Думаю, что знакомство с Оренбургом неплохо начать с Музея истории города, расположенного в историческом здании на высоком берегу реки Урал. Дата на здании указывает на то, что оно было построено в 1856 году, а построили его по приказу генерал-губернатора Василия Алексеевича Перовского для хранения губернского архива и казны.
11
На башне установили часы, которые ранее украшали оренбургский Гостиный двор. Позднее в здании разместили главную гауптвахту, которая существовала здесь до 1974 года. И часы уже не те, исторические часы-куранты, как пишут, по указу властей в 1930 году отправили в Самару для строящегося здания Окружного дома офицеров. Но что-то я их там не видела, возможно, «не доехали». Для башни музея в 1980 году изготовили новые маятниковые часы с колокольным боем.
В 1978 году здание передали городу и после масштабных реставрационных работ открыли в нем музей. Сначала как филиал Оренбургского областного краеведческого музея, а затем — самостоятельный Музей истории Оренбурга.
8
Перед зданием музея стоит памятник Александру Сергеевичу Пушкину работы скульптора Вана Степаняна.
15
Музейная экспозиция начинается уже в фойе, но посмотрим ее позже. Передо мной в музей зашла большая группа школьников старших классов. За билетом меня пропустили, и я поторопилась начать осмотр раньше этой оживленной компании.
Зал «Основание Оренбурга»
Оренбург отсчитывает свой возраст от 1743 года, но история его рождения непростая. Первый раз Оренбургскую крепость заложил в 1735 году у слияния рек Орь и Яик И. К. Кирилов — начальник экспедиции по основанию города — «Оренбургской экспедиции».
7
В 1739 году начальник Оренбургской экспедиции В. Н. Татищев решил, что место негодное, затапливается весенними половодьями, новый город стали строить на новом месте, ниже по течению Яика на Красной горе. Но и оно оказалось неподходящим: удаленное от реки, каменистое, безлесное. В 1743 году город, сохранив название, заложили в третий раз, в месте, окруженном лесами и пахотными землями, у впадения в Яик реки Сакмары. Поэтому Владимир Иванович Даль называл Оренбург «трижды зачатым и единожды рожденным».
8
Проследить историю города можно по историческим документам и предметам XVIII века, которые находятся в этом зале. На стенах под стеклом — документы, рассказывающие о государственных деятелях, имеющих отношение к основанию Оренбурга: И. К. Кириллове, И. И. Неплюеве, П. И. Рычкове, В. Н. Татищеве.
7
В XVIII–XIX веках Оренбург был крупным центром торговли России со странами Средней Азии. В экспозиции есть подлинные предметы быта, старинные монеты, одежда, различные интересные мелочи, которые помогают представить, как выглядел Оренбург того периода.
В витринах — чудом сохранившиеся фрагменты «Елизаветинских ворот», установленных в городе в 1757 году как подарок императрицы Елизаветы в благодарность за то, что Оренбургский губернатор Неплюев с помощью войск успешно подавил башкирское восстание 1755–1756 годов.
5
После революции ворота разрушили, как символ царизма и угнетения народов. В 2008 году «Елизаветинские ворота» по рисункам, фотографиям и сохранившимся элементам воссоздали на историческом месте, на береговом откосе у спуска к реке Урал.
Самый интересный экспонат в этом зале — макет Оренбурга второй половины XVIII века. По нему можно оценить масштабы Оренбургской крепости, сравнить ее с современным Оренбургом и, возможно, поискать знакомые места.
5
Зал «Крестьянская война 1773—1775 гг. под предводительством Е. И. Пугачева»
Крестьянская война 1773–1775 годов, которую возглавил Емельян Пугачев, — одна из самых трагических и противоречивых страниц истории России. В этот период, по данным историка XIX века В. Н. Витевского, в Российской империи погибло около ста тысяч человек, представителей разных национальностей и сословий.
4
Экспонаты музея рассказывают о развитии событий Крестьянской войны на территории Оренбургской области. Спустя 60 лет после окончания о них рассказал в своей исторической прозе великий русский поэт и писатель А. С. Пушкин.
В витринах уменьшенные копии сельскохозяйственных орудий, которые применялись для пахоты в XVII–XIX веках. Вот плуг,
5
а это — соха.
4
В витринах за стеклом — диорама «Штурм повстанческой армией Е. И. Пугачева города-крепости Оренбург» и образцы оружия, с которым воевала армия Пугачева.
