Первое впечатление о любом городе путешественник получает на вокзале.
Первое впечатление о любом городе путешественник получает на вокзале.
Ибо прибывают большинство путешественников именно на него.
Давайте полюбуемся на железнодорожный вокзал города воинской славы Орла.
Название города может происходить от гидронима реки Орел — левого притока Оки, а со 2-й половины XIX века известной как Орлик.
Железные дороги на территории нынешней Орловской области появились благодаря первому крупному проекту строительства и развития железнодорожной сети России в 1860-е годы.
Предпосылками к такому грандиозному сооружению железных дорог стали необходимость быстрых товароперевозок и нужды военно-промышленного комплекса Империи. Средства для строительства были нужны не малые и они были получены оригинальным способом — от продажи Аляски США.
В черте Москвы каждая верста пути обошлась в 140 тысяч рублей, до Орла — 45 тысяч за версту, до Курска — 35 тысяч.
Министр финансов Михаил Рейтнер ожидал от новых железных дорог увеличение экспорта, а как следствие — получение валютных средств на дальнейшее развитие. Орёл же являлся одним из крупнейших сельскохозяйственных центров страны, а имея железнодорожный путь для вывоза продукции, он должен был стать главным экспортным узлом страны.
В деле строительства дороги в Орле помог орловский предводитель дворянства Александр Васильевич Шереметев. Именно он был автором земской железной дороги Орёл-Витебск. Будучи настоящим патриотом, он не стремился обогатиться за счет строительства в отличие от других работников, что в итоге привело к его банкротству.
Первый поезд из Москвы в Орёл в 1868 году привел машинист-англичанин. На весь путь потребовалось около 12 часов.
Одновременно открылось движение поездов по линии Орёл-Витебск-Рига, связавшей Черноземье с прибалтийскими портами. В 1870 году железнодорожные пути протянулись из Орла на восток, через Елец и мой Липецк до Грязей, а позже до Царицына.
На дореволюционных открытках здание вокзала появлялось не реже, чем храмы, центральные улицы и другие достопримечательности.
Писатель-орловец Иван Бунин в своем произведении «Жизнь Арсеньева» описал Орёл и его вокзал:
«я шел на вокзал. За триумфальными воротами начиналась темнота, уездная ночная глушь… Полевой зимний ветер уже доносил крики паровозов, их шипение и этот сладкий, до глубины души волнующий чувством дали, простора, запах каменного угля. Навстречу, чернея, неслись извозчики с седоками — уже пришел московский почтовый? …Буфетная зала жарка от народа, огней, запахов кухни, самовара, носятся, развевая фалды фраков, татары-лакеи… За общим столом — целое купеческое общество, едят холодную осетрину с хреном скопцы… В книжном вокзальном киоске было для меня всегда большое очарование, — и вот я, как голодный волк, брожу вокруг него, трясусь, разглядывая надписи на желтых и серых корешках суворинских книг. Все это так взволновывает мою вечную жажду дороги, вагонов и обращается в такую тоску по ней, с кем бы я мог быть так несказанно счастлив в пути куда-то, что я спешу вон, кидаюсь на извозчика и мчусь в город, в редакцию…»
Строительство железных дорог способствовало быстрому развитию и укрупнению орловского железнодорожного узла и полному прекращению судоходства по Оке.
Судя по темпам строительства и планам будущих магистралей, Орлу было уготовано стать железнодорожной столицей европейской части России.
Однако, наступивший 1917 год помешал дальнейшему сооружению.
Фото сделано в переходе вокзала.
Интересен случай произошедший в 1919 году рядом с паровозным депо. В Москву из Харькова возвращался деятель революции Яков Свердлов. 7 марта 1919 года около 10 часов утра на станции Орёл поезд остановился, потому что орловские железнодорожники забастовали и перекрыли движение. В губернском городе Советской России стоял голод. Доведенные до отчаяния голоданием своих семей и смертью близких железнодорожники Орла требовали Свердлова выйти к ним. Едва член ЦК вышел на платформу, из тысячной толпы в него полетели уголь и поленья для паровозов. Потеряв сознание, Свердлов упал на землю. Охрана завязала с толпой орловцев драку. Уже больной к тому времени деятель революции Яков Свердлов через неделю 16 марта скончался в Москве. Его именем было названо то самое локомотивное депо Орла.
