.
3
В Острогожске родился Павел Фёдорович Федосеенко — военный пилот-аэронавт. 30 января 1934 года, в Кунцево, стартовал стратостат «ОСОАВИАХИМ-1». Экипаж состоял из трёх человек, командиром был Павел Фёдорович. Цель научного полёта — впервые исследовать стратосферу в зимних условиях. Экипаж побил существующий мировой рекорд в 19600 метров, покорив высоту 22066 метров. К сожалению, при спуске экипаж погиб.
1
Ещё один уроженец Острогожска — лётчик-космонавт, генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза Анатолий Васильевич Филипченко. В Острогожске он окончил школу, работал на авторемзаводе. Затем — Воронежская спецшкола ВВС, Чугуевское военное авиационное училище, Военно-Воздушная академия им. Ю. А. Гагарина. В 1963 г. — зачислен в отряд космонавтов СССР.
2
Анатолий Васильевич совершил два полёта в космос в качестве командира экипажа кораблей «Союз -7» в 1969 г. и «Союз -16» в 1974 г.
Кто-то из острогожцев покорял небо, а кто-то — морские глубины. С покорением морских глубин связал свою жизнь Щербаков Николай Григорьевич. В 1935 году, Николай Щербаков первым в СССР, спустился на глубину 150 метров в жестком скафандре «Кунке», экспериментально доказал, что водолаз может выходить на большой глубине с подводной лодки через её торпедный аппарат. В 1949 году за достижения в области освоения морских глубин стал лауреатом Государственной премии. За работы по подъёму затонувших кораблей водолаз был награжден орденами Ленина, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, многими медалями.
1
Потрясающая коллекция зала «Нумизматика, бонистика, сфрагистика»! Этот зал, наряду с Археологическим, просто заворожил меня!
2
Начало чеканки монет в Древней Руси было положено князем Владимиром на рубеже X–XI веков. Серебряных рудников в то время на Руси не было, серебро завозили из-за рубежа. Русские копейки чеканились на расплющенных обрезках серебряной проволоки. Отдельные города и княжества нередко выпускали свою монету («московки», «новгородки»). Наряду с собственной монетой на территории Руси имели хождение татарские дирхемы, западноевропейские талеры. К середине XVII века медная монета прочно вошла в монетные системы многих европейских государств. В русском же денежном обращении оставались мелкие серебряные монеты из проволоки.
2
Медные деньги (пятаки) появились при Алексее Михайловиче. Они были очень тяжелы и малоценны. Вес 1000 руб. медной монетой составлял 1 тонну. По ценности 1 копейка серебром приравнивалась к рублю медной монетой.
Первые бумажные денежные знаки (ассигнации) появились в России при Екатерине II. Был выпущен 1 миллион рублей ассигнациями при подготовке к войне с Турцией. В середине XVIII века в России появились и первые банки.
А вы знали, что было время, когда в ходу были деньги-марки? Случилось это в период Первой мировой войны.
Война истощила экономику и финансы России. Бумажные рубли все больше обесценивались, не стало хватать и разменной монеты. В 1915 г. были выпущены почтовые марки с целью заменить деньги.
Марки — заменители денег были перфорированы, печатались на тонкой картонной бумаге, имели изображение русских царей на лицевой стороне. Их можно было использовать как почтовые марки или как мелкую серебряную монету.
В годы гражданской войны страна была наводнена огромным количеством различных денежных знаков. Их выпускали белые генералы, временное правительство, на Украине — Центральная Рада. Одни знаки печатались на специальной бумаге со всеми степенями защиты, другие же — на простой бумаге. При попадании влаги на некачественный денежный знак краска растекалась, и нельзя было различить его достоинство.
2
С установлением в стране Советской власти все ранее выпущенные денежные знаки были аннулированы, превращены в боны и стали представлять интерес только для коллекционеров.
Экспозиция зала, посвящённого Великой Отечественной войне, построена полностью на подлинном вещественном и документальном материале (документы, личные вещи, награды, оружие). С июля 1942 года по январь 1943 года Острогожск находился в оккупации. Перед тем, как войти, фашисты его безжалостно бомбили. Город лежал в руинах.
2
На территории Острогожского района находилось 14 концлагерей для военнопленных советских солдат.
И, наконец, мы с вами в художественной галерее, где представлены работы не только Ивана Николаевича Крамского, но и других гениальных художников.
К сожалению, в Графическом зале фотографировать нельзя, поэтому пришлось взять несколько фотографий с сайта музея.
В зале находятся графические, в основном, ученические работы И. Н. Крамского, его учеников, друзей. На произведениях, присланных Академией художеств, стоят печати Академии, на некоторых — оценки. В Академии была следующая система выставления оценок: от «1» до «6» — это наши «пятёрки» и «четвёрки»; «7», «8», «9» и т. д. (по количеству студентов) — это «тройки» и «двойки».
2
На работе И. Н. Крамского «Два натурщика в позе борющихся гладиаторов» стоят две цифры — «8» и «2». «2» обведено кружком — это окончательная оценка, после того, как художник, получив «8», исправил указанные ошибки.
4
Иван Николаевич, уехав из Острогожска, имел за плечами только уездное училище. Трудно дался ему первый год обучения в Академии, т. к. наряду с художественными заданиями ему приходилось восполнять свои пробелы в образовании. К концу же учебного года настойчивость юноши и, прежде всего, его несомненный талант сделали своё дело. Он стал одним из лучших учеников своего курса, а за работы стал получать «1» и «2».
В зале живописи представлены такие мастера, как И. К. Айвазовский, А. И. Куинджи, В. Д. Поленов, И. И. Шишкин, И. Е. Репин, а также немногочисленные спасённые работы дочери Крамского — Софьи Ивановны Юнкер-Крамской.
1 из 2
3
И, наконец, зал декоративно-прикладного искусства и народного творчества, где представлена, в основном, праздничная женская одежда русско-украинского порубежья.
4
Кроме постоянной экспозиции в музее проходят и временные выставки.
И ещё одна, на мой взгляд, изюминка Острогожского музея — возможность подняться на пожарную каланчу.
1 из 2
6
Никогда не знаешь, что можешь увидеть в музеях небольших городов, и часто это оказываются открытия практически мирового масштаба! Острогожский историко-художественный музей — из таких.
Адрес: Воронежская обл., г. Острогожск, бульвар Крамского, 4