7
Внизу, под пушечным лафетом — подлинные артиллерийские ядра XVIII века. А вот пушечный лафет и повстанческие знамена — реквизит со съемок фильма «Русский бунт», снимавшегося по мотивам документальной повести А. С. Пушкина «История Пугачевского бунта» и повести «Капитанская дочка» в Оренбургской области. После окончания съемок этот реквизит был передан в музей.
6
Достоверно известно, что у восставших были знамена, им придавали большое значение. Ни один отряд пугачевского войска не вступал в сражение без знамени.
5
Выставлен макет дома в Бердской слободе, где жил Емельян Пугачев с 4 ноября 1773 года по 23 марта 1774 года.
5
8
Есть копия знаменитого «двойного» портрета Е. И. Пугачева, хранившегося в Государственном историческом музее в Москве. Он считался единственным изображением предводителя народного восстания, написанным с натуры до его пленения. Если кто не знает историю этого портрета, может прочитать в интернете, не буду пересказывать.
4
Рядом — портрет оренбургского губернатора тех лет И. А. Рейнсдорпа. Это он руководил обороной Оренбурга, осаждённого войском Пугачёва с 5 октября 1773 года по 23 марта 1774 года. Императрица Екатерина II в. именном указе от 1 мая 1774 года высоко оценила заслуги Рейнсдорпа в обороне Оренбурга и пожаловала ему орден Александра Невского.
В Москве Емельян Пугачев содержался накануне казни около двух месяцев в тюрьме на Монетном дворе. В музее выставлена точная копия с оригинала клетки, в которой его держали. Подлинник хранится в Москве в Государственном историческом музее.
5
В центре — копия прижизненного портрета Екатерины II работы И. Б. Лампи (Старшего), подаренная городу в 1998 году, к 255-летию со дня основания Оренбурга, художником И. С. Глазуновым.
Портрет Емельяна Пугачева в тюрьме во время допроса, а также подлинные ручные кандалы, в таких он изображен на картине.
5
Зал «А. С. Пушкин в Оренбургской губернии»
7
Александр Сергеевич Пушкин бывал в Оренбургской губернии. Он стал первым исследователем, кто получил разрешение императора Николая I на работу с документами о событиях Крестьянской войны 1773–1775 годов под предводительством Емельяна Пугачева. Изучив архивные материалы, А. С. Пушкин совершил в сентябре 1833 года путешествие в Оренбургскую губернию. Он хотел сопоставить архивные документы с рассказами очевидцев Крестьянской войны, собрать материалы, необходимые в работе над «Историей Пугачевского Бунта» и повестью «Капитанская дочка».
5
Так, в Бердской слободе Пушкин беседовал с казачкой И. А. Бунтовой, помнившей события пугачевщины, в те времена ей было около 13 лет. Она не только рассказала о событиях и участниках Крестьянской войны, но и передала отношение народа к личности Е. И. Пугачева. С её слов Пушкин записал в своей дорожной тетради: «В Бёрде Пугачев был любим, его казаки никого не обижали», «Весь черный люд (народ) был за Пугачева».
На стенах под стеклом — документы, касающиеся пребывания Пушкина в Оренбургской губернии: карта маршрута, дело об осуществлении за ним тайного полицейского надзора и другие. В Бёрды А. С. Пушкин ездил вместе со своим давним знакомым — В. И. Далем, служившим в Оренбурге чиновником особых поручений при военном губернаторе В. А. Перовском.
5
Чтобы передать колорит эпохи 1830 годов, в экспозиции воссоздана часть интерьера дворянской гостиной первой половины XIX века.
10
В витринах — пистолеты XIX века, томик Пушкина, изданный в 1899 году к 100-летию со дня рождения поэта.
6
А вот походный сундучок — тоже реквизит со съемок фильма «Русский бунт».
7
Зал «Интерьер комнаты жителя Оренбурга конца XIX — начала XX веков»
Интерьер этого зала интересен тем, что не собран из разрозненных предметов интерьера, а практически полностью подарен музею наследниками оренбургского конезаводчика Иванова. Здесь можно видеть польский буфет в стиле модерн, стол и комод местного производства,
10
австрийское пианино в стиле рококо, венские стулья фирмы братьев Тонет.
11
10
Выставлены предметы гардероба этого периода: ажурный женский жакет ручной работы, корсет, мужские манишки, шёлковые носовые платки, обувь.
7
Есть и витрина с фарфоровой посудой «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова», серебряными столовыми предметами, фаянсом, стеклом с заводов промышленников Мальцовых.
