Пришла пора пройтись теперь по интереснейшим орловским музеям.
Для такого небольшого города в 300 тысяч жителей как Орёл их куча.
За утро последнего дня нахождения в городе я успел посмотреть их целых три:
«Музей Лескова», «Музей писателей орловцев», «Военно-исторический музей».
Жаль что музей полярного исследователя Русанова находился на реставрации. Полтора года назад я побывал в музее полярника Седова на Азовском море в осажденной Донецкой республике. Тот седовский музей был классный и бесплатный. Обещаю рассказать когда-нибудь Вам о той шикарной поездке в ДНР.
Но вернёмся в Орёл.
2
Вот в этом доме проживал известнейший писатель Н. С. Лесков.
Но музей в этом доме временно не работает.
Он на некоторое время переехал в дом Грановского на ул. 7 Ноября.
Такое ощущение что всё в Орле не работает или на реконструкции сейчас. Видимо подготовка к 9 ноября 2018 г. (200-летие рождения Тургенева) идёт полным ходом по всем музеям.
Дом Грановского.
К сожалению «бездомная» экспозиция музея Лескова занимает сейчас всего пару комнат в доме Грановского. На большее места нет в небольшом доме историка Грановского.
Ну что делать? Посмотрим что есть.
Стоимость билета — 70 рублей, для льготников — 50.
Экскурсионное обслуживание по музею на группу стоит 500 руб. Если Вы один, то заплатите на одного все 500. Что может рассказать экскурсовод по двум маленьким комнатам музейчика? Поэтому посмотрим на экспозицию самостоятельно.
Николай Семёнович Лесков (1831 г., село Горохово, Орловская Губерния — 1895 г. Санкт-Петербург) — русский писатель и публицист, мемуарист.
«Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей и который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть», — писал Святополк Мирский в 1926 г.
Предки писателя.
Отец Лескова, Семён Дмитриевич Лесков (1789–1848), выходец из духовной среды. Порвав с духовной средой, он поступил на службу в Орловскую уголовную палату, где дослужился до чинов, дававших право на потомственное дворянство, и, по свидетельству современников, приобрёл репутацию проницательного следователя, способного распутывать сложные дела. Мать, Мария Петровна Лескова (урождённая Алферьева) (1813–1886) была дочерью обедневшего московского дворянина.
Раннее детство Н. С. Лескова прошло в Орле.
После 1839 года, когда отец покинул службу (из-за ссоры с начальством, чем, по словам Лескова, навлёк на себя гнев губернатора), семья — супруга, трое сыновей и две дочери — переехала в село Панино (Панин хутор) неподалёку от города Кромы. Переехали в очень скромный дом.
Здесь, как вспоминал будущий писатель, и началось его познание народа.
В августе 1841 г. в десятилетнем возрасте Лесков поступил в первый класс Орловской гимназии, где учился плохо: через пять лет он получил свидетельство об окончании лишь двух классов.
Оценки гимназиста Н. Лескова — четвертая строка снизу.
Проводя аналогию с Н. А. Некрасовым, литературовед Бухштаб предполагает: «В обоих случаях, очевидно, действовали — с одной стороны, безнадзорность, с другой — отвращение к зубрёжке, к рутине и мертвечине тогдашних казённых учебных заведений при жадном интересе к жизни и ярком темпераменте».
В июне 1847 г. Лесков поступил на службу в Орловскую уголовную палату уголовного суда, где работал его отец, на должность канцелярского служителя 2-го разряда. После смерти отца от холеры (в 1848 г.), Николай Семёнович получил очередное повышение по службе, став помощником столоначальника Орловской палаты уголовного суда, а в декабре 1849 года по собственному прошению — перемещение в штат Киевской казённой палаты. Он переехал в Киев, где жил у своего дяди Алфёрова.
В Киеве (в 1850–1857 годы) Лесков посещал вольнослушателем лекции в университете, изучал польский язык, увлекся иконописью, принимал участие в религиозно-философском студенческом кружке, общался с паломниками, старообрядцами, сектантами.
В 1857 г. Лесков уволился со службы и начал работать в компании мужа своей тётки А. Я. Шкотта (Скотта) «Шкотт и Вилькенс». При этом по делам фирмы Лесков постоянно отправлялся в «странствования по России», что также способствовало его знакомству с языком и бытом разных областей страны. «…Это самые лучшие годы моей жизни, когда я много видел и жил легко», — позже вспоминал Н. С. Лесков.
Лесков начал печататься сравнительно поздно — на двадцать шестом году жизни, поместив несколько заметок в киевских изданиях «Современная медицина» (статья «О рабочем классе», несколько заметок о врачах). Статьи Лескова, обличавшие коррупцию полицейских врачей, привели к конфликту с сослуживцами: в результате организованной ими провокации Лесков, проводивший служебное расследование, был обвинен во взяточничестве и вынужден был оставить службу.
Писательская карьера Н. С. Лескова началась в 1863 г., вышли его первые повести «Житие одной бабы» и «Овцебык» (1863–1864).
Тогда же начал печататься роман «Некуда» (1864), сатирически изображавший быт нигилистической коммуны, которому противопоставлялись трудолюбие русского народа и христианские семейные ценности, вызвал неудовольствие радикалов. Было отмечено, что у большинства изображённых Лесковым «нигилистов» были узнаваемые прототипы.