В октябре 1919 года станция, как и город, переходила под контроль белой армии Деникина. В течение недели на орловских железнодорожных путях стояли бронепоезда «Иоанн Калита» и «Офицер».
После гражданской войны для железнодорожного узла города Орла наступили тяжелые времена. В 1922—1923 гг. ликвидируется управление дороги. На улицу выбросили не только явных бюрократов, но и сотни отличных специалистов. Однако количество орловских железнодорожников на все рабочее население напоминало, что город является крупным железнодорожным узлом.
Даже, когда в 1930-х Орёл стал всего лишь районным центром станция оставалась главным предприятием города.
С началом оккупации города 3 октября 1941 года станция перешла под контроль вермахта. Станция являлась стратегическим объектом для немецких войск. Через неё осуществлялась поставка оружия, боеприпасов, топлива для наступающей 2-танковой армии Гудериана на Москву, а затем и солдат вермахта расквартированных в Орле. По распространенной версии перед отступлением большей части немецких войск из Орла в августе 1943 г. они сожгли и взорвали здание вокзала. Однако, на самом деле орловский вокзал уничтожила советская дальняя авиация в ночь на 4 июня и 19 июля 1943 года, превратив здание вокзала в руины. Когда 4 августа Советские войска освободили орловский железнодорожный узел, вместо красивого орловского вокзала они увидели почти полностью разрушенное чёрное закопчённое здание с немецкой надписью Orel на одной внешней сохранившейся стене.
Современное здание Орловского вокзала было построено в 1949–1950 годах по уникальному проекту архитектора С. А. Мхитаряна в стиле русского классицизма.
При детальном анализе планировки современного здания в нем угадываются сохраненные черты старого вокзала.
В СССР Орловский железнодорожный вокзал считался одним из самых красивых вокзалов в стране.
С витражей больших окон смотрят знаменитые орловчане: Тургенев, Бунин, Фет, Андреев, Пришвин.
Одно время в 1950-х платформу у колоннады украшала уменьшенная бутафорская копия Спасской башни и металлические конструкции в форме салюта над ней. Такое украшение было сооружено к 390-летию города в 1956 году. Фанерная башня была очень точно сконструирована в масштабе и раскрашена, и, порой, у гостей города проезжающих мимо на поездах создавалось впечатление, что в Орле тоже есть своя Спасская башня.
В день города 5 августа 1958 г. в центре ансамбля внешнего здания вокзала были установлены башенные часы. Работы были выполнены СУ-330 и Орловским Часовым Заводом «Янтарь» по проекту архитектора О. В. Левитского. Часы исполняют мелодию из 1-й симфонии Орловского композитора Калинникова.
До 1961 г. центральный вход украшала статуя Сталина.
В мае 2008 г. в центре ансамбля Привокзальной площади была установлена топиарная фигура орла, выполненная из экологически чистых материалов. Символ города выполнен силами специалистов МУП «Совхоз „Коммунальник“» и является частью программы по озеленению города. Высота фигуры — 7 м. Первоначально, из-за нехватки материалов и сжатых сроков, статуя была сделана из берёзовых веток и отличалась от проектного вида, в частности, были нарушены пропорции и перспектива. Орёл вызвал неоднозначную реакцию жителей города.
В марте 2009 года берёзовые ветки были заменены однолетним растением кохия, фигура стала больше соответствовать проекту
В августе 2016 года, в рамках празднования 450-летия Орла, топиарную скульптуру орла заменили на бронзовый памятник. Постамент в виде земного шара украшает логотип 450-летия Орла, а сверху сидит бронзовая птица.
Монумент стал юбилейным подарком городу от известного предпринимателя Николая Грешилова.
Как видите на этом фото что расположено на вокзале, Орёл посещают наши «думские старцы». А как же по другому, ведь Геннадий Зюганов орловчанин.
Мы попали на этот вокзал по пути в Поныри Курской области и по прибытии обратно.
Но это уже совсем другая история…
В подготовке мматериала использованы сведения из Википедии