Зал «Судьба мимолётного стиля. Русский модерн в Оренбурге»
Экспозиция этого зала посвящена русскому модерну, стилю, возникшему на рубеже XIX–XX веков в России. Модерн получил распространение как массовый модный стиль и активно внедрялся не только в столичный, но и в провинциальный быт начала ХХ века.
В Оренбурге большую часть населения составляли представители среднего класса, они не имели возможностей полностью обновить обстановку в соответствии с последними модными тенденциями, поэтому в интерьерах модерн в чистом виде встретить было сложно, чаще он был представлен только в отдельных элементах мебели и предметов интерьеров. Чаще всего, в одной комнате стояла новая мебель и мебель, приобретенная в предыдущие годы, т. е. не было единого стиля.
10
В этом зале воссозданы интерьеры спальни и кабинета рубежа XIX–XX веков, составленные из предметов мебели и быта в стиле модерн.
9
Диван в стиле модерн с массивным изголовьем, украшенным прямоугольным зеркалом, обтянут черным дерматином. Печь изразцовая начала XX века поступила в музей из дома купца I гильдии, владельца первой паровой мельницы Оренбурга В. Юрова.
10
Кровать в стиле модерн, ее корпус выполнен из дерева с лаковым покрытием, а верхняя часть спинки украшена латунными линейными орнаментами.
9
Зал, посвященный Оренбургскому казачеству
6
В экспозиции предметы быта казачьей избы прошлых лет и предметы, имеющие отношение к современному казачеству.
3
В витрине:
Георгиевский крест I степени
Знак Оренбургского казачьего войска
Погон юнкеров Оренбургского казачьего училища
Медаль «В память 300-летия царствования дома Романовых 1613–1913»
Шпора
Сабля и ножны (муляж)
3
В витрине:
Штык к винтовке
Штык-нож винтовки «Маузер К98»
Штык-нож винтовки С.Мосина
Шашка казачья
3
На стенах фотографии, групповые снимки казаков Оренбургского казачьего войска, участников Первой мировой войны.
4
Реплики женских и мужских казачьих костюмов.
2
В небольшой комнатке воссоздан кабинет оренбургского генерал-губернатора.
На стене в центре — портрет императора Николая I. Это вольная копия В. А. Ефарицкого с портрета немецкого художника-портретиста Франца Крюгера, выполненного в 1852 г.
3
Слева — портрет оренбургского военного губернатора, графа Петра Кирилловича Эссена, автор Н. Мирошников. Вольная копия с портрета, выполненного Джорджем Доу и его мастерской в 1826 г.
Справа — портрет В. А. Обручева (1795–1866), русского военного, генерала от инфантерии, участника Отечественной войны 1812 года, войны с Турцией. В 1842 году был назначен командиром отдельного Оренбургского корпуса, оренбургским военным губернатором и управляющим гражданской частью.
5
На стойке у стены бюст Афины Паллады.
5
5
На стене над диваном висит карамультук, среднеазиатское оружие с кремневым замком, инкрустированное темной и белой костью, а также дульнозарядное ружье XVIII века.
5
В музее много экспонатов самого разного рода. Вот, например, в углу стоит подлинный шпиль с минарета Караван-Сарая. Кстати, автором проекта был архитектор Александр Павлович Брюллов, брат знаменитого художника.
5
На стене висят портреты знаменитых людей, чья жизнь была связана с Оренбургом, известных оренбуржцев и исследователей Оренбуржья. Среди них композитор А.Алябьев, писатель и поэт А. Н. Плещеев, поэт и наставник цесаревича, будущего императора Александра II, В. А. Жуковский, архитектор А. Брюллов, писатель В.Даль и другие.
5
Фойе
Экспозиция музея начинается в фойе. Главный экспонат — картина «Оренбург в трёх веках», созданная оренбургскими художниками А. А. Власенко и В. М. Ерёменко. Это разделённое на три части полотно, созданное с использованием видов города XIX века, старых гравюр и рисунков, и рассказывающее об истории Оренбурга в XVIII, XIX и XX веках.
6
Постоянная экспозиция представлена костюмами народов, живущих на территории Оренбургской области.
1 из 3
6
Башкирский женский национальный костюм. Реплика. Башкортостан. 90-е годы XX в.
В этот день в фойе также были выставлены картины художников, посвященные Оренбургу.
1 из 3
5
Музей мне понравился. Считаю, что неплохо начинать знакомство с любым городом с посещения Музея его истории.