Левая пресса активно распространяла слухи, согласно которым роман был написан «по заказу» Третьего Отделения полиции. Это «гнусное оклеветание», по словам писателя, испортило всю его творческую жизнь, на многие годы лишив возможности печататься в популярных журналах.
В те же годы вышли произведения Лескова, «Леди Макбет Мценского уезда» (1864), «Воительница» (1866) — повести, в основном, трагического звучания, в которых автор вывел яркие женские образы разных сословий.
Помните одноимённый советский фильм с участием Александра Абдулова и Натальи Андрейченко 1989 года? Там героиня влюбляется в приказчика Сергея и с его помощью убивает престарелого мужа и его малолетнего племянника. Преступление раскрыто и обоих преступников ссылают на каторгу. Но Сергей сразу забыл о своих чувствах, как только Катерина перестала быть потенциальной богачкой. Он даже издевался над ней, а кроме всего прочего подыскал ей замену среди других каторжанок. Но Катерина ставит свою точку в смертельной истории. Вцепившись в любимого, она вместе с ним кидается с парома в Волгу…
В книге немного не так развивается сюжет. Там Катерина травит мужа, подушкой душит мальчика и в пучину идёт не с любовником, а с соперницей.
Интересно что в Мценске есть старинный дом где жила такая же купчиха и история эта Лесковым не выдумана. В этом путешествии на орловщину я побывал также и у этого дома в Мценске, о чём расскажу Вам в другом рассказе.
1
Одним из самых ярких образов в галерее лесковских «праведников» стал Левша («Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», 1881). Впоследствии критики отмечали здесь, с одной стороны, виртуозность воплощения лесковского «сказа», насыщенного игрой слов и оригинальными неологизмами (нередко с насмешливым, сатирическим подтекстом), с другой — многослойность повествования, присутствие двух точек зрения: «где рассказчик постоянно проводит одни взгляды, а автор склоняет читателя к совсем иным, часто противоположным».
1
При публикации в «Руси», а также в отдельном издании повесть сопровождалась предисловием:
Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке, но, очевидно, она пошла из одного из этих мест. Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму. Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку ещё в царствование императора Александра Первого.
2
Впоследствии оно было исключено автором, так как критика восприняла его буквально и сочла «Левшу» просто записью старинной легенды.
В 1872 году вышла повесть «Очарованный странник», произведение свободных форм, не имевшее законченного сюжета, построенное на сплетении разрозненных сюжетных линий. Впоследствии отмечалось, что образ героя Ивана Флягина напоминает былинного Илью Муромца и символизирует «физическую и нравственную стойкость русского народа среди выпадающих на его долю страданий». Несмотря на то, что в «Очарованном страннике» критиковалась бесчестность властей, повесть имела успех в официальных сферах и даже при дворе.
Кстати, помните одноименный фильм 1990 г. с участием Михайлова?
В 1880-х годах Лесков создал также серию произведений о праведниках раннего христианства: действие этих произведений происходит в Египте и Ближнем Востоке. Сюжеты этих повествований были, как правило, заимствованы им из «пролога» — сборника жития святых и назидательных рассказов, составленных в Византии в X–XI веках.
1
В это же время писателем создаётся цикл произведений для детей, которые он публикует в журнале «Задушевное слово» и «Игрушечка»: «Христос в гостях у мужика», «Неразменный рубль», «Отцовский завет», «Лев старца Герасима», «Томленье духа», первоначально — «Коза», «Дурачок» и другие.
Вместе с тем в творчестве писателя усилилась и сатирически-обличительная линия («Тупейный художник», «Зверь», «Пугало»): наряду с чиновниками и офицерами в числе его отрицательных героев стали всё чаще появляться священнослужители.
Умер Николай Семенович Лесков 21 февраля 1895 г. в Петербурге от очередного приступа астмы, мучившей его последние пять лет жизни. Похоронен Николай Лесков на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.
Кое-что из подлинных вещей, книг из дома писателя.
После революции 1917 года Лесков был объявлен «реакционным, буржуазно-настроенным писателем», и произведения его на долгие годы (исключение составляет включение 2 рассказов писателя в сборник 1927 года) были преданы забвению. Во время короткой хрущёвской оттепели советские читатели наконец получили возможность вновь соприкоснуться с творчеством Лескова — в 1956–1958 годах было издано 11-томное собрание сочинений писателя, которое, однако, не является полным: по идеологическим причинам в него не был включён наиболее резкий по тону антинигилистический роман «На ножах».
В годы застоя предпринимались попытки издавать короткие собрания сочинений и отдельные тома с произведениями Лескова, которые не охватывали области творчества писателя, связанной с религиозной и антинигилистической тематикой (хроника «Соборяне», роман «Некуда»), и которые снабжались обширными тенденциозными комментариями. В 1989 году первое собрание сочинений Лескова — также в 12 томах — было переиздано в «Библиотеке „Огонька“».
Впервые по-настоящему полное (30-томное) собрание сочинений писателя стало выходить в издательстве «Терра» с 1996 года и продолжается до сих пор.
Продолжение о других музеях Орла следует.
В подготовке материала использованы сведения из Википедии