Не менее 150 барж, теплоходов и пароходов покоится на дне и по берегам Оби и Обского водохранилища. Поднимать их со дна экономически нецелесообразно — затраты на подъем в разы превышают возможную прибыль от сдачи в металлолом. По закону поднимают лишь те, что мешают судоходству или создают угрозу экологии. Если судно мешает рыболовству, его тоже нужно убрать, при этом счет выставляется владельцу. На практике, найти владельца нереально.
Доступность этого современного туристического объекта весьма невысокая! Мы подобрались с моря — на противоположном берегу у нас дача, решили Five o’clock Tea провести на природе. Второй путь — по суше и, как говорят, весьма запутанный. Полагаю, что этот туробъект — только для местных либо для сильно увлеченных!
В 1980-е годы по Оби перевозили до 35 миллионов тонн грузов. В конце 2000-х грузооборот в Обском бассейне составлял около 10 миллионов тонн. Автоперевозки практически полностью вытеснили судоходство и огромное количество ручных судов осталось «не у дел». В Затоне, в Новосибирске, есть «кладбище» или музей речных судов. Еще один объект — сгоревший колесный пароход — находится близ села Чингис. При строительстве Бугринского моста пришлось понять со дна затопленный 40 лет назад пароход «Кишинев». Стоимость подъема составила более 3,5 млн рублей, доход от сдачи в металлолом — 100 тысяч рублей.
Возвращаясь к нашему объекту… когда здесь последний раз причалило данное судно — информации нет. На мостике, который приварен к борту, есть единственная дата — 20.06.1982. Видимо это дата, когда был смонтирован причал к барже. Сколько же здесь стоит сама баржа — загадка!
Из всех конструкций на борту судна сохранилось только одно помещение — что-то вроде капитанской рубки. Машинное отделение, если оно здесь и было, вместе с остатками механизмов, вероятно, находится под водой, так же, как и трюмное помещение.
По мнению эксперта, это судно когда-то было теплоходом класса СТ. Такие корабли, с командой 7–8 человек, в 60-х годах прошлого века доставляли грузы по рекам.
«По переделке судна видно, что со временем движительно-рулевой комплекс и машинное отделение были демонтированы, люки и прочее, иллюминаторы были заварены. С большей долей вероятности, судно было переделано в несамоходное, так называемый лихтер», — сообщил специалист по речному транспорту Юрий Хохлов [http://novosibirsk-news.net].
На следующее лето я планирую посетить все известные заброшенные суда в Новосибирской области. Буду делиться информацией! Если кому-то понадобятся координаты — в следующем году сниму. Но, думаю, и так можно найти дорогу — местные подскажут!